Движущая сила золотаревского духа

Движущая сила золотаревского духа

Судьба Петра Тимофеевича Золотарева заставляет задуматься над вопросом: может ли влиять на духовную жизнь общества, страны человек, который всю жизнь занимался возделыванием земли, скотоводством, селекцией животных, строительством дорог и прочей матчастью?

Имя Петра Тимофеевича Золотарева в пору его директорства в племенном заводе опытно-производственного хозяйства «Садовское» Краснозерского района гремело не только в Новосибирской области. К нему ехали из соседних регионов и столичных городов, чтобы посмотреть на чудеса — уникальных герефордов, телят от мясных коров.

Все-таки есть правда

К тому времени, а это шел 2007 год, почти все мечты доктора сельскохозяйственных наук Золотарева сбылись.

«Садовское» — крупнейший в области производитель зерна: 23 тысячи гектаров пашни! Семь тысяч голов мясных («мраморных»!) герефордов. Разводятся свои породистые карпы — зеркальный и сарбоянский, свиньи, овцы… И все это, в том числе инфраструктура, соцкультбыт, создано трудом коллектива, без поддержки государства.

Движущая сила золотаревского духа

Петр Золотарев встречает австралийскую делегацию в музее Сибирского научно-исследовательского и проектно-технологического института животноводства

Приватизация не поколебала устои хозяйства. Золотарев остался в прежнем статусе и не прельстился обходным путем, коим пошли многие руководители хозяйств — сбрасывали весь неликвид и по остаточной стоимости прибирали к рукам предприятия. Нашлись и желающие прибрать к рукам богатое «Садовское». Судился директор с заезжими московскими претендентами на собственность племзавода. А это были серьезные люди, опытные «прихватизаторы». Никто не верил, что Золотарев отобьется. Отбился и сказал судье: «Все-таки есть правда в нашей стране!» Но судья в ответ только засмеялся…

Погоня за справедливостью

Золотареву, как тому солдату из байки, в этом «цирке» было не смешно. Погоня за правдой, справедливостью всегда была для него стержневой целью. И на эти вечно декларируемые ценности у него было звериное чутье, сопряженное с потрясающим чувством времени. Задолго до идей перестройки Золотарев реализовал имманентно крестьянское стремление к самостоятельности. Ну а как услышал речи Горбачева, побежал «впереди паровоза».

— Вышли из состава РАПО (районное агропромышленное объединение. — Прим. ред.), перестали отчитываться, что, когда и чем сеять, — вспоминает Петр Тимофеевич. — А то нам указывали, как хозяйствовать, а потом еще и «перераспределяли» наши доходы внутри района. Мы и так взяли четыре обанкротившихся хозяйства, подняли их, дали людям работу.

Своим протестом Золотарев не удивил, к тому времени его характер уже был известен. Разразился скандал: вызовы в райком, обком партии, угрозы лишения партбилета… А тут в обком КПСС нагрянули гости из Москвы, из ЦК партии. Что им показать? Чем похвастать? «Садовским». Заодно и указания получить, что делать с этим Золотаревым. Время-то другое накатывает, да и хозяин он знатный, такого ломать — себе дороже.

Посмотрели столичные гости и сказали: «Пусть себе работает. Может, у него еще всей стране предстоит учиться».

«Сними свою кандидатуру»

После такого «одобрямса» Золотарев поверил, что наконец-то в стране увидели, чем богаты, и еще сильнее закусил удила.

— Началась кампания выборов народных депутатов в Верховный Совет России. В нашем округе уже выдвинулись четыре кандидата. Я никогда не был политиком. Конечно, приходилось и районом управлять, и в партийных органах работать, всеми проблемами занимался, люди меня знали. Они и выдвинули меня пятым кандидатом.

Петр Тимофеевич уточняет, что это были кризисные годы и созыв Верховного Совета был кратким — 1990–1993 годы.

Его вызвали в обком и прямо сказали: «Сними свою кандидатуру в пользу уже «назначенного» человека».

— Мой главный конкурент был уважаемый, достойный человек, у меня политических амбиций не было. И я согласился: «Конечно, сниму».

После этого обещания, о котором Золотарев сразу сообщил своему избирательному штабу и агитаторам, они его встречали дома, сидя за столом.

— Видимо, я приучил людей к прямоте. Сам любитель крепкого словца и резких оценок, вот и получил «нецензурную» встречу.

Сейчас Петр Тимофеевич смеется, вспоминая об этом, но тогда было не до смеха.

У него дома собрались люди из четырех районов избирательного округа и дали ему такую выволочку, что он забыл про обещание обкому КПСС. До обкома, как до бога, далеко, а земляки — вот они, смотрят с укором: «Как же дальше тебе верить, если мы за тебя на собраниях избирателей глотку рвали, убеждая, что лучшего депутата для нашей земли и быть не может? А наш кандидат от первого шлепка уже мнение о себе поменял…»

Он ехал спасать страну

В воздухе носились идеи свободы, демократии, веры в возможности каждого участвовать в переломе политики, экономики страны.

