Привлечь зрителя и не потерять кадры?

Привлечь зрителя и не потерять кадры?

За таланты в стране развернулась конкуренция, в которой наш регион не намерен проиграть

В каком направлении движется новосибирская культура, какие у нее проблемы и как привлечь новых посетителей в театры, музеи, библи­отеки? Об этом говорили представители учреждений культуры на состоявшемся на прошлой неделе расширенном заседании профильной коллегии.
На заседания коллегии регионального минкульта директора музеев, театров и библиотек дискутировали о направлениях и задачах культурной политики Новосибирской области. Модератором выступила Лада Юрченко, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий.
— Сейчас за талантливого человека борются все регионы, — отметила Лада Юрченко в начале дискуссии. — И он не нефтяная скважина, собрался и уехал туда, где ему будет хорошо, где есть возможность применения его талантам. Но проблема в том, что Новосибирская область может не достичь своих приоритетов, если утратит интеллектуальное преимущество, если мы не создадим условий, необходимых для талантливого человека. Казалось бы, культура — это для того, чтобы нам было нескучно. Но в этом смысле она приобретает черты, функции экономической безопасности, потому что, если культура и образование не выполнят свою функцию, мы не сможем развивать экономику. В том числе новые отрасли экономики, которые будут давать в последующем бюджетные поступления. Как же сделать так, чтобы культура была эффективной?

Музеи: виноваты системные ошибки?
Андрей Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея, считает, что недавняя кража картины Куинджи показала наличие системных ошибок в отрасли.

Привлечь зрителя и не потерять кадры?
— Все знают, что совсем недавно украли картину Куинджи. Вы думаете, в этом виноваты музейные работники? Нет! В этом виноваты системные ошибки, которые накопились в музейном деле. Что такое музей? Любой музей имеет всего четыре функции — собирание культурного наследия, хранение и учет, научное изучение коллекции и представление коллекции публике. Сейчас, когда мы гордимся своими достижениями, мы ведем речь всегда только об одной вещи — о представлении коллекции публике. И это ужасно! Потому что сейчас вся наша отчетность, показатели складываются из мероприятий. Слава богу, если это выставки. Но мы же проводим много мероприятий, которые вообще с нашей деятельностью не связаны! При этом три важнейшие функции, связанные с культурным наследием, в полном загоне. У нас в центральных музеях уже со стен снимают картины, а мы не готовы на это адекватно реагировать. Сейчас мы все ориентированы на результат — посещаемость, количество мероприятий. Но ведь то, что мы представляем публике, крайне низкого качества. Поэтому, я хочу сказать, если коллектив музея участвует в празднике урожая, он лично подрывает основы хранения культурных ценностей страны.

Библиотеки: никто не хочет выходить из зоны комфорта
Слово взяла Светлана Тарасова, директор Новосибирской областной научной библиотеки:
— Как должна выглядеть новая библиотека, мы сможем с вами увидеть, реализуя проект модельных библиотек, то есть библиотек нового поколения. Нам нужно не только делать ремонт в зданиях, важно создавать современное пространство, чтобы библиотеки стали точкой доступа к проверенному и уникальному контенту. К тому же мы знаем, что хороший цифровой ресурс — платный. И это уже забота государства. А мы подготовили стратегию развития библиотек до 2030 года. Проблема в том, что мы очень редко спрашиваем людей: чего вы хотите? А нужно спрашивать и эти потребности стараться реализовать. Еще библиотека должна работать с современными технологиями. И здесь уже важно изменить сознание сотрудников, переобучить их. Людям нужно выйти из состояния комфорта, но практически никто не хочет этого делать! Сейчас мы отправили заявки во все районы, и вы бы знали, как от нас отбивались, как упирались и говорили: «Не можем так работать!» Хотя есть и те, кто научились трудиться в ситуации постоянных перемен. И поэтому задача в том, чтобы постоянно переобучать, проводить повышение квалификации и изменять пространство. Сейчас мы разработали и утвердили вид модельной библиотеки — по аналогии с федеральным стандартом. Некоторые вещи не требуют больших вложений, иногда достаточно убрать цветы с окон и шторы, чтобы люди с улицы видели, что здесь книги. Не понимают. И спросить у читателей, когда они хотят приходить, почему-то тоже не получается.

Привлечь зрителя и не потерять кадры?
На это Лада Юрченко заметила, что при таких далеко идущих планах преобразований не во всех сельских библиотеках созданы элементарные бытовые условия — часто у них туалет на улице и печное отопление…

Театр: надо выращивать своих критиков и своего зрителя
Антонида Гореявчева, директор драматического театра «Старый дом», уверена, что главная проблема новосибирских театров сейчас в том, что в нашем городе пока не вырастили своего «умного» зрителя.
— До 2020 года в Новосибирской области действует концепция развития театрального дела. Это важный и актуальный документ, определяющий вектор всей работы нашей профессиональной индустрии. В стратегии говорится об «умном» досуге населения. Поэтому в театрах Новосибирска существуют просветительские проекты, мы проводим обсуждения с аудиторией, рассказываем о современном театре. Но этого мало! Нужно привлекать еще больше участников в наши образовательные проекты. Не мешало бы обратить на это общее внимание, для того чтобы воспитать «умного» зрителя. Следующая задача — культурный туризм. На наши премьеры приезжают из других городов — Барнаула, Красноярска. Думаю, можно было бы выстроить какую-то логистику информационную, чтобы привлекать сюда больше жителей других регионов. Но для этого нам не хватает интересной многофункциональной площадки, на которой мы могли бы не только показывать спектакли, но и делать выставки. Например, в Москве есть «Мультимедиа Арт Музей» или центр современного искусства «Гараж». А вот у нас такой площадки нет, и это очень плохо! А ведь с помощью в том числе такой площадки мы могли бы привлечь умную аудиторию в наши театры. Такой аудитории не хватает еще и потому, что в современных театрах сложные спектакли. Перед театром ведь не стоит цель развлекать — да, это же понятно? Мы все-таки должны другим заниматься. Поэтому наше население, наши зрители не всегда и не совсем понимают, что происходит на наших сценах. А мы не можем стоять на месте — мы развиваемся. Мы приносим какие-то новые проекты, очень интересные! Поэтому и проводим просветительские лектории. И еще нужно выстроить институт экспертов, растить своих театральных критиков. Они и помогут создать нам того самого «умного» зрителя.
Обратив внимание директора «Старого дома» на то, что в зале присутствуют представители районов, Лада Юрченко спросила: что делать в ситуации, когда город буквально узурпировал театр, и как вовлечь всю аудиторию области в театральный процесс?
— Я считаю, что сейчас нужно договариваться с крупными фестивалями об интернет- трансляциях, — ответила Антонида Гореявчева. — Сейчас в Интернете есть такое направление, как «Я в театре». Но мало кто о нем знает. А между тем там транслируются прекрасные российские и зарубежные спектакли. И хорошо бы такие трансляции устраивать прямо в районных центрах.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

«Космический забег» в Самаре собрал более 1000 участников Три надежных метода получения кредита с неудовлетворительной КИ Какая массовая профессия скоро умрет Не плюйте в колодец! Лучшие журналисты Костромской области: самый полный список

Последние новости