«Соцпедагог должен помочь ребенку найти себя…»

02.10.2019 23:50 0

«Соцпедагог должен помочь ребенку найти себя…»

«Поздно заметили», «поздно учли», «поздно спохватились»… И как результат всех этих «поздно»: «трудный ребенок» или даже боль­ше — «потерянный для общества человек». Как это важно — быть по­нятым и замеченным своевремен­но. Сегодня, 2 октября, професси­ональный праздник у социальных педагогов. Несмотря на многолет­нее развитие социальной педаго­гики такая должность в системе об­разования была введена только в 2000 году. Ей нет и 20 лет. Сам же праздник еще «моложе». Он утвер­жден в 2009 году во время Меж­дународной конференции соци­альных педагогов. Она прошла в столице Дании. Так вот. Людям, ко­торые занимаются с «трудными детьми» и помогают снять с них это «клеймо», и посвящен интер­национальный праздник. Поздрав­ления по такому случаю принима­ет и героиня сегодняшнего матери­ала, социальный педагог из школы №6, востребованный специалист с огромным опытом работы (как в этой сфере, так и в целом в систе­ме образования) и просто женщи­на, умеющая сопереживать — Оль­га Михайловна Коваленко.

— Ольга Михайловна, на ни­ве просвещения Вы уже 30 лет, из них больше половины работаете с «трудными» детьми и подрост­ками. Почти 20 лет Вы — соцпе­дагог. Объясните специфику Ва­шей профессии.

— Главная задача соцпедагога — помочь ребенку выразить и най­ти себя. Мы работаем с детьми из неблагополучных или неполных се­мей, сиротами, детьми с ослаблен­ным здоровьем, низкой успевае­мостью, личностными проблема­ми… В силу определенных обсто­ятельств эти дети не могут сами справиться со своими проблемами. И в силу все тех же жизненных об­стоятельств они становятся «труд­ными». Так вот задача соцпедагога — своевременно выявить все это, обратить внимание на изменивше­еся поведение ребенка и, конечно же, помочь ему, скажем так, «пойти правильным путем»…

— Как Вы определяете, «трудный» ребенок или нет?

— В начале года мы обязатель­но проводим диагностику в ка­ждом классе, специальное анкети­рование. Выясняем статус семьи: полная — неполная, благополуч­ная или нет… Классный руководи­тель обязан составить социальный паспорт класса. Вместе с учителем мы определяем, кого из учеников надо взять на особый контроль. Это делается для того, чтобы в слу­чае чего оказаться рядом с таким ребенком и помочь ему. А еще я взяла за правило: каждое утро на пороге школы сама лично встре­чаю каждого ученика…

— ?

— Да. Встречаю и смотрю, в ка­ком настроении ребенок пришел в школу. Вот этот веселый идет, а вот этот чего-то грустный… Ко­го-то похвалю, кого-то пожурю, а кому-то подскажу, как себя вести.

В школе №6 учатся почти 700 ребят. И каждого(!), заметьте, каждого Ольга Михайловна знает не только в лицо, но и поименно. Более того, знает, из какой он се­мьи, в каких условиях и с кем про­живает. «А как же иначе?» — гово­рит моя героиня. Работа для «га­лочки», поверхностная — это не ее метод работы. Моя героиня бук­вально «проживает» сложившуюся ситуацию вместе с «трудным» ре­бенком. Если потребуется, может выйти и ночью. Если надо, то она готова пожертвовать и своим вы­ходным днем, и праздниками, и да­же отпуском.

— Мне, конечно, могут сказать коллеги: «Вы же в отпуске, Вас за­меняют пока». Но я такой человек, что сама все должна понять, уви­деть, что же там стряслось, что случилось. Я просто не смогу спо­койно отдыхать, пока сама лич­но не схожу в семью, где какая-то проблема. Переживаю за каждого своего подопечного…

В глазах моей героини — слезы. Она и рассказывает-то так, слов­но каждый ребенок — ее родной сын или дочка. А за 18 лет рабо­ты соцпедагогом повидала Ольга Коваленко разные ситуации. Радо­сти и беды каждого такого сложно­го подростка пропускает через се­бя, через свое сердце. Там, где «труд­ный» ребенок не раскроется друго­му учителю, раскроется ей. Там, где от проблемного школьника отмах­нутся, опять-таки моя сердоболь­ная героиня так не поступит.