Главный конкурент был «тяжеловес», который обладал и административными, и финансовыми, и кадровыми ресурсами (был руководителем сетевой, как сейчас бы сказали, организации). У Золотарева не было ничего, кроме команды, которая верила в него и разрабатывала свой план проведения кампании. Главная технология — от двери к двери. Были и непредсказуемые эффекты от добровольцев — на шикарных билбордах конкурента «неизвестное хулиганье» мелко, но внятно писало яркой краской: «Наш депутат Золотарев». Но сработала, конечно, не агитация. Узнаваемость «своего» человека, который видит горизонты и умеет их приближать. Избиратели считали, что именно такой специалист нужен в управлении страной.

В депутатском кресле иллюзии Петра Тимофеевича быстро разрушились. Человек «от сохи» с удивлением наблюдал московские игры на поле большого хапка. Он ехал спасать страну от «шоковой терапии», расчлененки Союза, разорения предприятий, развала науки, а увидел «соревнование»: кто удачнее лизнет «главного демократа», который тут же награждал угодников квартирами, дачами, землями и заводами-пароходами. В такой ситуации только жди, где рванет. И рвануло: расстрел Белого дома, разгон Верховного Совета.

Задать траекторию успешности

Золотарев сегодня в статусе помощника председателя СФНЦА РАН (Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук) продолжает следовать своим научным и производственным интересам, но не считает, что торжества сельхозотрасли близки. Слишком велики потери, особенно кадровые.

Село, в том числе и его родное, пошло не по намеченному им пути, а по тому, который прокладывает новое жесткое время. Стоит ли тут говорить о большой политике, мировых тенденциях, которые руками «наших заклятых друзей» сводят на нет усилия наших аграриев?

Движущая сила золотаревского духа

Экс-губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский (первый справа) с рабочим визитом в опытно-производственном хозяйстве «Садовское»

Переработчики развращены пальмовым маслом и дешевым мясом. Такую конкуренцию сломит только отдаленное будущее, с его новыми вкусовыми предпочтениями и цензурой здравоохранения.

Золотарев сделал все, чтобы задать траекторию успешности сибирской аграрной отрасли. Для нее, этого вечного инвалида российской экономики, он хотел найти инклюзию — включить в нормальную среду, которая, на его взгляд, уже создавалась. Он строил новую реальность по законам действующим и предстоящим, слышал время раньше политиков, потому что ему подсказывала земля, которую он знает, как верующий «Отче наш».

Процесс не завершен, как и не завершена работа, которую нельзя пощупать руками, — это движущая сила золотаревского духа, знаменитое его сопротивление всему, что мешает этой силе пролагать новые дороги.

— Россия этим и жива, — уверен Петр Тимофеевич. — Кусают ее, стригут, поносят, а сами завидуют нам, собаки!

КОММЕНТАРИИ

Николай КАШЕВАРОВ, заместитель председателя СО РАН, директор Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН, академик РАН:
— Петр Тимофеевич много лет успешно занимался производством, будучи директором ОПХ «Садовское». На этой базе вел научную работу, защитил кандидатскую, докторскую диссертацию. Пользуется большим авторитетом и уважением среди сельхозпроизводителей и коллег по научному сообществу.

Василий ПРОНЬКИН, экс-министр сельского хозяйства Новосибирской области:
— Петр Тимофеевич создал прецедент в аграрной отрасли, который подтверждается сегодня практикой: когда есть батька на селе, село живет. Лихое время выхолостило кадры. Достойных, принципиальных профессионалов выгоняли и выбирали «добреньких». Чем это кончилось, мы знаем. Некоторые деревни вообще исчезли с карты области.

Сергей ПОДОЙМА, генеральный директор ООО «Агропромышленная группа»:
— Тридцать лет назад я, молодой специалист, приехал к нему изучать опыт мясного животноводства. Он учил незнакомого человека, открывая все профессиональные секреты. До сих пор помню его уроки. Среди них основной — отношение к людям. Гостеприимство, приветливость, уважение к человеку — это его главный наказ нам, руководителям отрасли.

Владимир САБЛИН, ветеран труда:
— Петра Тимофеевича знаю более тридцати лет. Его огромное трудолюбие, неиссякаемая энергия, умение делать дело честно, порядочно, ответственно всегда давали высокий эффект. «Садовское» под его руководством показало лучшие результаты. Такими людьми должна гордиться наша область.

Геннадий АВЕРЬЯНОВ, ветеран труда:
— Сегодня у Петра Тимофеевича Золотарева юбилей, ему исполняется 70 лет. От имени землячества Краснозерского района мы поздравляем этого дорогого нам человека. Многолетнее общение с ним убедило меня во мнении — он личность со стойкими лидерскими чертами характера, русский по духу. От него исходят волны мудрости, энергии, человечности.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Зачем Минтранс хочет разделить водителей на любителей и профессионалов? «СтройДизайн» — надежные специалисты по укладке тротуарной плитки Любимая художница Министерства культуры нарисовала Кострому акриловыми красками Победителем конкурса «Гладиаторы бизнеса» в Костроме стал Андрей Игнатенко Военную технику в Самаре перед Парадом Памяти начнут выставлять 6 утра

Последние новости