Миллион за фальсификат

Миллион за фальсификат

Помогут ли максимальные штрафы изжить некачественные товары с прилавков магазинов?

Штраф за повторное нарушение прав потребителей и продажу некачественной продукции может вырасти до миллиона рублей. С таким предложением выступили законодатели на федеральном уровне.

Эксперты в области защиты прав потребителей и предприниматели обсуждают, поможет ли эта мера защитить права покупателей.

Штрафные санкции как мотиватор

Часть 2 статьи 14.7 КоАП гласит, что за введение покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара положен штраф: для граждан — в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 12 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч. Но так как оборот фальсификата с лихвой компенсирует затраты на уплату штрафов, есть мнение, и оно небеспочвенное, что эта мера не работает.

В Госдуму уже поступила инициатива увеличить штрафы. К примеру, граждане, торгующие некачественными товарами, будут наказаны на пять тысяч, кара для должностных лиц — от 20 до 40 тысяч рублей, компании за повторную реализацию фальсификата могут раскошелиться на сумму до миллиона рублей.

Решит ли это проблему? Депутат Госдумы (фракция ЛДПР), первый зампредседателя комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев отметил, что увеличивать нужно не только размер штрафа.

— Согласно оценкам экспертов, количество регионов с низким уровнем защиты потребителей с 2014 по 2018 год увеличилось почти в два раза. По статистике 2018 года, около 40 процентов граждан столкнулись с нарушением потребительских прав и больше 70 процентов из них ничего не делают, чтобы отстоять их. Далеко не каждый покупатель, обнаруживший дома, что купил некачественный товар, вернется в магазин. Возврат обычно небольшой суммы зачастую не стоит усилий, которые необходимо приложить, чтобы его добиться. Таким образом, увеличение штрафов даже вдвое, что предлагается сегодня законодателем, вряд ли изменит ситуацию, потому что главная проблема — выявить факт нарушения, — говорит депутат. — Штрафы, несомненно, нужно повышать, но не в пользу государства, а в пользу потребителя. Купил пачку масла, оказавшегося в итоге маргарином, — получил не только 120 рублей возврата ее стоимости, но и моральную компенсацию в 10 тысяч рублей, за то что тебе пришлось вернуться в магазин, написать жалобы его руководству и в соответствующие надзорные органы, а также явиться в суд. Словом, мотивировать граждан на борьбу с недобросовестными продавцами.

Возиться не хочется?

Насколько эффективным будет увеличение штрафов? И готовы ли потребители бороться за свои права, обращаться к экспертам? О том, с какими проблемами приходится сталкиваться при выборе товаров, рассказывают покупатели-новосибирцы.

— Бывает, конечно, что попадаются подозрительные продукты. Например, молоко, которое не скисает много дней. Какой там состав, процент растительных жиров, проверить может только экспертиза. Но если мне за моральный ущерб заплатят, скажем, тысячу рублей, я сильно подумаю, идти или нет, а вот если заплатят тысяч десять… Тогда желающие пойти, я думаю, найдутся, — говорит Андрей Трофимов, житель Ленинского района Новосибирска. — Впрочем, за состав продукта должен отвечать не магазин, а производитель. И штраф для крупной компании — это должна быть не фиксированная сумма, а процент с оборота. Ведь предполагается, что ты «наварился» на этом деле.

— Если упаковка не заводская и срок годности помечен на наклейке, возникают вопросы к сроку годности продукта, — делится мнением Карина Воробьева (Кировский район). — Где гарантия, например, что бумажку на торте или мороженом не переклеивали много раз? Вот тут проверка могла бы пригодиться. Еще, я думаю, фишка сейчас даже не в просрочке, а в нарушении технологий. Однажды мы купили плавленый сыр. И марка знакомая, и срок годности в норме, а когда попробовали — выбросили. Вкус «порошковый», будто чего-то переложили или не размешали. Но везти покупку на лабораторные исследования — нет, к такому я пока, наверное, не готова.

Словом, претензии у покупателей есть, но далеко не всегда они готовы их высказывать. Люди формулируют свои опасения примерно так: «Замучаешься ходить».

Чтобы ударить по виноватым, а не по всем

— Чтобы навести порядок с качеством товаров, нужно не штрафы увеличивать, а взять и потратиться на независимые лаборатории, куда мог бы обратиться каждый потребитель, заподозрив фальсификат, — предлагает один из новосибирских оптовиков, пожелавший остаться неизвестным. — Каждое обращение должно доводиться до логического конца, полностью отрабатываться в рамках действующего законодательства. Если человеку надо потратить столько времени, сил и средств, что уже на половине этой цепочки становится неинтересно, пропадает мотивация разоблачать кого-то, одними штрафами ситуацию не исправить. И конечно, нужно понимать меру ответственности каждого звена. Киоск, ларек, павильон, супермаркет — все это по большому счету места выкладки товара. Получив бумагу, сертификат в электронном виде, торговая точка не будет устраивать дегустацию продукта, проводить анализ.

Проверять состав продукта до миллиграмма и доказывать на основе этих проверок какие-либо несоответствия — очень сложно. Все-таки подходы к расчетам могут быть разные, подчеркивает председатель коллегии адвокатов «Форум» Павел Яровой. Поэтому есть смысл жестко штрафовать только за явные нарушения. В частности, за несоответствие данных на упаковке составу продукта. Так, если на этикетке указано, что в пачке творог, а фактически — творожный продукт, штраф должен быть значительным, говорит спикер. Ведь производитель не может не знать об этом факте, и он обязан давать верную информацию покупателю. Еще одно грубейшее нарушение — продажа просроченного товара.

— Такого нельзя допускать ни в коем случае, — уверен Павел Яровой. — В Европе, например, цена за упаковку рыбы снижается каждый день, по мере того как истекает срок годности. Гибкая ценовая политика помогает контролировать ситуацию.

Что же касается ужесточения штрафов, это, по мнению эксперта, палка о двух концах. Чтобы защитить покупателя и в то же время не задавить бизнес, к законодательным инициативам нужно подходить взвешенно, просчитывать последствия каждого шага.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными Поборы с торговых центров Костромы обогатят казну на 20 миллионов рублей Сколько можно заработать на ютубе и Как зарабатывать на Youtube? Мои результаты + Классное предложение. Жизни девятерых человек унесла авария с участием микроавтобуса и большегруза Открылся рейс из самарского аэропорта «Курумоч» в Новосибирск

Последние новости