Интервью с ней было одним из самых продолжительных в моей журналистской практике. И не потому, что сложно было получить ответы. Напротив, с этой обаятельной и милой собеседницей хотелось общаться и общаться. Вот и вопросы возникали как-то сами собой, один за другим. Она увлекательная и интересная рассказчица, хотя не актриса. Ее интеллигентность, чувство такта, утонченные манеры и неподдельная степенность восхищают, но она не психолог. И, наконец, не могу не отметить эрудированность и высочайший интеллект моей героини. А ведь она не учитель. Заинтригованы? Тогда знакомьтесь. Эта милейшая во всех отношениях женщина — методист ЦБС, инициатор нескольких замечательнейших проектов, которые успешно реализуются в библиотечной сфере — Ирина Александровна Богомолова. Буквально на днях ей исполнилось 55. Хотя опять-таки признаюсь, положа руку на сердце: ей каким-то чудесным образом удалось перехитрить паспортные данные. Глядя на эту моложавую и ухоженную сударыню, настоящий возраст ей не дашь. Красивая прическа и элегантное платье, выразительные глаза и ни единой морщинки… Ну какие 55? От силы лет 40. А потому разговор с великолепной Ириной Богомоловой незадолго до ее юбилея я не могла не начать… ну, просто чисто по-женски, с любопытства.
— Ирина Александровна, выглядите очень свежо, молодо, ну определенно не на 55. Поделитесь секретами своей молодости.
— Спасибо. Приятно, конечно, когда такие слова слышу в свой адрес. Генетика, не без этого. Но, думаю, сказывается и черта моего характера. Я стараюсь видеть в людях все-таки положительное. Даже если меня когда-то задевали или ранили словом, то я такие моменты забываю, и в моей памяти высвечивается только хорошее. Все-таки позитивное, доброжелательное отношение к людям дает свои результаты. Ну и минимум декоративной косметики.
— То есть хотите сказать, что салоны красоты и всевозможные маски тут ни при чем? Тогда это большое везение.
— Ну, так уж сложилось… Повезло, значит… (улыбается)
— Вам самой-то верится, что 55?
— Я спокойно отношусь к своему возрасту. Потому что это неизбежность. И когда к нему подходишь, понимаешь, что каждый возраст по-своему хорош. Это с позиции молодости кажется, что 55 — это еще когда будет и это ой какой «страшный» возраст! А сейчас, придя к нему, даже интересно: какие прелести он мне откроет?
— С возрастом разобрались. Поговорим о книгах. Я уверена, что книга всегда была и есть в Вашей жизни. Все-таки 30 лет, не изменяя ни дня, Вы в этой «книжной» профессии.
— Да, книга действительно всегда была в моей жизни. В эту сферу, как ни крути, идут те, кто любит читать! В свое время я окончила Казанский Государственный институт культуры. Поступила сразу после окончания школы. Мои родители — спортивные тренеры, я — единственная дочка в семье, они были на позиции «надо идти в инженеры или в текстильный институт». А вот я почему-то еще со школьной скамьи решила, что свою жизнь свяжу только с культурой, с книгой, в частности.
— Надо же!
— Да-а-а! Меня еще очень пленяло само учебное заведение! Институт культуры! Как звучит! Это же и литература, и искусство, и живопись! Одним словом, культура! А это понятие такое многогранное!
— Не разочаровались?
— Не-е-ет, что Вы! Правда, нам сразу с первых же дней сказали: «Вы пришли сюда учиться и будете не только много читать. Это еще и работа с людьми, и знания должны быть всеобъемлющими». Более того, на факультете было очень много специальных дисциплин: библиография, работа с фондом. А библиотечно-библиографическая классификация, где каждая книга имеет свой адрес! Это ж целая наука с задачами! И мы их решали! Представляете?! Так что первая встреча с преподавателями такая: «Любите читать? Это прекрасно! Но не главное!» И мы действительно 4 года учились всему! Ну и потом я же из провинциального Чистополя, а это Казань с ее театрами и выставочными залами!
— Как назывался Ваш факультет?
— Факультет общественно-политической литературы.
