Чем газете «взять» читателя?

Чем газете «взять» читателя?

Поколение, воспитанное на смартфонах, не может осилить много строк
На прошлой неделе в Новосибирске побывал заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. О роли журналиста в современном обществе, а также о переменах, которые грядут в обновленном Союзе, он рассказал в эксклюзивном интервью газете «Советская Сибирь».
Миссия неизменна
— Алексей Константинович, остается ли актуальным для СМИ формирование хорошего вкуса читателя, зрителя?
— Я считаю, что профессиональный журналист — это человек, который имеет лучшее образование — не в обиду никому будет сказано, — чем большая часть его аудитории. У него есть возможность общаться с очень компетентными, интересными людьми и получать больше информации и знаний. Соответственно, при всем этом не следует опускаться до среднего уровня, а нужно, наоборот, стараться поднимать его выше. Конечно, есть жанры, рассчитанные на массового потребителя, и там работают другие люди — шоумены. Но у них свои задачи, а у нас, профессиональных журналистов, свои.
— А нужны ли читателю с уже сформировавшимся клиповым мышлением такие традиционные газетные жанры, как очерк и фельетон?
— Конечно, очерк — жанр очень сложный для поколения, воспитанного на смартфонах. Им просто физически тяжело читать много строк. Однако и среди них есть немало людей, готовых это делать. Кстати, и в журналистику приходят представители этого поколения, которым трудно писать длинные тексты. Это проблема, и над нею еще предстоит думать, поскольку очерки должны оставаться в газетах.
А фельетон, насколько я успел заметить, в современных изданиях все-таки умер. Конечно, это тоже сложный жанр, для которого нужен литературный склад ума и хорошее чувство юмора автора. Но ведь такие люди у нас есть. Думаю, что в большей степени от руководителей СМИ зависит, сохранятся ли традиционные жанры в изданиях, или их окончательно сменят на полосах клиповые заметки.
— Как, на ваш взгляд, выживать газете в эпоху Интернета?
— Проблема в том, что как носитель оперативной информации газета безнадежно уступает электронным СМИ. Поэтому она должна сама себя переформатировать, брать читателя чем-то другим. Это уже удается делать за рубежом. Например, в Финляндии, где тиражи газет только растут. Профессиональные журналисты-газетчики должны брать мощной аналитикой, возможностью донесения определенных знаний, выкапыванием каких-то интересных тем, которые не лежат на поверхности информационного пространства и которые заинтересуют людей. Меняться газете надо. А как иначе?
О профессионализме
— Вы часто произносите словосочетание «профессиональный журналист». Но ведь в нашей профессии сегодня немало и непрофессионалов. Как вы относитесь к этой ситуации?
— В журналистике всегда были случайные люди. Некоторые из них уходили, другие становились профессионалами. Это зависело от способностей, желания и окружения человека.
Но сегодня проблема непрофессионализма в другом: вся информация, которая появляется в сетевом пространстве, почему-то априори причисляется к журналистике. Однако это не так. Журналистика — определенная профессия, и сведения, которые доносит профессиональный журналист, должны быть проверены, объективны и оперативны. Сейчас благодаря Интернету доступ к возможности распространения информации получили люди, не понимающие своей ответственности, не желающие отвечать за последствия. А их блоги, эти информационные суррогаты, пытаются конкурировать с традиционными СМИ.
Недавний пример, связанный с трагедией в Кемерове. Было много упреков к федеральным телеканалам, что они скупо освещали эти события, в то время как Интернет пестрел самыми разными «фактами». Но для профессионального журналиста Всемирная сеть — не источник информации. Для него таковыми являются возможность увидеть все своими глазами, проверенные сведения из разных источников, официальные данные от компетентных ведомств, которые несут за них ответственность.
И что в итоге выяснилось с большей частью сетевой информации по Кемерово? Она оказалась ложной, что подтверждено документально. А федеральные каналы выдали проверенные данные.
— Что бы вы сказали молодым людям, желающим связать свою работу с журналистикой? Почему кому-то стоит идти в профессию, а кому-то нет?
— Идти нужно потому, что кто-то должен нести важную социальную функцию — информировать население. И лучше, если это будут делать профессионалы. При этом нужно помнить, что журналистика — большой труд. Непростые командировки, общение с не всегда приятными собеседниками, сложные житейские ситуации… Если вы к этому не готовы, то не стоит начинать.

