Агломерация областной столицы и Автограда: все ли останутся в выигрыше?

17.04.2018 0:31 0

Агломерация областной столицы и Автограда: все ли останутся в выигрыше?

В администрации Тольятти прозвучало очередное предложение о создании самарско-тольяттинской агломерации. Чиновниками было предложено включить объединение двух крупнейших городов губернии в концепцию стратегического планирования Автограда до 2030 года.

Идея объединить областную столицу и моногород звучит с 2009 года. Однако по сей день они существуют только на словах, реального объединения в виде скопления городских населенных пунктов не происходит.

Самарско-Тольяттинская агломерация — одна из крупнейших в России (третья по величине после Московской и Санкт-Петербургской). В границах агломерации расположены территории 8 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области. Здесь проживает 2,7 млн. человек – это 85,5% населения области. На территории агломерации производится 83% промышленной и 49% сельскохозяйственной продукции, осваивается 88% инвестиций.

Мнения экспертов делятся на два полярных лагеря. Одни считают агломерацию грамотным и правильным решением, другие сомневаются в необходимости агломерации Самары и Тольятти.

Так, бывший вице-мэр Тольятти, экс-директор филиала СГЭУ в Тольятти, директор института экономики и управления предприятия СГЭУ Елена Ширнина считает возможность объединения верным решением. Однако, учитывая, что вкладывается в понятие «агломерация». «Стратегически это правильное решение, потому речь идет о крупных городах, которые располагаются на одной территории. Они могут быть удачно объединены в экономическом и социальном направлении. Создав агломерацию, Самара и Тольятти могут повести за собой губернию. Это флагманское объединение, которое в перспективе поможет городу выйти на новые показатели», — отмечает Елена Ширнина. При этом она отмечает, что от агломерации больше плюсов для Тольятти. Как минимум, смена статуса города. «Он перестанет быть моногородом. С точки зрения области – это довольно привлекательное предложение. Но здесь нужно просчитывать все экономически. Если мы говорим о создании агломерации к 2030 году и будем к этой цели двигаться, то, конечно, результат будет иметь положительный эффект», — считает директор института экономики и управления предприятия СГЭУ.

Директор самарского филиала ЗАО «Регистраторское общество «Статус» Владимир Обухов полагает, что в вопросе агломерации очень важна терминология. «Что значит объединять? Объединить в единый город или в муниципалитет – нецелесообразно. Развить логистические связи, определить общую ментальность, объединить ресурсы – необходимость современности. В настоящее время во всем мире чем крупнее урбанизированная среда, тем сильнее притяжение социального, человеческого и финансового капитала в том числе. Поэтому агломерация нужна, но необходимо чтобы работали связи, то есть социальный капитал», — рассказывает эксперт. По его мнению, нужна скоростная железная дорога и скоростная автомобильная дорога. Дмитрий Азаров в своем послании заявил, что региональный минтранс на федеральном уровне лоббирует новый проект скоростной железнодорожной ветки «Самара-Курумоч-Тольятти». ЕЕ строительство в 7,5 млрд рублей. Как утверждает Владимир Обухов, необходимо, чтобы города развивались на встречу друг другу. «Концепция, которую приняло областное правительство около 4 лет назад, предусматривает, что Тольятти развивается на север, а Самара на юг в сторону Чапаевска. Это категорически неправильно, потому что это размазывает скудные ресурсы в поля. Нам необходимо концентрироваться на укрупнении городской среды, уплотнять ее в Тольятти и Самаре», — уточняет специалист.

«Самара-Тольятти – дополнительный мощный центр притяжения инвестиций, эффективного развития сохранившегося научно-производственного потенциала области»

Агломерация областной столицы и Автограда: все ли останутся в выигрыше?Виктор Полянский,

политолог, заведующий кафедрой государственного и административного права Самарского госуниверситета член Общественной палаты Самарской области

Я исхожу из объективно-субъективных факторов. Объективные факторы – экономика и социальные аспекты. Субъективные – политические плюс мои личные аспекты понимания природы вещей.

