В Елабуге состоялся вечер памяти Владимира Высоцкого

05.02.2018 14:46 9

В Елабуге состоялся вечер памяти Владимира Высоцкого

Наверное, не случайно то, что феномен Владимира Высоцкого проявился во время, когда страна переживала период застоя, когда всем смельчакам-обличителям так или иначе перекрывали кислород. А он сумел избежать участи быть выдворенным за кордон или упрятанным в психушку. Его песни, записанные на концертах, тиражировались подобно самиздату и находили дорогу к слушателям, уставшим от всё приукрашивающей лжи и отупляющей идеологической пропаганды.

Очевидно, каждый, кто пришёл в Библиотеку Серебряного века на вечер, посвящённый 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, мог сказать о нём что-то своё. Но зал был полон и, естественно, выступили лишь те, кому довелось его видеть, кто пел его или посвящённые ему песни или читал стихи. Ведущий — Андрей Иванов — говорил в этот вечер, в основном, хриплым голосом и сыпал цитатами из известных песен Высоцкого.

А первые песни, прозвучавшие целиком, исполнил Сергей Поспелов, избравший по случаю дня рождения шуточные «письма» на сельхозвыставку из деревни и обратно, которые от души повеселили публику. А вот в Париже, где «мы нужны как в русской бане лыжи», собравшиеся смогли «побывать» благодаря Антону Неймышеву. Вслед за тем прозвучала драматическая песня «Я несла свою беду», которую Ольга Кузьмичева-Дробышевская исполняет так, словно это именно о ней написал когда-то Владимир Высоцкий.

Николаю Алешкову довелось встретиться с ним дважды. В первый раз в начале семидесятых — мельком, в театре на Таганке, где он, тогда корреспондент военной газеты «На боевом посту» Московского округа ПВО, брал интервью у восходящей кинозвезды Валерия Золотухина. Второй раз — в 1974 году в Набережных Челнах, куда актёры театра на Таганке приехали на гастроли и тогда же выступили на стройплощадке литейного завода перед тысячной аудиторией одетых в рабочие спецовки камазовцев. Все ждали Высоцкого, а к микрофону между тем выходили его коллеги. Толпа шумела, и тогда Высоцкий выбежал на сцену и сказал: «Тихо!» Все замолчали. А он продолжил: «Если вы будете вот так нехорошо встречать моих друзей, я петь не буду». Этого было достаточно, чтобы зал под открытым небом мгновенно успокоился. Всем хотелось воочию увидеть и услышать человека, песни которого в те годы постоянно неслись из окон многочисленных рабочих общежитий Набережных Челнов.

«Высоцкий дорог моему поколению, — сказал, заканчивая своё выступление Н.Алешков. — Если говорить о таких его песнях, как «Охота на волков», «Банька по белому», «Кони привередливые», то без них все мы, и я в том числе, были бы немножко другими. Так что низкий поклон его памяти».

В этот вечер в Библиотеке Серебряного века была развёрнута выставка грампластинок и фотографий В.Высоцкого из домашней коллекции Виктора Белова.

«Посмотрев эту выставку, — сказала Елена Емалтынова, — я увидела тетрадь, где записаны песни Высоцкого. У меня дома тоже есть такая тетрадь. Ещё в школьные годы я увидела его в фильме «Место встречи изменить нельзя», а когда мне в руки попала кассета, я увлеклась его творчеством, слушала и переписывала песни. Например, про горы, после которых мне сразу же захотелось отправиться в путешествие, стать альпинистом. Потом была учёба в музыкальном училище, консерватории и это увлечение как-то отошло. Через много лет мы приехали жить в Набережные Челны, где недалеко от нашего дома был построен памятник Высоцкому в виде гитары и разбитого колокола. А я в юности очень хотела научиться играть на гитаре, но как-то не вышло. Увидев памятник, я подумала: «Вот она — подсказка. Давай, бери в руки этот инструмент». С того времени я начала учиться играть на гитаре, и мои первые выступления были связаны с вечерами памяти Высоцкого.

Сегодня я исполню песню «Колокол Высоцкого в Челнах». Памятник этот очень символичен: голос Высоцкого, действительно, как колокол будил всю Россию, никого не оставлял равнодушным — любили его или ненавидели — он трогал всех. Я часто гуляла около этого памятника и слышала, как гудели струны гитары, звучал колокол. Так получилась песня на стихи Виктора Петровича Гладкова»:

Привередливые кони мчали сани знойным летом.        «Чуть помедленнее», — больше хриплый голос не просил.        Он затих и заструился, в небеса добавив света,        А огонь Олимпиады так внезапно пригасил.                Стихли марши и фанфары и награды потускнели,        Стало пусто, стало жутко на родимой стороне.        Все от боли застонали, как-то разом онемели        Те, кто раньше слушал верный этот колокол в стране.                Что гремел, будил Россию, облетал раскат планету,        Не похож был на собрата за оградою Кремля.        Превзошёл того по силе, заслужил себе карету        И, по праву от народа, — в дар корону короля.                Привередливые кони мчали сани знойным летом.        «Чуть помедленнее», — больше хриплый голос не просил.        Он звездою устремился, в небеса добавив света,        Вечно жить, творить и помнить, в душах веру сохранить,        Чудо-колоколом снова наши души воскресить.