Чем газете «взять» читателя?
Ответственность за ответ
— Каковы приоритетные направления работы нового руководства Союза журналистов?
— В первую очередь это оперативное реагирование на вопросы по защите прав журналистов. Не секрет, что возникают ситуации с неправомерными задержаниями работников СМИ, воспрепятствованием их деятельности, увольнением. По каждому конкретному случаю у нас идет работа: где-то необходим телефонный звонок, где-то письмо поддержки или публичное заявление, где-то персональные переговоры с теми людьми, кто может повлиять на ситуацию.
В этой связи, я думаю, большим подспорьем для членов Союза журналистов станут результаты еще одного направления нашей работы. Глава секретариата Денис Токарский и начальник нашей юридической службы Наталья Голоснова провели переговоры с Ассоциацией юристов России, которая имеет отделения в каждом регионе. Предполагается, что подписанный вскоре договор позволит нашим журналистам бесплатно, в определенное назначенное время, получать необходимые юридические консультации, дабы избежать проблемных моментов, особенно при подготовке критических материалов.
Кроме того, наш руководитель Владимир Соловьёв провел личную встречу с министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым, и они договорились о тесном сотрудничестве на уровне общественных советов при УВД регионов. Это позволит оперативно реагировать на какие-то спорные ситуации между представителями Союза журналистов и правоохранительных органов, которые нередко возникают при освещении массовых мероприятий или написании проблемных статей.
— А что удается сделать в плане законодательных инициатив?
— Здесь мы имеем хорошую поддержку со стороны председателя комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и одновременно секретаря СЖР Леонида Левина, а также очень надеемся на заместителя председателя Госдумы Петра Толстого и депутата Евгения Ревенко, вышедших из журналистской среды. Речь идет о целом наборе поправок, которые конкретизируют расплывчатые положения закона о СМИ, сильно усложняющие нашу работу, а то и делающие ее практически невозможной. Расскажу только об одной из них. В законе сказано, что должностные лица обязаны каким-то образом реагировать на письменный или устный запрос о предоставлении информации. И все. Об ответственности за непредоставление информации ни слова. Этим чиновники часто охотно пользуются. Но ведь это не только неуважение к труду журналистов, но еще и нарушение прав читателей, всех наших граждан на получение информации. А вот если определить сроки для ответа и меру наказания за игнорирование запросов от сотрудников СМИ, тогда, думаю, отвечать будут на все обращения. И это, безусловно, скажется на работе журналистов, позволит им более действенно выполнять свою функцию по информированию населения.
Регионам нужно подтянуться
— Каково, по вашему мнению, состояние региональных отделений СЖР? Какие перед ними будут стоять задачи?
— Нам бы хотелось, чтобы энергичная работа велась не только на федеральном уровне, но и на местах. Где-то регионалы проводят спортивные состязания и серьезные медиафорумы, вовлекают в общественную работу весь журналистский корпус региона. А о некоторых отделениях мы узнаем, когда от них приходят отчисления от взносов да отчеты. Даже до их председателей бывает невозможно дозвониться.
И там о Союзе не знают, потому что, когда приезжаешь к ним, от местных работников СМИ можно услышать вопросы: «А что такое Союз журналистов?» или «А зачем вы нужны?»
— И что вы им отвечаете? Что может дать общественная организация?
— Я думаю, приятно и комфортно ощущать себя частью какого-то большого сообщества, мощной корпорации. То есть когда тебя окружают не просто коллеги, но и люди, представители твоего цеха, за спиной которых стоит массовое общественное объединение. К тому же в организацию всегда можно обратиться за помощью, наши двери всегда открыты. Любой член СЖР может при необходимости встретиться с председателем Союза.
— Новосибирск — это не первый город в списке ваших командировок. Какова цель приезда?
— У вас в силу ряда причин оказалось два региональных отделения СЖР, что в связи с ныне действующим законодательством и уставом СЖР недопустимо. Нам необходимо совместно с журналистским сообществом Новосибирской области решить вопрос с объединением обеих структур. И мне бы очень не хотелось, чтобы все уперлось в личные или финансовые амбиции отдельных людей. Надеюсь, что новосибирские журналисты достаточно зрелы, умны и дальновидны и смогут спокойно, забыв старые обиды и недопонимания, конструктивно и компромиссно объединить свои усилия для того, чтобы одно, но более мощное региональное отделение могло бы, разумеется с действенной помощью из Москвы, эффективно решать проблемы нашего общего цеха.

СПРАВКА
Союз журналистов России (СЖР) — творческое общественное объединение, насчитывающее более 100 тысяч членов. Среди целей и задач организации защита прав и свобод журналистов, формирование культуры честной журналистики, повышение ее профессионального уровня и другое. В ноябре прошлого года впервые за 25 лет был избран новый председатель СЖР. Им стал телепродюсер и кинодокументалист Владимир Соловьёв. Предыдущие четверть века СЖР возглавлял Всеволод Богданов.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

На доме известной костромской актрисы появится мемориальная доска Синоптики Татарстана предупреждают об осадках Стало известно расписание служб в храмах Елабуги на Рождество Опрессовка: массовые отключения горячей воды грядут в Костроме Программу субсидирования ипотеки для семей с детьми запустят с 2018 года

Последние новости