Начну с личных. В свое время у СамГУ был тольяттинский филиал, очень серьезное учебное заведение с немалым количеством студентов. Но в силу федеральной политики относительно сокращения числа вузов, филиал был ликвидирован. Иногда это делали, к сожалению, даже не задумываясь о последствиях для городов. В силу системной работы в Тольятти самарские преподаватели были очень тесно связаны с жителями, городом. Через наших студентов мы знали и социально-экономическую ситуацию, и настроение горожан. Я Тольятти рассматриваю как очень близкий мне город. Хотя по ментальности он значительно отличается от Самары, поскольку имел особую историю формирования. Там доминирует новый город, то есть Автозаводской район. Мне бы хотелось, чтобы у города было светлое будущее. Но в нынешних отдельных условиях существования все-таки перспективы у города не очень хорошие.

С политической точки зрения это выгодно Самарской области, Самаре и чиновникам, которые должны решать проблему обеспечения стабильного, гармоничного развития региона и связки «Самара-Тольятти». Это выгодно тем, кто заявит эту проблему как серьезную и требующую быстрого и эффективного, полезного решения для области. Причем если ее рассматривать как один из пунктов предвыборной кампании, то для населения это будет не менее выгодно, чем для политиков. Одни – получат голоса, другие – улучшение качества жизни. Но заниматься этим нужно не для создания шума, «заманухи» или обмана людей. Реальное изменение и улучшение ситуации будет очень хорошо воспринято населением. Потерь не должно быть, должны быть только приобретения.

Объективные факторы – социально-экономические проблемы, которые Тольятти сам без участия области не сможет решить. В 1990-е гг. в Тольятти люди жили лучше, чем в Самаре. Сейчас наоборот. В случае формирования агломерации должно быть подключение всех ресурсов, в том числе федерального масштаба. По моему мнению, в настоящее время финансовое благополучие определяет не столько производство, сколько именно финансовые потоки, которые идут обычно через центр. Как образно говорят: «Москва жирует». Все остальные только присматриваются. И сейчас было бы полезно, чтобы областная власть использовала свой статус, лидерство и на этой основе попыталась составить такую программу, которая позволила бы включить туда и федеральные ресурсы, и региональные. Причем федерации будет выгодно создать мощное и сильное социально-экономическое пространство в виде агломерации. Это будет достижением всей страны, поскольку появится еще один дополнительный мощный центр притяжения инвестиций, эффективного развития сохранившегося научно-производственного потенциала области, коммуникаций. И, естественно, для того, чтобы области обеспечить соответствующий уровень перспективного развития, такие агломерации просто необходимы. В этом случае нужно идти по пути Запада, у них есть много достойных примеров подобных объединений. Но, хороший потенциал нужно использовать, опираясь на собственные силы.

Кстати, Дмитрий Азаров в своем послании говорил о пространственном развитии. Это как раз и есть самарско-тольяттинская агломерация. А политическая предпосылка обязывает действовать в этом направлении.

Елена Лебединская,

политолог

Чем Тольятти отличается от Самары? В Самаре все смотрят лицом на Волгу, в Тольятти все смотрят на Автоваз и стоят спиной к Волге. Это два города с совершенно разными спецификами. Самара – город на Волге, Тольятти – город на заводе. Что касается агломерации, вопрос исключительно в экономической целесообразности.

Евгений Минченко,

политолог, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»

Я считаю, что нет необходимости объединять Самару и Тольятти в единую территориальную единицу. Агломерация может развиваться и без единых органов

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

После подтопления в Самаре могут установить дополнительные ливнёвки В Самаре в Октябрьском районе убрали 40 нелегальных торговых точек 20 лет спустя: костромичи вспоминают, как их раздел кризис 98-го года Самарские приставы за 1,2 млн рублей арестовали погрузчик Большой перечень документации с шаблонами заполнения

Последние новости