Почему пол-литра пива не может стоить 26 рублей
Ночной магазин разливного пива, прилавок, усталый продавец. «Мать, — интересуется покупатель, — а ты какое посоветуешь, чтобы съедобно было?»
Несмотря на то что спиртные напитки, в том числе и пиво, ночью продавать нельзя, такой разговор — привычное дело. Причины две. Первая заключается в том, что многие магазины, поставив пару столиков, получают лицензию как предприятия общепита, а на них временные ограничения не распространяются — торгуй хоть круглосуточно. Недавно мэрия Новосибирска обратилась в областное правительство с предложением внести в правила торговли дополнительные ограничения. Они должны коснуться точек, которые продают спиртные напитки в ночное время, прикрываясь статусом предприятий общепита, а также магазинов, работающих в жилых домах. По утверждению начальника управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Виталия Витухина, это связано с жалобами горожан.
Вторая причина, почему в разливухах спрашивают рекомендации о качестве, — широкий разброс цен и, соответственно, качества пенных напитков. При этом употребляющий народ прекрасно понимает, что по дешевке хорошего не купить, но надеется на чудо. Ведь соблазн велик: из кранов торгующих разливным пивом магазинов иногда можно налить жидкость ценой меньше 60 рублей за литр.
Несуществующий напиток
С точки зрения экономики такого пива существовать не может. Эксперты ловко щелкают клавишами калькулятора: в литре напитка — 21 рубль акциза, который платит производитель, минимум 32 рубля — себестоимость продукта, и это на крупном пивоваренном производстве (на мелких — дороже), а еще надо добавить расходы на упаковку и транспортировку и хоть какую-нибудь торговую наценку.
Не так давно один популярный паблик в социальной сети «ВКонтакте» задал своим читателям вопрос: пиво по какой цене вы не опасаетесь употреблять? Результаты удивили: до 30 рублей за бутылку или 60 рублей за литр в пластиковой упаковке готовы платить лишь 2,5 и 1,1 процента ответивших. Однако в реале пьющий народ гораздо менее требователен. Иначе чем объяснить, что дешевое пиво с прилавков не пропадает? Да и испортиться, судя по всему, не успевает.
А где налоги?
Пиво с ценой ниже себестоимости может существовать по двум причинам: или это не пиво, или за него не уплачены налоги. В первом случае потребитель быстро распознает подвох оставшимися вкусовыми рецепторами, а вот во втором…
Еще летом этого года специалисты Новосибирскстата заявили, что производство пива в области сократилось. «В первом полугодии 2017 года было произведено 19,2 миллиона декалитров пива, что на 2,8 процента — 555,9 тысячи декалитров — меньше, чем за соответствующий период 2016 года», — приводили они цифры. При этом, по данным сервиса 2ГИС, количество пивных магазинов продолжает активно расти. В Новосибирске на сентябрь 2017 года их стало на 20 процентов больше, чем было на аналогичный период 2016-го.
«Сейчас налоговые сборы составляют около четверти розничной цены на пиво. Введенные ранее ужесточения обосновывались борьбой со злоупотреблением алкоголем, но фактически ужесточение коснулось лишь легального рынка, создав предпосылки для роста теневого оборота», — говорили эксперты пивоваренной отрасли. А поскольку, по данным Новосибирскстата, Новосибирская область является одним из лидеров по производству пива, занимая в Сибирском федеральном округе первое место, а среди регионов России — пятое, эксперты прогнозировали, что наиболее ощутимый негативный эффект от этого почувствует именно наш регион.
В декабре об этом заговорили уже на другом уровне. На заседании бюджетного комитета Законодательного собрания замминистра финансов Новосибирской области Светлана Шарпф отметила «не очень позитивную динамику по акцизам». По расчетам министерства, сборы по акцизам по итогам 2017 года будут на 200–250 миллионов рублей ниже плановых.
Меньше стали пить?
Отчего пошло сокращение объемов производства? Оттого ли, что мы стали меньше пить, или оттого, что рынок на каждом шагу предлагает нам сэкономить? Поход по пивным точкам, число которых день ото дня растет, показывает: в продаже есть настолько недорогое пиво, что сварить его и довезти до прилавка легально, с учетом всех налогов, невозможно. Не так давно звездами экрана стали, например, напитки с этикеткой «Пиво» по цене 26 рублей 85 копеек за пол-литра. Их удалось найти нашим коллегам из местной телепрограммы в ходе рейда по оптовому рынку. Владелец склада-магазина так и не смог уверенно пояснить, зарегистрирована ли продукция в ЕГАИС — единой информационной системе, сопровождающей спиртосодержащую продукцию от производителя до потребителя. Именно благодаря ей акцизы пополняют местные бюджеты, а федеральная власть контролирует оборот алкоголя.
Государственное регулирование — всегда палка о двух концах. Ужесточение контроля может привести к тому, что нелегальщины станет меньше, а может, наоборот, даже «белых» продавцов и производителей подтолкнуть уйти в тень. В случае с пивом, похоже, излишнее регулирование ударило как раз по легальному производителю, который практически без боя сдает прилавки теневикам. И теперь даже солидные поставщики порой вынуждены искать варианты снабжения в обход системы для индивидуальных предпринимателей, которым издержки на подключение
к ЕГАИС кажутся непомерными.
Еще недавно это положение тревожило прогнозами. Сегодня уже подсчитаны реальные потери для бюджета. Проблема не просто требует решения, но уже наглядно, на цифрах, показывает, во что выливается его отсутствие.