Дайте ребенку отхулиганить до семи лет

15.09.2018 19:02 15

Дайте ребенку отхулиганить до семи лет

Как родителям понять сильные и слабые стороны ребенка? Какое его поведение лучше поощрять, а какое порицать? Почему одни дети любят трогать, а другие ломать?

На эти вопросы может дать ответы соционика – концепция о типах личности и их взаимодействии, основанная на исследованиях Карла Юнга. Об этом корреспонденту «КВ» рассказала психолог, соционик с более чем 20-летним стажем Элла Утикеева. – Чем может помочь соционика в воспитании ребенка? – Больше всего люди страдают, исключая физические страдания, от своих ожиданий, а точнее, от того, что они не сбываются. Справедливо это и для взаимоотношений родителей и детей. Пока дети маленькие, их мамы и папы ожидают соответствия определенного стереотипа поведения. Чем в этой ситуации может помочь соционика? У разных типов людей разные возможности. Ожидая чего-то от детей, мы ориентируемся на себя. «Я в твоем возрасте…» – любимая фраза многих родителей. Если бы родитель знал и понимал норму своего ребенка, он бы такую фразу не произносил. Каждый тип личности имеет сильные и слабые стороны. Ребенок движется по своим сильным сторонам. – Но ведь воспитание – не всегда поощрение, иногда необходимо ограничивать ребенка. – Вы знаете, воспитание наперекор – порочный путь. Действие всегда вызывает противодействие. Так и здесь: если мы делаем что-то маленькому человеку супротив его структуры, то чаще всего ломаем его. Как следствие, он не знает своих сильных сторон. Если сломать ребенка, то он всегда будет что-то доказывать. Нужно понимать, ребенок – это всегда будущее. Отлупил ты ребенка в четыре года, а в 20 лет вдруг обнаруживаешь, что не нужен ему. Ребенок может уйти из дома – вопреки всему, во вред себе. Родители – это прошлое ребенка, пусть значительное, но прошлое. – Как понять сильные стороны ребенка? – Соционика выделяет в зависимости от преобладания разных компонентов личности 16 типов, названных в честь известных исторических и литературных персонажей, например Гюго, Наполеон, Гамлет, Есенин и другие. В случае с детьми важно выделить главную, базовую функцию. Всего их четыре. Сенсорная функция отвечает за восприятие посредством органов чувств, этическая – за чувства, логическая – за соответствующее мышление, интуитивная – за бессознательное восприятие. При этом человек может быть экстравертом, то есть направленным на окружающий мир, или интровертом – направленным внутрь себя. Базовая функция – это в том числе способ получения информации о мире. В возрасте до семи лет закладывается база личности. Если не освоить в первом возрасте, то проблемы вылезут в подростковом, и очень жестко. Хотите, чтобы ребенку сорвало крышу в этом возрасте? Нет? Тогда дайте отхулиганить до семи. До семи лет ребенка нужно не заставлять, а ставить в нужные обстоятельства. Сенсорики – Как нужно вести себя с ребенком? – Это зависит от базовой функции его личности. Сразу хочу оговориться, что все нижесказанное касается детей дошкольного возраста. Сенсорные экстраверты очень любознательные, им важно все вокруг потрогать, понюхать и попробовать. Конечно, такое поведение бывает очень неудобным для родителей, особенно в обществе. Останавливать ребенка-сенсорика совсем не нужно, его внимание очень просто бывает переключить. Делать это нужно буквально физически, но максимально мягко. К примеру, ребенок несется через дорогу на красный свет, потому что увидел на другой стороне что-то интересное. Очевидно, что родители пугаются, но не нужно кричать. Вместо этого лучше повернуть его в другую сторону и обратить его внимание на другой предмет. Проще говоря, берешь за плечо и говоришь: «Смотри!» Если же жестко остановить ребенка, то в будущем вы столкнетесь с такими же жесткими ответными реакциями. С этими детьми необходимо море терпения, их постоянно нужно чем-то занимать. А вот сенсорные интроверты в детстве ведут себя иначе. Обычно они задумчивые, мягкие и не слишком деятельные, нежные и ласковые, любят все исследовать, но не ломая. Такие дети ужасно переносят любой дискомфорт, ведь они сконцентрированы на собственных ощущениях. «Мама, хочу спать, яблоко и писать», – вот такой фразой можно охарактеризовать их поведение. Сенсорные интроверты любят делать что-то руками, например, рисовать и даже готовить. Общаясь с такими детьми, главное – жестко на них не давить. Родители для него должны быть залогом комфорта. При этом их может сильно озлобить и отвратить физическое наказание. Впрочем, это не значит, что сенсорного интроверта нужно все время держать в зоне комфорта. Они очень любопытны, для них важно создавать обстоятельства, когда они познают новое. Не нужно держать ребенка в вате, преувеличивать его ощущение безопасности. В то же время рядом должны находиться родители, выступающие как