«Что ни звук — то подарок»

17.01.2019 14:50 12

«Что ни звук — то подарок»

Как научить детей грамотно писать, вдумчиво читать и выражать мысли?
В век глобальных информационных сетей учителя и родители ищут подходы к воспитанию «цифрового поколения». Каким должны быть школьные учебники в мире, где все так стремительно меняется? Что должен знать и уметь преподаватель? Эти и многие другие вопросы обсудили участники съезда «Общества русской словесности».
II съезд Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности» прошел в областном правительстве. Организаторы — Новосибирская митрополия Русской православной церкви, министерство образования и министерство региональной политики области. На дискуссионной площадке встретились профессионалы и эксперты: ученые, учителя, писатели, библиотекари, руководители литобъединений. Словом, все, кому небезразлична чистота речи.
Прикоснуться к великому и могучему
Приветствуя участников съезда от имени главы региона, первый замгубернатора Юрий Петухов отметил, что речь идет не просто о русском языке, а о сохранении национальной идентичности. О том, чтобы народ не утратил преемственность, связь поколений.
Каждый приглашенный стремился сказать что-то свое — с опорой на личный опыт.
— Мир изменился, социум тоже, и к детям надо искать новые подходы. Общаясь в соцсетях, школьники привыкают писать безграмотно, им кажется, что это нормально, — поделилась наблюдениями Екатерина Корецкая, учитель русского языка и литературы новосибирской школы № 168.
Один из таких новых подходов заключается в том, чтобы раскрыть возможности книги как бумажного носителя информации. Показать, что книга — это не просто текст, а настоящее произведение искусства.
Так, отдел редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) представил Евангелие Достоевского — факсимильное издание той единственной книги, которую позволяли читать каторжанам в Сибири и которую писателю подарила жена декабриста Фонвизина. Евангелие воспроизведено настолько точно, что на листах можно увидеть заметки, сделанные ногтем — в те дни, когда Достоевскому не разрешали иметь письменные принадлежности. Евгений Соснин, главный библиотекарь НГОНБ, кандидат филологических наук, объяснил, почему книгу поместили в короб в виде каземата. Такая обложка — чем не повод поговорить о тернистых жизненных путях, тесных рамках и внутренней свободе?
Мост между столетиями
Для людей XXI века язык — это прежде всего технический инструмент общения. Древние люди относились к языку иначе. Они воспринимали его как божественное творение, а не просто как механический набор слов и правил, подчеркнул Леонид Панин, доктор филологических наук, исполнительный директор «Общества русской словесности», председатель общественной организации «Союз православных педагогов». Язык — источник изучения духовной культуры народа, его исторической памяти. Он хранит богатейшую информацию о прошлом.
— Зная, что «раб» и «ребенок» — однокоренные слова, мы можем понять, кем был ребенок по отношению к главе семейства, — привел пример Леонид Панин. — Зная, что «окно» и «око» однокоренные слова, мы можем сказать, какого размера были окна у древних славян. Ну а «среда» — свидетельство того, что рабочая неделя была пятидневной. Слово «неделя» означало нерабочий день. С принятием христианства пришло слово «воскресение», заменило слово «неделя» и принесло с собой слово «суббота», которого не было в Древней Руси.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «как Мамай прошел», «иду на «вы» — у каждого такого фразеологизма своя история. Например, сегодня мало кто знает, что выражение «гонять лодыря» появилось в Москве в XIX веке — в ту пору, когда там работал немецкий врач Лодер. Этот доктор советовал бегать от инфаркта трусцой, и москвичи при виде бегущего горожанина стали повторять фразу, ставшую крылатой… Конечно, такие нюансы могли бы добавить красок в урок русского и литературы.
А вот по поводу преподавания церковно-славянского языка единого мнения пока не выработано.
— Ректор МГУ академик Садовничий перепугал просвещенную российскую общественность, поставив вопрос о необходимости изучения церковно-славянского языка в средней школе. Я думаю, наше общество к этому не готово. Для того чтобы преподавать, должны быть соответствующие преподаватели, — озвучил свою точку зрения Леонид Панин, но заявил, что рекомендацию ректора нужно принять как некую перспективу.
Ведь для русского человека церковно-славянский язык — примерно то же самое, что для культурного европейца латынь и древнегреческий. За каждым из этих трех языков стоит не просто отдельный народ, а христианская цивилизация. Кроме того, церковно-славянский язык делает понятными духовные ценности, объединявшие Россию, Украину и Белоруссию. Для современного мира, раздираемого противоречиями, это чрезвычайно важно.
Тенденция нечтения
То, что россияне мало читают, — миф, заверила директор НГОНБ Светлана Тарасова, приведя в качестве аргумента результаты сентябрьского исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. По данным мониторинга, в возрастной группе россиян старше 18 лет книги читают 96 процентов. Характерно, что в 2014 году читающих граждан было меньше — 65 процентов. Получается, интерес к книге растет.
Впрочем, с чтением детей и подростков картина иная. В 2014–2015 годах Российская государственная детская библиотека провела исследование и пришла к выводу, что среди детей до 15 лет читают регулярно 28 процентов, 13 процентов не представляют жизни без книг, а 43 процента читают для выполнения школьных заданий.
Чем опасна тенденция нечтения? Тем, что люди с трудом облекают мысли в слова, утрачивают навыки чтения и письма настолько, что оказываются неспособными воспринимать смысл короткого несложного текста.
Как воспитать у ребенка вкус к чтению?
Борис Пивоваров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской митрополии, доктор богословия, отметил, что в каждую эпоху были свои трудности. Если в советские годы нужно было преодолевать идеологические препоны, железный занавес, то век Интернета притупляет критическое мышление. Яркая картинка бьет по эмоциям, хлесткое слово входит в сознание, а настоящее, крепкое знание подменяется мнением — например, мнением блогера, который набирает рекордное количество лайков.
Как справиться с этой бедой?
Борис Пивоваров напомнил об инициативе «Общества русской словесности» ввести в школьные программы «золотой канон» русской литературы. Правда, эта инициатива вызвала много вопросов: зачем выстраивать всех в одну шеренгу? Почему бы не дать возможность школам определять круг чтения самим? По словам Бориса Пивоварова, «золотой канон» не отменяет вариативности программы и учителям стоит обратить внимание на «Цветослов», выпущенный еще в 2010 году. Эта хрестоматия включает в себя самое-самое — шедевры, на которых надо взращивать вкус, читая их по вечерам в семьях.
Впрочем, насильно мил не будешь. Если ребенок привык к «развлекаловке», заинтересовать его глубокой, умной книгой будет трудно. Но в заключение Борис Пивоваров напомнил притчу о том, как один послушник спросил опытного подвижника: надо ли читать Евангелие, если почти ничего не понимаешь? Старец в ответ попросил снять с плетня один из кувшинов, наполнить водой, а затем ее вылить. И задал вопрос: «Какой из кувшинов чище?» — «Тот, в котором была вода…»
— Душа ребенка чувствительнее фотографической пленки, на которой отпечатлевается все, что возникало перед объективом на долю секунды. Что-то увидел по телевизору, что-то прочитал в сетях, и все это остается в душе и сердце, — сказал Борис Пивоваров и подчеркнул: правильное развитие можно обеспечить только совместными усилиями родителей, воспитателей и учителей.

