Быть ли молоку в Кыштовке?

Быть ли молоку в Кыштовке?

В отдаленных районах области сельхозпредприятия буквально борются не за прибыль, а за саму возможность работать
Глава Кыштовского района и пред­приниматели рассказали о бедственном положении производителей молока.
В хозяйстве «Майское», что в деревне Усманка, 135 дойных коров. Много это или мало? Для Кыштовского района — очень даже прилично, потому что все дойное стадо тут состоит из 509 буренок. Но, как говорится, спасибо, что хоть это есть.
«Еле сводим концы с концами»
— На нашем предприятии трудится около десятка человек, — рассказывает директор ООО «Майское» Марат Гумиров. — Зерновых не сеем, занимаемся молоком и мясом. Сейчас коровы доятся плохо, поэтому молоко отправляем через день, летом — каждый день. Своего молоковоза у нас нет, есть бортовая машина с бочкой. Молоко возим в соседний Венгеровский район, в один конец — восемьдесят километров. Там его охлаждают и везут дальше, в Татарск. Хорошо, что хоть дорога асфальтовая, а то уж и не знаю, как бы мы справлялись. Молоко сдаем по 22 рубля за килограмм, но это если жирность хорошая. Если не очень — цена ниже.
По данным регионального минсельхоза, на 1 февраля средняя закупочная цена на молоко по области составляла 25 рублей 64 копейки. Вроде бы не так все плохо. Но если учесть накладные расходы, и в первую очередь цены на ГСМ, которые последний год росли космическими темпами, получается совсем невесело.
— Работаем практически в ноль, — печально констатирует руководитель «Майского». — Продуктивность коров низкая. По-хорошему, нужно обновлять стадо, покупать племенных животных, но денег на это нет. Еле сводим концы с концами.
Памятник из золота
Получается замкнутый круг. Каждому понятно, что чем больше молока — тем больше денег, но купить продуктивных животных — нет денег… И в «Майском» еще неплохо живут, есть места, где положение гораздо хуже. Например, в Орловке, что на границе с Томской областью, выращивают фуражную пшеницу, другая в здешнем климате просто не растет, и возят ее на спиртзавод в Куйбышев. С учетом плеча доставки выгоды — ноль. Из года в год хозяйства хиреют.
— Сейчас у нас 19 сельхозпредприятий, но в скором времени, возможно, не останется ни одного. В соседнем Северном районе уже давно ничего не мычит. Уж очень мы далеко от рынков сбыта, — сокрушается глава Кыштовского района Николай Кузнецов. — Раньше, с подачи депутата Законодательного собрания Анатолия Федоровича Кондратова, в соответствии с законом «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» господдержку получали предприятия, занимающиеся молочным скотоводством на территории Кыштовского и Северного районов. Доплата составляла 4 500 рублей за тонну реализованного молока. Тогда молочное животноводство развивалось, к нам даже пытались переехать фермеры из Томской области. Но с 2017 года такая поддержка не оказывается.
На первый взгляд, решение лежит на поверхности — наладить переработку. Сейчас в районе ее нет. Но проблема в том, что из-за удаленности территории и трудностей со сбытом инвесторы не хотят развивать производство в Кыштовке.
— Если бы к нам пришел инвестор, мы бы ему памятник из золота поставили. Но пока что желающих нет. Хотели зайти китайцы, чтобы наладить производство фанеры из нашей березы, но не стали, — говорит Николай Кузнецов. — Поэтому мы просим платить Кыштовскому и другим отдаленным от рынков сбыта районам доплату на килограмм реализованной продукции.
Проблему обсудят на совете по АПК
Рассказ главы Кыштовского района вызвал у участников заседания аграрного комитета Заксобрания области неоднозначную реакцию. Вроде бы цена вопроса невелика. Когда дополнительную поддержку оказывали, на два района, Кыштовский и Северный, в год уходило 9–10 миллионов рублей. Нынче скота стало меньше, в год в районе надаивают примерно 600 тонн молока. Простой арифметический подсчет показывает, что дополнительная поддержка обойдется в 3 миллиона в год. Но села и деревни в отдаленном районе будут жить. Однако, по мнению заместителя губернатора Новосибирской области Александра Дубовицкого, проблемы это не решит: сегодня назрела необходимость рассматривать стратегию развития каждого района, в том числе и Кыштовского, определяя перспективу на 10–15 лет.
— Я работаю уже при шестом губернаторе, у нас лежат шесть программ развития района, и ни одна из них не выполнена, — отмечает Николай Кузнецов.
По словам главы района, сегодня необходимо принимать срочные меры. Десяток деревень уже исчезли с лица земли. Кто следующий? А если платить дополнительные деньги, то люди не поедут в райцентр и город, чтобы выжить, а останутся там, где жили. Тем более что желающие заниматься молочным скотоводством есть.
— За прошедший год существенно увеличена грантовая поддержка фермерских хозяйств. В Кыштовском районе в основном функционируют именно такие хозяйства. После обмена мнениями мы пришли к выводу, что это направление и будет востребовано на северной территории, где есть своя специфика, определенные трудности в ведении сельского хозяйства, — говорит председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области Олег Подойма. — Грантовая поддержка сельхозпроизводителей в таких условиях — это правильный и эффективный путь. Ждем до мая конкретных предложений от минсельхоза. Мы от комитета этот вопрос поднимем на совете по АПК при губернаторе.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Почему костромские школьники стоят в очереди, чтобы поработать на комбинате «Высоковский»? Армейские игры под Костромой: на старт вышли военные из 6 стран мира Гибель трех человек на пожаре расследуют самарские следователи Две уникальные выставки откроются в Елабуге Жителям Елабуги «простили» коммунальные долги

Последние новости