«Требуется мужской голос…»

«Требуется мужской голос…»

Бывший диктор новосибирского радио Владимир Сапрыгин рассказал «Советской Сибири», почему не надо извиняться в эфире и как он общался с Левитаном

В 80–90-е годы прошлого века Владимира Сапрыгина, диктора комитета по радиовещанию и телевидению, без преувеличения, знала вся Новоси­бирская область.
Его голос почти двадцать лет звучал в «Последних известиях», радиожурнале «Творчество», популярном концерте по заявкам радиослушателей «Для вас» и на первомайских демонстрациях, а на место его работы на Вертковской, 10, приходили письма, в которых женщины объяснялись ему в любви.
Самое удивительное, что на радио обладатель красивого, теплого голоса пришел… с кирпичного завода. Он не был ни актером, ни певцом, ни журналистом. Правда, Владимир Сапрыгин никогда не был чужд искусству: в детстве играл в школьном театре, а повзрослев, стал завсегдатаем симфонических концертов и театральных спектаклей. Пришел он на радио, когда увидел объявление о конкурсе радиоведущих на замещение вакансии для «мужского голоса», а до этого момента два года постигал секреты мастерства в школе диктора высшей категории Георгия Николаевича Лебедева, решившего передать свой опыт перед выходом на пенсию.
От кирпичей до микрофона
— Конкурс был большой — 22 человека, среди которых оказались четыре действующих актера и три телевизионных диктора из небольших городов, — вспоминает Владимир Петрович. — Приемная комиссия состояла из 29 человек, в том числе были представители газеты «Советская Сибирь» и «Вечерний Новосибирск», а также обкома, облисполкома, горкома, отделов культуры. Мы читали короткий текст, наши голоса записывали на магнитную ленту. В результате нескольких туров жюри оставило меня одного, и 5 июня 1980 года я стал диктором новосибирского радио.

«Требуется мужской голос…»

С коллегами. Фото предоставлено Владимиром САПРЫГИНЫМ

Прямые эфиры у Владимира Петровича начались сразу же. Пятнадцатиминутные «Последние известия», которые читали Сапрыгин с коллегой, выходили ежедневно в шесть часов вечера.
— Однажды, еще в начале моей жизни в эфире, я ошибся и… извинился. После передачи моя партнерша — профессиональнейший диктор Таскира Хасановна Богданова, испепеляя меня взглядом, сказала: «Никогда не извиняйся в эфире! Ошибся, исправился и пошел дальше!» Я навсегда запомнил эти слова, — говорит Владимир Сапрыгин.
Читал «Советскую Сибирь» первым
Были и утренние выпуски новостей. Начинались они с крат­кого обзора свежего номера главной газеты Новосибирской области.
— Накануне вечером нам на радио приносили номер «Советской Сибири», который выйдет только завтра, — рассказывает Владимир Петрович. — Я обязательно просматривал его, обращая пристальное внимание на иностранные фамилии, которые должны прозвучать в утреннем эфире. Тогда не было Интернета, негде было справиться об ударении в некоторых особо сложных фамилиях. Но я уже сделал вывод, что во французских фамилиях ударение всегда на последнем слоге, в американских, как правило, на первом, в польских — на втором. Но чтобы быть уверенным, что все делаю правильно, обязательно слушал московские «Последние известия», где нередко сообщалось об иностранных делегациях, прибывающих в Новосибирск. Это помогало не ударить лицом в грязь.

«Требуется мужской голос…»

Строительство Дома радио в середине 1960-х годов. Фото с сайта nsk-kraeved.ru

Правильные ударения, высокая культура речи — для дикторов радио и телевидения прошлого это была основа основ. В 60–70-е годы дикторская группа новосибирского радио считалась лучшей в стране среди региональных комитетов, к традициям дикторского искусства здесь относились очень щепетильно. Последователь и приверженец этой уникальной школы Сапрыгин с печалью говорит о нынешних работниках радио, которых, по его мнению, дикторами назвать язык не поворачивается.
— Меня это не то что огорчает, меня это бесит, — признается Владимир Петрович. — Ошибки в ударениях, все скомкать в одну кучу — так сейчас говорят на радио. Это очень грустно.
Левитан первым протягивал руку
В 1982 году радиоведущего отправили повышать профессиональный уровень на Гостелерадио СССР. Его наставником стал знаменитый диктор Илья Ефимович Прудовский.
— Как-то раз мы стояли в студии, и я сказал ему, что очень бы хотел увидеть Левитана, — рассказывает Владимир Петрович. — И мой наставник вдруг говорит: «Да вот же он!» И в самом деле, в дверях стоял обладатель легендарного, самого известного голоса в нашем государстве — Юрий Борисович Левитан. Прудовский подвел меня к нему, и мы познакомились. Это был грустный интеллигентный человек, небольшого, как я, роста и в очках с очень толстыми линзами. С этого момента, когда я встречал Левитана в коридорах Гостелерадио, он всегда первым протягивал для пожатия руку.
В 1987 году Владимира Сапрыгина признали лучшим диктором новосибирского радио, в 1988-м — лучшим диктором новосибирского радио и телевидения, а в 1989-м — «лучшим голосом». А потом его постигла участь очень многих: начались «лихие» 90-е, и радиоведущего сократили, не дав доработать до пенсии всего четыре года. И тут неожиданно пригодился «горячий» заводской стаж выставщика кирпича. Сапрыгин благополучно вышел на пенсию.
— Мне почему-то часто снится, что я читаю погоду, — улыбается Владимир Петрович. — Мы это делали семь-восемь раз в день, получая свежую информацию от синоптиков. И вот во сне мне дают сигнал, загорается лампочка, а у меня листка нет, я его забыл. Я не выхожу в эфир, гаснет лампочка, и звукооператор мне говорит: «Ну что же ты?» Наверное, в душе я так и не расстался с моей любимой работой.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Татарстане корпоратив закончился убийством Активистка-общественница возмущена отоплением в администрации Костромы За выбоины на дорогах на Мехзаводе и в Прибрежном накажут МП «Благоустройство» В центре Костромы появился бесплатный туалет В Костромской области сегодня пройдет рыбный баттл

Последние новости