страховка для ребенка. Этики – Как распознать ребенка с главной этической функцией? – Они очень любят ролевые игры, все время разыгрывают с игрушками и людьми разные сценки, например дочки-матери. С ними нужно много разговаривать, информацию о мире они получают от людей. Дети-этики могут быть эмоционально неустойчивы, много плакать или смеяться, впадать в истерику. Таким образом они, подобно эхолокатору, посылают в мир эмоции, узнавая, как мир на них реагирует. Познаются рамки дозволенного. Экстраверты-этики очень комфортно чувствуют себя на публике, в большой компании. Они, как правило, с удовольствием ходят в детский сад. При этом компания непременно должна быть удобной, иначе возникают конфликты и драки либо полное игнорирование. Тем не менее контакт с родителями необходим, если вы хотите, чтобы ребенок вырос похожим на вас, «пах» вами. Если экстраверта-этика часто оставлять без внимания родителей, он попросту нахватается отовсюду чужих привычек. Матерный стишок, услышанный от соседского мальчишки и повторяемый дома, – это типичная история детей-этиков. – А что с интровертами? – Интроверты-этики требуют много тонкого, личностного внимания. Их нельзя оставлять одних, пока они маленькие, в то же время они не любят больших компаний. Могут достаточно рано заводить близких друзей, секретничать. Таким детям важно как можно больше отвечать на вопросы, они нуждаются в душевном контакте. И экстравертов, и интровертов нужно поощрять словесно, выражать восхищение их действиями. Логики – Наверное, дети-логики самые серьезные? – Как правило, дети-логики сосредоточенны, не слишком эмоциональны и не требуют много внимания. Впрочем, маленький логик может быть и очень подвижным, пока его что-то не увлечет. Их любимые игрушки – это кубики или конструкторы. Сложные игрушки беспощадно разбираются и препарируются. Особенно это касается логиков-экстравертов. Главное – не ругать их, ведь это их способ познания мира. Логику-экстраверту важно понять, как устроен предмет. Конечно, это очень неудобно для родителей, ведь ребенок может сломать нужные вещи. Чтобы этого не случалось, важно не оставлять их на виду у ребенка. – Моя мама подсунула мне в детстве сломанный фотоаппарат, чтобы отвлечь от других вещей. – Отличный вариант. Когда ребенок начинает разговаривать, важно определить для него принадлежность вещей. «Это мамино – не надо трогать, а это твое – делай что хочешь», – примерно такую мысль необходимо донести. Главное – объяснять ему последовательно и логично. Лучше избегать слова «нельзя», заменяя на «не надо». Важно постоянно отвечать на вопросы, для логика они имеют более утилитарное назначение, нежели для этика. С логиками, как правило, можно именно договориться. – Чем отличается логик-интроверт? – Логики-интроверты не склонны к общению, даже нелюдимы, они погружены в свой мир. Такой ребенок станет приспосабливать вещи по своему усмотрению. Для него первостепенно не устройство предмета, а выгода его использования. Например, повесить платочек на крючок. Логики-интроверты любят обмениваться и копить, при этом структурируя по-своему свою коллекцию. В случае с логиком-интровертом правильнее будет не настаивать на общении, когда тот сосредоточен. Не нужно пугаться обособленности ребенка. Интуиты – Как себя ведут дети с развитой интуитивной функцией? – Самый сложный для определения тип. Интуитивное познание мира предполагает, что ребенок стремится как бы объять окружение все разом. Сначала ему приходит знание, и только потом оно формулируется. Как правило, такие дети очень светлые, они гармоничны и самодостаточны, не слишком нуждаются в комфорте и внимании родителей, потому что умеют сами себя утешить. Интуиты с удовольствием принимают разные варианты, не особо упорствуя. Тем не менее правильнее будет не принуждать ребенка-интуита к действию: их внутренняя гармония заставляет ожидать того же от окружающего мира. Если сенсорики любят трогать вещи, а логики – разбирать, то дети-интуиты любят смотреть на них. Они очень нуждаются в информации. В общении с ними очень важно постоянно показывать что-то новое. А еще очень важно не кричать на них. Заключение – Что бы вы еще посоветовали нашим читателям? – Хочу заметить, что вышеперечисленные типы весьма условны. Каждый ребенок в разных обстоятельствах может по-разному себя проявлять. Тем не менее понимание того, как он видит мир, может сильно помочь родителям в достижении гармоничных отношений в семье. Источник: TATPRESSA.RU

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Костромской области заметили нашествие огромных бабочек Полиция Монголии купила пятидверные LADA 4×4 Переправа «Самара-Рождествено» остановлена 1 мая 2018 года на площади Куйбышева пройдет праздничное шоу. Трюки подростков на крыше многоэтажки в Костроме навели ужас даже на прокуратуру

Последние новости