«Соцпедагог должен помочь ребенку найти себя…»

02.10.2019 23:50 0

«Соцпедагог должен помочь ребенку найти себя…»

«Поздно заметили», «поздно учли», «поздно спохватились»… И как результат всех этих «поздно»: «трудный ребенок» или даже боль­ше — «потерянный для общества человек». Как это важно — быть по­нятым и замеченным своевремен­но. Сегодня, 2 октября, професси­ональный праздник у социальных педагогов. Несмотря на многолет­нее развитие социальной педаго­гики такая должность в системе об­разования была введена только в 2000 году. Ей нет и 20 лет. Сам же праздник еще «моложе». Он утвер­жден в 2009 году во время Меж­дународной конференции соци­альных педагогов. Она прошла в столице Дании. Так вот. Людям, ко­торые занимаются с «трудными детьми» и помогают снять с них это «клеймо», и посвящен интер­национальный праздник. Поздрав­ления по такому случаю принима­ет и героиня сегодняшнего матери­ала, социальный педагог из школы №6, востребованный специалист с огромным опытом работы (как в этой сфере, так и в целом в систе­ме образования) и просто женщи­на, умеющая сопереживать — Оль­га Михайловна Коваленко.

— Ольга Михайловна, на ни­ве просвещения Вы уже 30 лет, из них больше половины работаете с «трудными» детьми и подрост­ками. Почти 20 лет Вы — соцпе­дагог. Объясните специфику Ва­шей профессии.

— Главная задача соцпедагога — помочь ребенку выразить и най­ти себя. Мы работаем с детьми из неблагополучных или неполных се­мей, сиротами, детьми с ослаблен­ным здоровьем, низкой успевае­мостью, личностными проблема­ми… В силу определенных обсто­ятельств эти дети не могут сами справиться со своими проблемами. И в силу все тех же жизненных об­стоятельств они становятся «труд­ными». Так вот задача соцпедагога — своевременно выявить все это, обратить внимание на изменивше­еся поведение ребенка и, конечно же, помочь ему, скажем так, «пойти правильным путем»…

— Как Вы определяете, «трудный» ребенок или нет?

— В начале года мы обязатель­но проводим диагностику в ка­ждом классе, специальное анкети­рование. Выясняем статус семьи: полная — неполная, благополуч­ная или нет… Классный руководи­тель обязан составить социальный паспорт класса. Вместе с учителем мы определяем, кого из учеников надо взять на особый контроль. Это делается для того, чтобы в слу­чае чего оказаться рядом с таким ребенком и помочь ему. А еще я взяла за правило: каждое утро на пороге школы сама лично встре­чаю каждого ученика…

— ?

— Да. Встречаю и смотрю, в ка­ком настроении ребенок пришел в школу. Вот этот веселый идет, а вот этот чего-то грустный… Ко­го-то похвалю, кого-то пожурю, а кому-то подскажу, как себя вести.

В школе №6 учатся почти 700 ребят. И каждого(!), заметьте, каждого Ольга Михайловна знает не только в лицо, но и поименно. Более того, знает, из какой он се­мьи, в каких условиях и с кем про­живает. «А как же иначе?» — гово­рит моя героиня. Работа для «га­лочки», поверхностная — это не ее метод работы. Моя героиня бук­вально «проживает» сложившуюся ситуацию вместе с «трудным» ре­бенком. Если потребуется, может выйти и ночью. Если надо, то она готова пожертвовать и своим вы­ходным днем, и праздниками, и да­же отпуском.

— Мне, конечно, могут сказать коллеги: «Вы же в отпуске, Вас за­меняют пока». Но я такой человек, что сама все должна понять, уви­деть, что же там стряслось, что случилось. Я просто не смогу спо­койно отдыхать, пока сама лич­но не схожу в семью, где какая-то проблема. Переживаю за каждого своего подопечного…

В глазах моей героини — слезы. Она и рассказывает-то так, слов­но каждый ребенок — ее родной сын или дочка. А за 18 лет рабо­ты соцпедагогом повидала Ольга Коваленко разные ситуации. Радо­сти и беды каждого такого сложно­го подростка пропускает через се­бя, через свое сердце. Там, где «труд­ный» ребенок не раскроется друго­му учителю, раскроется ей. Там, где от проблемного школьника отмах­нутся, опять-таки моя сердоболь­ная героиня так не поступит.