— Между прочим, «трудные» дети тоже хотят показать, какие они хорошие. Вот, например, этот ученик (здесь моя героиня показы­вает его соцпаспорт) стоял много лет на учете. Все только и твердили, какой он плохой. А он взял да и за­нял третье место на городском чем­пионате по боксу. Грамоту мне при­нес. Так я бегала с этой грамотой по всей школе и показывала учителям, мол, смотрите, наш Димка-то (имя изменено) какой спортсмен! Какой он молодец! В этот момент я радо­валась за него, пожалуй, даже боль­ше, чем он сам. Разумеется, эту гра­моту мы вложили в его «личное де­ло». Или вот еще пример. Другой та­кой же «трудный» подросток занял первое место уже на соревновани­ях в Камских Полянах тоже по бок­су. Как за них не порадоваться? Ра­дуюсь! Они же несут мне эти грамо­ты, мол, смотрите, мы не хуже дру­гих. С одной стороны, в делах таких детей — докладные на них, а с дру­гой стороны — грамоты. Главное, я считаю, — поверить в ребенка, под­держать его вовремя.

Вот такие, бесспорно, радост­ные моменты в работе соцпедаго­га — это как бонус за его выдержку, такт и терпение. Бонус за его до­броту, отзывчивость и понимание. К сожалению, сложностей в такой работе более чем. С лихвой. Вот кто-то опять не пришел в школу, кто-то связался с дурной компани­ей, а кого-то и вовсе задержала по­лиция. И во всех этих случаях надо разобраться. Понять: что случи­лось и почему это произошло.

— Вот как-то девочка одна в школу не пришла. На следующий день ее начали ругать учителя, мол, почему тебя не было? А она молчит, не говорит. А я вот чувствую, что что-то не то, не могла она просто так, без причины пропустить уро­ки. Поговорила с ней. Выяснилось: ее родители всю ночь скандалили. Она вышла во двор и просидела на лавочке до двух ночи. Потому что не могла и не хотела слышать крики и брань своих родителей. Спать из-за скандала легла под утро, вот и про­спала. Говорит: «Не могу я про все это всем рассказывать». А вот мне рассказала. Я считаю, что к каждо­му ребенку надо свой подход най­ти, индивидуальный. Или, напри­мер, дежурные ругают ученика за то, что он без сменной обуви при­шел, и не пускают в школу. А выяс­няется, что у него просто нет ее, а мама одна, без папы, растит детей, денег не хватает… Я стараюсь каж­дого выслушать и понять. А по воз­можности и помочь: бывает, что и покупаю необходимое…

— Приведите, пожалуйста, такой пример из своей практи­ки, когда подросток мог пойти по наклонной, но благодаря Вам этого не случилось.

— Вот одна из недавних таких ситуаций. Один мальчик жил с бабушкой. Его родители злоупо­требляли спиртным. Школу про­пускал, на учете стоял. Суд уже должен был состояться. Но мы вовремя сказали ему: «Давай-ка, Миша (имя изменено), по-друго­му жить начнем». Стали записы­вать его в кружки по интересам, водить на разные мероприятия. И ведь «спасли» мальчонку. Суда не было, так что судимости у него нет. Сейчас он учится в политехниче­ском колледже. На хорошем сче­ту. А ведь если бы мы не обратили на него вовремя внимания, парень мог пойти по наклонной и сейчас сидел бы…

Взаимодействуют соцпедаго­ги не только с коллективом школы, но еще и с инспекторами ПДН, поли­цейскими, соцработниками. К сло­ву, в копилке наград Ольги Ковален­ко есть и благодарственное письмо из отдела полиции за эффективную профилактику правонарушений. И городское методобъединение соцпе­дагогов моя героиня возглавляет не первый год. Ей есть чему научить молодежь. «Это всё, конечно же, при­ятно и отрадно», — говорит она. Но настоящий успех и признание Ольга Коваленко видит несколько в другом. Профессионал своего де­ла признается: «Когда в глазах ро­дителей читается благодарность за исправившегося непутевого сы­на или дочку или когда сам «труд­ный» ребенок спустя годы узнает тебя на улице и говорит «спасибо» — вот это настоящее профессио­нальное счастье!» И цитирует наи­зусть стихи, где есть строки, над которыми стоит задуматься ка­ждому из нас:

«…Нет, не рождаются «труд­ными» дети,

Просто им вовремя не помогли».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Счетчики костромичам предлагают установить наглые мошенники Памятник Высоцкого поставили на место Работу костромских мастеров продали на аукционе Sotheby’s за неожиданную сумму Самые интересные летние лагеря в Костроме: какой выбрать? В Самарской области иномарка врезалась в ограждение перед железнодорожным переездом

Последние новости