Ирина САБЛИНА, 47 лет, преподаватель, Новосибирск
Я родилась в Новосибирске и всю жизнь живу в нем. Город моего детства — что-то очень легкое, счастливое. Я благодарна родителям за то, что они даровали мне возможность быть такой, какой я хотела. Они мне дали взгляд на жизнь со знаком плюс.
Я помню мои первые коньки. Они были белые, дорогие. Лезвия — отдельно от ботинок, их надо было соединить. Папа прикрутил одно к другому, отнес наточить. Через год секция фигурного катания на «Сибсельмаше» закрылась, и как фигуристка я не состоялась. Снова на коньки встала уже вместе со своей дочерью. Сначала покатилась с трудом, но через пару кругов поймала себя на мысли, что еду как меня учили — красивая спина, руки. Оказывается, тело все помнит.
Я была в декрете, когда получила второе высшее образование — окончила факультет психологии НГУ. В 90-е годы, когда мне, учителю начальных классов, надо было выходить из декретного отпуска, некого было учить — почти не было детей. Я расстроилась, может быть, на одну минутку, а потом использовала возможности. У меня было свободное время, не было работы, и я с удовольствием снова засела за учебники.
Я вижу новое поколение молодежи каждый день. Они не инопланетяне. Они, может быть, по-другому, чем когда-то мы, одеваются, иначе выстраивают коммуникацию, но они такие же — у них те же отношения, те же страхи и потребности.
Недавно смотрела передачу, где известный нейролингвист Татьяна Черниговская рассказала, как по-разному надо воспитывать девочек и мальчиков. Мальчиков держать в холоде, буквально — в тепле они засыпают. Им гораздо важнее состязательность, намного больше, чем девочкам. Постоянно хвалить, им это эндорфинов добавляет. А девочкам нужен «контролируемый риск» — чтобы они падали, но не расшибались. Для того чтобы представляли последствия и были более жизнеспособны.
Красота важна для женщины. Не для других, а для своего удовольствия. Вернее, важно не то чтобы родиться красивой, а чувство: я красива! Это может не иметь ничего общего с реальностью, но в конце концов так и будет, как это сложилось в твоей голове. Когда я была ребенком, вокруг меня было много людей, которые считали меня хорошей и красивой. Я себя такой и чувствовала. Наверное, если бы я была некрасивой, это ничего бы не изменило, потому что меня любили.
Не всегда люди умеют говорить комплименты. И, может быть, многие даже не умеют их принимать. Я недавно прочитала фразу, которая меня очень рассмешила: чем ниже у человека самооценка, тем больше подвоха он чувствует в комплименте. Наверное, это идет из семьи, где не говорили девочке, что она лучше всех. Моя дочь знает, что она лучше всех. Это помогает в жизни.
Я никогда не сидела на диетах. Культуру питания привили в семье. И дочь приучила, она мастер спорта по художественной гимнастике. Как питаться правильно? Не шоколадка вместо обеда, а нормальный обед. И не переедать.
Мне не важно, чтобы мужчина был сильнее меня. Важно, чтобы он чем-то занимался.
Женщина должна быть умной. В мужчинах, которые заявляют, что ум женщине ни к чему, думаю, говорят комплексы: они боятся, что на фоне умной женщины будут плохо выглядеть. Слишком многое от женщины зависит в нашем мире, чтобы позволить себе быть глупой.
Если бы лет двадцать назад меня спросили, какие недостатки не простила бы человеку, я назвала бы целый список. Сейчас, я думаю, простила бы любые. Потому что это ему с этими недостатками жить. Другое дело, стала бы я общаться с этим человеком? Одно — простить, другое — продолжать отношения.
Положительное качество моей памяти: я вычеркиваю плохое, что было.
У меня нет сожаления, что я что-то не сделала. Мне кажется, вся моя жизнь — счастливый поворот. Я не боюсь это говорить, я не суеверна. Сейчас в обществе распространены суеверия — чем сложнее жизнь, тем больше предрассудков. Вспомните, в 90-е к гадалкам ходили массово, секты подняли голову. Потом потише стало — сейчас опять. Это нормально.
Если хочешь счастье построить, можно это сделать. Для этого надо изменить себя.
Может быть, я и жалела о каких-то своих поступках, но потом понимала, что тогда я поступить иначе не могла. Нередко то, о чем жалела, оборачивалось чем-то хорошим. В жизни так всегда — предсказать невозможно.
Я реалист, но мне бы хотелось, чтобы жизнь не заканчивалась со смертью. Чтобы она куда-то перетекала, меняла форму. Грустно, что когда-нибудь будет конец. Хочется, чтобы дальше было что-то еще.
От жизни хочется… всего. Я сейчас учу итальянский, хочу выучить его, поехать снова в Италию и поговорить с носителями языка. Хочу научиться новым навыкам вышивания. Я освоила кутюрную люневильскую вышивку, но мне этого мало. В своей профессии хочу новые курсы окончить. Чего-то невероятного в жизни нет. Я считаю, все вероятно. Времени только мало для всех мечт. Мне некогда будет в старости, я точно знаю.