— Между прочим, «трудные» дети тоже хотят показать, какие они хорошие. Вот, например, этот ученик (здесь моя героиня показы­вает его соцпаспорт) стоял много лет на учете. Все только и твердили, какой он плохой. А он взял да и за­нял третье место на городском чем­пионате по боксу. Грамоту мне при­нес. Так я бегала с этой грамотой по всей школе и показывала учителям, мол, смотрите, наш Димка-то (имя изменено) какой спортсмен! Какой он молодец! В этот момент я радо­валась за него, пожалуй, даже боль­ше, чем он сам. Разумеется, эту гра­моту мы вложили в его «личное де­ло». Или вот еще пример. Другой та­кой же «трудный» подросток занял первое место уже на соревновани­ях в Камских Полянах тоже по бок­су. Как за них не порадоваться? Ра­дуюсь! Они же несут мне эти грамо­ты, мол, смотрите, мы не хуже дру­гих. С одной стороны, в делах таких детей — докладные на них, а с дру­гой стороны — грамоты. Главное, я считаю, — поверить в ребенка, под­держать его вовремя.

Вот такие, бесспорно, радост­ные моменты в работе соцпедаго­га — это как бонус за его выдержку, такт и терпение. Бонус за его до­броту, отзывчивость и понимание. К сожалению, сложностей в такой работе более чем. С лихвой. Вот кто-то опять не пришел в школу, кто-то связался с дурной компани­ей, а кого-то и вовсе задержала по­лиция. И во всех этих случаях надо разобраться. Понять: что случи­лось и почему это произошло.

— Вот как-то девочка одна в школу не пришла. На следующий день ее начали ругать учителя, мол, почему тебя не было? А она молчит, не говорит. А я вот чувствую, что что-то не то, не могла она просто так, без причины пропустить уро­ки. Поговорила с ней. Выяснилось: ее родители всю ночь скандалили. Она вышла во двор и просидела на лавочке до двух ночи. Потому что не могла и не хотела слышать крики и брань своих родителей. Спать из-за скандала легла под утро, вот и про­спала. Говорит: «Не могу я про все это всем рассказывать». А вот мне рассказала. Я считаю, что к каждо­му ребенку надо свой подход най­ти, индивидуальный. Или, напри­мер, дежурные ругают ученика за то, что он без сменной обуви при­шел, и не пускают в школу. А выяс­няется, что у него просто нет ее, а мама одна, без папы, растит детей, денег не хватает… Я стараюсь каж­дого выслушать и понять. А по воз­можности и помочь: бывает, что и покупаю необходимое…

— Приведите, пожалуйста, такой пример из своей практи­ки, когда подросток мог пойти по наклонной, но благодаря Вам этого не случилось.

— Вот одна из недавних таких ситуаций. Один мальчик жил с бабушкой. Его родители злоупо­требляли спиртным. Школу про­пускал, на учете стоял. Суд уже должен был состояться. Но мы вовремя сказали ему: «Давай-ка, Миша (имя изменено), по-друго­му жить начнем». Стали записы­вать его в кружки по интересам, водить на разные мероприятия. И ведь «спасли» мальчонку. Суда не было, так что судимости у него нет. Сейчас он учится в политехниче­ском колледже. На хорошем сче­ту. А ведь если бы мы не обратили на него вовремя внимания, парень мог пойти по наклонной и сейчас сидел бы…

Взаимодействуют соцпедаго­ги не только с коллективом школы, но еще и с инспекторами ПДН, поли­цейскими, соцработниками. К сло­ву, в копилке наград Ольги Ковален­ко есть и благодарственное письмо из отдела полиции за эффективную профилактику правонарушений. И городское методобъединение соцпе­дагогов моя героиня возглавляет не первый год. Ей есть чему научить молодежь. «Это всё, конечно же, при­ятно и отрадно», — говорит она. Но настоящий успех и признание Ольга Коваленко видит несколько в другом. Профессионал своего де­ла признается: «Когда в глазах ро­дителей читается благодарность за исправившегося непутевого сы­на или дочку или когда сам «труд­ный» ребенок спустя годы узнает тебя на улице и говорит «спасибо» — вот это настоящее профессио­нальное счастье!» И цитирует наи­зусть стихи, где есть строки, над которыми стоит задуматься ка­ждому из нас:

«…Нет, не рождаются «труд­ными» дети,

Просто им вовремя не помогли».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Глава Костромы потребовал пустить на мост мамочек с колясками и инвалидов Ночной дожор. Как “разгрузиться” после бесконечного новогоднего застолья В Самарской области можно будет записаться к врачам поликлиник по единому телефону Бульвар на Революционной станет разноцветным В России изменились правила перевоза багажа и ручной клади в самолетах

Последние новости