Программы оказания социальных услуг семьям с детьми-инвалидами действуют в регионе в рамках национального проекта «Демография»
Новосибирским журналистам показали открывшийся в 2019 году в Ояшинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей бассейн, оборудованный специальным подъемником. Интересно, что состав воды и ее температуру можно менять в зависимости от диагноза маленького пациента.
Теперь в ояшинском интернате для детей с инвалидностью есть собственный бассейн стоимостью почти 24 миллиона рублей. Деньги на него выделил бюджет области, частично помогли спонсоры. По словам сотрудников интерната, он станет большим подспорьем для врачей, ведь сейчас дети со всей области едут в Ояш на реабилитацию.
Солнце, воздух и вода
На первый взгляд в ояшинском интернате мало что напоминает о том, что здесь вообще-то лечат. В корпусе светлые, просторные помещения, дизайн которых выдержан совсем не в больничных тонах, и вообще пахнет домом. Пока в одной из комнат дети рисуют и создают яркие аппликации, в другой изо всех сил работают лобзиками, а в третьей занимаются с педагогом по вокалу. Но если пройти немного дальше, увидишь кабинет физиотерапии и кабинет психолога, соляную пещеру и, конечно, гордость ояшинцев — новенький бассейн, который располагается прямо за главным корпусом интерната.
Дочери Марии Капсовой, которая сейчас активно бьет руками по воде, да так, что брызги летят во все стороны, восемь лет. Семья приехала из Куйбышева. У девочки врожденный ДЦП, и поэтому водные процедуры необходимо принимать как минимум раз в неделю.
— Нам прописали гидромассажные ванны и другие водные процедуры, соляную пещеру, озокерит, физиотерапию, — говорит Мария. — Плюс занятия с логопедом, психологом. Ходим и в кружок бисероплетения. Приезжаем сюда, потому что хорошая динамика: ребенок с рождения не мог ходить, лежал, а сейчас — сами видите! В первый раз приехали в 2013 году. Нас всему здесь научили: сидеть, ползать, ходить…
«Мы только здесь поверили»
Глядя на жительницу села Убинское Людмилу Иванову, трудно представить, что у такой молодой женщины уже есть внук. Людмила воспитывает Ваню с полутора лет. Сейчас мальчику четыре года, у него гидроцефалия и поражение мышц. Когда три года назад ребенок попал в Ояш, он даже не мог стоять, а теперь бодро крутит педали специального велосипеда-коляски.
— Мы только здесь поверили людям, что они действительно хотят помочь. После первого месяца занятий Ваня начал равновесие держать. Комплекс очень богатый, полноценный, занятия идут одно за другим. Парень уже стал ходить, — улыбается Людмила. — В третий раз здесь, и смотрите — крутит педали! Раньше у него на это не было ни сил, ни отваги. А теперь я сама им восхищаюсь.
Почти как дома
Оздоровительные, реабилитационные программы и социальные услуги для детей с инвалидностью, ментальными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья реализуются в Новосибирской области при поддержке правительства региона. По словам заместителя министра труда и социального развития Новосибирской области Ольги Потаповой, ояшинский дом-интернат, по сути, региональный реабилитационный кластер.
— Это реабилитационная и инновационная площадка, на которой прежде всего реализуются программы для детей-инвалидов и ребят с ОВЗ от года до 18 лет с аномалиями в умственном развитии, — комментирует Ольга Потапова. — В том числе здесь адаптируются воспитанники старше 18 лет.
Некоторые выпускники интерната здесь даже работают — дворниками, уборщиками территорий, коневодами, трудятся на местном заводе. Кстати, в Ояше производят молоко и вообще серьезное внимание уделяют питанию воспитанников интерната.
Три кита реабилитации
Всего ояшинский интернат обслуживает 440 детей, 25 из них приезжают сюда на реабилитацию с мамами.
— Подвижки и результаты есть, поэтому некоторые приезжают и по пять раз, — рассказывает директор интерната Любовь Присмакина. — 110 «переростков» живут уже самостоятельно, три квартиры купили для них здесь, несколько в городе. За последние пять лет из Ояша вышли около 30 выпускников. Это дети дееспособные. Есть такая категория детей старше 18 лет, они могут жить по принципу сопровождаемого проживания, когда рядом находится социальный работник. Недавно были проверки, и, похоже, такая реформа приживется — детям будут покупать квартиры и расселять по три-четыре человека. И при них, конечно, будет сопровождающий персонал.
По словам директора, местные дети с восторгом ходят на иппотерапию.
— Садят на коня — ребенок сразу улыбаться начинает! — говорит Любовь Присмакина. — Кстати, когда сидишь на лошади, работают все группы мышц. И такие занятия тоже дают большой эффект. Не хватало нам только бассейна, но наконец благодаря усилиям министерства и спонсорам он теперь есть. Осталось сделать переход между зданиями, его построят к осени-зиме, проект уже готов. А вообще, вода, лечебная физкультура и массаж — это три кита, на которых держится реабилитация.
По словам Любови Присмакиной, чтобы попасть в интернат, нужно обратиться в отдел соцзащиты своего района и собрать небольшой пакет документов, после этого родителям обязательно дадут путевку. Правда, стоит учесть, что летом желающих приехать сюда, конечно же, больше.
Комментарий
Ольга ПОТАПОВА, заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области:
— Отзывы родителей о прохождении детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата реабилитационных курсов подтверждают востребованность таких услуг. Это стимул для развития направления и запуска новых пилотных проектов для семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Сейчас в регионе проживает почти 9,5 тысячи детей-инвалидов. И очень важно максимально облегчить жизнь в том числе и родителям, чтобы эти дети оставались в семье. Поэтому у нас серьезно развивается сеть учреждений социального обслуживания, служба ранней помощи. Есть у нас Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив», где помогают детям с очень серьезными и редкими генетическими заболеваниями. Есть и такая форма, как полустационарные услуги. На базе 43 комплексных центров социального обслуживания у нас созданы отделения реабилитации инвалидов, развиваются формы надомного обслуживания — для детей с тяжелой патологией. Есть учреждения, где дети могут получить курс реабилитации во временных отделениях. Развиваются отделения альтернативной и дополнительной коммуникации, в том числе центры персонального сопровождения. Причем во всех этих центрах не только лечат детей, но еще и обучают родителей — тем самым методам и формам реабилитации, которые они могут применять уже дома, самостоятельно.