Смерть Высоцкого, случившаяся в один из дней московской Олимпиады, действительно, отразилась на этом главном международном спортивном форуме. По словам Виктора Белова, отец которого в составе офицеров Елабужской школы милиции был задействован на охране правопорядка в Москве, в день, когда хоронили В.Высоцокого, трибуны Лужников стояли полупустыми, хотя во всё остальное время они были переполнены.

Виктор Гладков находился в этот вечер в Библиотеке Серебряного века. Также, как Тамара Шабалина — автор стихов другой песни «Ода Владимиру Высоцкому», прозвучавшей в исполнении Людмилы Валитовой, сочинившей к ней мелодию. А вот творческий тандем Владимира Бессмертных и Юрия Мишагина распался после смерти последнего. Однако их совместная песня, посвящённая В.Высоцкому, продолжает жить. Она начинается и заканчивается следующими четверостишиями:

Ты срывал маски с призрака-века,        С хрипотой вере-правде уча.        Я не знаю средь бардов смелей человека,        Пусть горит твоей памяти вечно свеча…                Твои песни круты и чисты как вершины.        И неповторимы, чудесны всегда.        Ты фанат высоты, покоритель колдуньи Марины.        Пусть горит твоей памяти вечно звезда.

Сергей Степанов, певший в юности «под Высоцкого», сейчас известен как оригинальный автор-исполнитель песен на стихи поэтов Серебряного века. Но в этот вечер в его репертуаре были «На Большом каретном» и «Песня о друге», которые сразу же подхватили сидящие в зале. В отличие от эмоционального Сергея Степанова Дмитрий Поздин является довольно сдержанным исполнителем. Но две песни Владимира Высоцкого «Очи чёрные. Погоня» и «Дом», которые он спел, говорили сами за себя:

      В дом заходишь как        Все равно в кабак,        А народишко —        Каждый третий — враг.        Своротят скулу,        Гость непрошенный!        Образа в углу —        И те перекошены.                И затеялся смутный, чудной разговор,        Кто-то песню стонал и гитару терзал,        И припадочный малый — придурок и вор —        Мне тайком из-под скатерти нож показал.                «Кто ответит мне —        Что за дом такой,        Почему — во тьме,        Как барак чумной?        Свет лампад погас,        Воздух вылился...        Али жить у вас        Разучилися?                Двери настежь у вас, а душа взаперти.        Кто хозяином здесь? — напоил бы вином».        А в ответ мне: «Видать, был ты долго в пути —        И людей позабыл, — мы всегда так живём!                Траву кушаем,        Век — на щавеле,        Скисли душами,        Опрыщавели,        Да ещё вином        Много тешились, —        Разоряли дом,        Дрались, вешались»…

Среди челнинцев в библиотеке впервые появился Олег Марага, который, по словам Виктора Гладкова, является одним из лучших исполнителей песен Владимира Высоцкого. Однажды на Грушинском фестивале он сам стал свидетелем того, как Олег Марага в половине девятого вечера начал их петь и в половине шестого утра закончил. До начала сольного выступления Олег вместе с Ольгой Кузьмичевой-Дробышевской замечательно исполнили на два голоса трогательную песню В.Высоцкого «Жили были на море» о любви двух лайнеров — «чёрного лорда» и «белой мадонны». Она-то и определила морскую тематику его выступления в этот вечер. Лишь в конце Олег Марага спел «Песню Микрофона», которую, как оказалось, имея в репертуаре 300 песен Высоцкого, он долгие годы не решался исполнить.

Завершилась встреча клипом с песней Виктора Гладкова, в которой говорится о пророческой песне Высоцкого, где он обещает вернуться через полгода; о его днях рождения и смерти, отстоящих друг от друга точно на этот срок, и, следовательно, о днях памяти, которые отмечаются каждые полгода, когда он вновь и вновь предстаёт перед нами во всей силе своего поэтического, музыкального и актёрского таланта. А ещё в этом клипе демонстрировались памятники Владимиру Высоцкому. Их уже более пятидесяти в нашей стране и за рубежом. И это тоже говорит о многом…

Источник: elabuga.com

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Самаре на Физкультурной был найден подозрительный предмет Костромичи вывезли из старинной церкви телегу мусора На территории Самарской области ухудшится погода На катере под Самарой чуть не сгорели дети Тату от опытного мастера в Иваново

Последние новости