Комментарии
ТИХОН, митрополит Владимирский и Суздальский (до 28 декабря 2018 года митрополит Новосибирский и Бердский), председатель НРОО «Общество русской словесности»:
— Родной язык — это хранилище сокровищ национальной культуры, исторической памяти, народной мудрости… Наше слово — плод нашей души, вызревший в сердце, свидетельствующий о том, чему мы посвятили себя. «Речь» — по-славянски «река». Если в реке загрязнение, если речь загрязняется постыдными словами — это серьезный сигнал о том, что совесть потеряла контроль над разумом. Словом мы проявляем самые возвышенные чувства: обращаемся с молитвой к Богу, с утешением — к ближнему. Имеющий такие слова человек взращивает райский сад в своем сердце.
Юрий ПЕТУХОВ, первый заместитель губернатора:
— Русский язык, классическая литература всегда были и остаются основами духовных и исторических ценностей. Это связь с культурой нашего народа, сопричастность судьбе Отечества — то, что объединяет людей в нацию. Второй год региональное отделение «Общества русской словесности» становится площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной литературы, помощи молодым талантливым писателям, педагогам.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Самарской области коронавирус выявлен еще у 199 человек В Самаре выберут нового мэра до 22 декабря Костромич вынес из горящего дома шестеро детей Военные костромской Академии выйдут на битву с клещами в четверг В следовавший из Казани в Сочи самолет попала молния

Последние новости