Моя героиня училась в желанном вузе прилежно. Ее диплом о высшем образовании без единого «удовлетворительно». Только «хор» и «отл». По распределению молодой специалист попала в столицу уже другой республики — Удмуртии. Как призналась Ирина Богомолова, в Центральной детской библиотеке Ижевска она прошла «мощную практику». Здесь царила творческая атмосфера. И быть какой-то другой на фоне остальных здесь было просто невозможно, вспоминает героиня материала.
— Я помню слова, которые мы услышали, как только переступили порог своего первого места работы. Нам, новеньким, сказали: «Вы должны здесь все сделать по-другому! Хоть стеллажи по-другому расставьте! Только творите и дерзайте!» Вот настолько активный коллектив у нас был. Кстати, нам, молодым, тогда было удивительно, что после работы наши сорокалетние коллеги (это ж, казалось, такой возраст!) бежали в спортзал играть в волейбол! Теперь у меня установка: в жизни всегда есть место… творчеству. Приятно видеть, как человек делает что-то красиво, со вкусом: выращивает цветы, готовит обед, ну и свою работу, конечно.
В Елабугу уже замужняя Ирина Богомолова переехала в середине 80-х, как и многие в те годы, на грандиозную стройку КамТЗ. Помнит «героиня» то время общежитий, когда со всех уголков страны съезжались семьями в небольшой провинциальный городок на Каме, и время массового увлечения книгами и походами в библиотеки. Это культурный досуг того времени. Тогда Ирина Богомолова работала в библиотеке, которая располагалась… в одном из подъездов многоквартирного дома в 11 микрорайоне. И такое было время. Кстати, дорогой читатель, признаюсь, и я помню то «золотое» время. Правда, тогда я была еще школьницей. Но моя память хранит общий вид той библиотеки всего в три комнаты (как там смог разместиться книжный фонд, абонемент и читальный зал?). Люди ведь приходили не только взять книгу на дом, а еще и просмотреть периодику. Поразительно! И библиотекаря Ирину Александровну я помню, всегда такую великодушную и открытую.
— Ирина Александровна, Вы 30 лет в библиотечной сфере. Застали и 80-е, когда люди охотно читали, застали кризисные 90-е, когда хотелось читать, но книг особо не было, и вот настало время, когда и в библиотеки пришли современные технологии. Скажите, какой из этих периодов для Вас самый сложный, а какой — увлекательный?
— Сказать категорично, что в наши дни люди совсем отвернулись от книг, нельзя. Все-таки продолжают читать. В интернете очень много информации. Но, мне кажется, такое информационное насыщение пройдет и люди вновь вернутся к настоящим книгам. Конечно же, 80-е, когда вся страна читала, я вспоминаю с определенной ностальгией.
— Что читают сегодня и что читали вчера?
— Классика вне конкуренции! Ее читали и перечитывают. И не только по программе. А спустя какое-то время, как мы говорим, «с возрастом». Вот я, например, с удовольствием перечитываю М. Лермонтова «Герой нашего времени». Пленительнейшая проза! Люблю А. Куприна, А. Чехова. Что касается новинок — в них всегда есть потребность. Но лично я не люблю, когда книга очень новомодная. Люблю, когда она немного отстоится. Вот тогда я читаю ее с удовольствием. Так было с «Лавром» Е. Водолазкина, например.
— На юбилей в подарок ждете книгу?
— Нет! Только не книгу! (смеется) Самый большой подарок — это нечаянный! Неожиданный!
Вот и мы решили преподнести тот самый «нечаянный», «неожиданный» подарок для юбиляра — дважды отличницы. И подарить ей еще одну газетную полосу в «ВЕ». Продолжение интервью с неподражаемой Ириной Богомоловой читайте в следующем номере «ВЕ». Вы узнаете, на каких книгах росла маленькая Ирина, а на каких — ее дочь. Какие проекты претворила в жизнь героиня статьи и за что получила правительственные гранты. И, наконец, каково это — работать в чисто женском коллективе и есть ли будущее у нынешних библиотек? С юбилеем Вас, Ирина Александровна!