Из юристов — в воспитатели, из журналистов — в заведующие! Вот такую замечательную возможность предоставили родителям, дочки-сыночки которых посещают д/с №1 «Дюймовочка». Педколлектив этого дошкольного учреждения таким необычным образом решил провести День Учителя. Идея организовать День самоуправления принадлежит заведующей детским садом №1 Мансуре Алиевой. По ее словам, такая задумка пришлась по душе всем: сначала сотрудникам коллектива, а затем и родителям.
К слову, сама идея с Днем самоуправления не нова. В школах и ДОУ города такие символичные Дни, как сообщили в Управлении образования, практикуются уже лет 20 и в целом проходят на «ура!». Вот и «Дюймовочка» решила перенять опыт коллег и поэкспериментировать. В WhatsApp кинули клич. Результат оказался моментальным. Как выяснилось, желающие «поиграть», но не понарошку, а по-настоящему, нашлись сразу. А потому в обозначенный день Х уже с самого раннего утра можно было наблюдать, как, например, мамочка-специалист по «взрослым» кадрам встречает малышню, мамочка-парикмахер лепит из пластилина вместе с полуторагодовалыми детками и при этом пытается успеть подтереть каждому «слезы-слюни-нюни». А мамочка, знающая все буквы Закона, в этот день должна была продемонстрировать совсем другие знания: воспитательные. Как все было на самом деле и каково это — «сеять разумное, доброе, вечное» — узнаете от Лиры Даутовой, которая, кстати, сменила в тот день профессию журналиста на …руководителя.
Быть собранной и ухоженной, выглядеть, что называется, «с иголочки» — с одной стороны. Быть приветливой и доброжелательной со всеми без исключения: детьми, родителями, подчиненными — с другой стороны. А еще владеть всей ситуацией в учреждении вплоть до того, какая температура в здании, что сегодня в меню, кто отсутствует и по какой причине и даже когда приедет мусороуборочная машина на территорию детсада. Держать всех и вся на контроле — вот такой должна быть настоящая заведующая ДОУ. Ей всегда приходится держать руку на пульсе, чтобы, не дай бог, в случае чего-то упущенного потом не искать этот самый пульс у себя на руке. Так что наивно полагать, что заведующая приходит позже всех и лишь отсиживается в кресле руководителя. Мол, за нее другие «работу работают». Ничего подобного! Кстати, в тот день мне как новоиспеченной заведующей удалось посидеть в «главном кресле». И надо отдать должное: у настоящей заведующей д/с №1 Мансуры Алиевой и «рабочее» место — рабочее в буквальном смысле. Много всего, но при этом нет ничего лишнего: компьютер нужен, экран с видеонаблюдением тоже нужен. Телефон, ежедневник, бумаги для заметок, ручки… Как без всего этого? Ну а букет цветов… Так это — приятные моменты по случаю профессионального праздника. Меня же как новоиспеченную заведующую удивило еще и то, что всех детей — а это почти 200 мальчишек и девчонок — Мансура Рустамовна знает поименно.
Мансура Алиева: «Чужих детей не бывает! Они все наши! Поэтому нам нравится, когда родители поддерживают нас и наши задумки. От этого только все выигрывают, а главное, интересно детям. Если сплотиться, если родители тоже будут участвовать в педагогическом процессе, то в итоге от такого единения ребенок получит больше новых эмоций и навыков».
К слову, о «новых эмоциях и навыках». Бесспорно, в дебютный День самоуправления их было с лихвой. Причем не только у детворы, но у нянь и воспитателей. Как «своих», так и новоиспеченных.
Наталья Амирханова, мама-воспитатель младшей группы (юрист): «Как только узнала о такой возможности, подумала: «А почему бы и нет?» Очень хотелось увидеть воспитательный процесс изнутри. Я мама двоих детей, другого педагогического опыта у меня нет. Хотела проверить свои силы на практике. О-о-очень сложная работа у воспитателей! А ведь нас было четверо! А в обычные дни их всего двое! И 25 детей! Концентрация внимания должна быть на 100%! Уследить, чтобы не упали, не разбежались. Колоссальный труд и эмоциональное напряжение!
Екатерина Платонова, мама-няня (домохозяйка): «Обязанности няни мне знакомы. Работала как-то. «Пришел-убрался-помыл» — осилить можно. Но хотела бы посоветовать другим родителям посмотреть на труд няни с позиции не одного ребенка, а нескольких. Тогда эта работа не покажется такой уж простой, как думают многие».
Диана Калимуллина, мама-воспитатель группы раннего возраста (парикмахер): «Мне всегда была интересна работа с детьми. У меня у самой их трое. Моя мама — воспитатель, бабушка — директор школы. Но мне не на словах, а на деле хотелось познать работу воспитателя. Скажу честно, прошло буквально пару часов эксперимента, но я уже чувствовала, что отдала всю себя. Каждого ребенка надо заинтересовать, увлечь, успокоить, пожалеть, как своего. Воспитателем надо быть от Бога!»
Резеда Набиуллина, мама-воспитатель группы раннего возраста (ведущий специалист учебного центра): «Во-первых, я привыкла работать только со взрослыми. Хотела проверить свой потенциал с другой категорией — детской. А во-вторых, со временем планируем второго ребенка. Так вот чем не шанс проверить, каково это — возиться не с одним, а с двумя и даже больше?» Тяжело! Нужно обладать терпением прежде всего. А еще уметь становиться на уровень детей, то есть самой быть чуточку ребенком. Я поняла, что новый человек для любого ребенка — это всегда стресс, поэтому хорошо, что их настоящий воспитатель была рядом со мной. Помогала успокоить малышей».
Виктория Цыганова, мама-воспитатель средней и подготовительной групп (парикмахер): «Я была готова к крикам, пискам, визгам. У самой две шумные дочери. Я знаю, что такое неугомонные дети. Сегодня довелось «поработать» и в средней группе, и в подготовительной. Подготовишки более серьезные, уже настроены к школе. В средней группе, если честно, понравилось больше. Было веселее и интереснее, потому что всё проходило в игровой форме. В любом случае и то и другое — прекрасный опыт. К тому же в таком Дне самоуправления у меня был свой личный интерес. Я все время работаю, очень мало внимания уделяю своим дочкам. Потому в свой единственный выходной решила побыть вместе с ними в детском саду».
Венера Валиханова, воспитатель младшей группы д/с №1 «Дюймовочка»: «Очень интересный эксперимент. Хотелось, чтоб мамы и папы не просто со стороны оценивали нашу работу, а сами прочувствовали, каково это весь день находиться с таким количеством детей, при этом уметь занять их и увлечь чем-то. Не забывая о безопасности, разумеется. А еще этот эксперимент был интересен мне самой лично. Я со стороны смогла посмотреть на свою работу: что я делаю, как я делаю. Кстати, и от наших родителей многому можно научиться. Кое-что, например, и я взяла себе на заметку. Так что День самоуправления, я считаю, — хороший опыт для всех».
В качестве послесловия. По словам заведующей детским садом №1, этот День самоуправления для них первый, но, думается, не последний. На ближайшем педчасе обсудят все «плюсы» и «минусы» такого эксперимента. Если «плюсов» окажется больше, то Дню самоуправления быть! На будущее внесут корректировки. Такие, как, например, продолжительность дня или привлечение пап. День Самоуправления в «Дюймовочке» планируют сделать ежегодным мероприятием, к тому же еще с привлечением родителей и к другим «дошкольным» специальностям.