Дополнительную господдержку получат хозяйства, в большей степени пострадавшие от аномальных холодов и осадков
Весна 2018 года выдалась экстремальной: тепло долго не приходило, в мае выпал снег, а потом зарядили дожди, которые, кстати, не прекращаются до сих пор.
В мае в большинстве районов области температура была ниже нормы на 5–6 градусов. Из-за этого с проведением посевной кампании возникли большие трудности. Иначе говоря, сеять начали позже, чем обычно, а на многие поля техника так и не смогла зайти, так как они скрылись под водой, став похожими на рисовые чеки. Из-за капризов погоды руководству области пришлось пойти на крайние меры: в начале июня врио губернатора Андрей Травников объявил режим чрезвычайной ситуации.
А положение действительно сложилось чрезвычайное. Особенно это касается западной части нашей области. На территории многих районов уровень грунтовых вод расположен очень близко к поверхности, а из-за постоянных дождей он поднялся еще выше, так что воде попросту некуда уходить. Многие руководители хозяйств не знают, как им быть. Вовремя посеять не удалось, а теперь делать это уже поздно: культуры попросту не успеют созреть, ведь у нас частенько в октябре идет снег, а в ноябре — уже морозная зима.
Сева больше не будет
— Нам очень тяжело. Многие поля, особенно мелкоконтурные, до сих пор залиты водой, и в соседних районах, насколько мне известно, то же самое, — не скрывает эмоций председатель производственного кооператива «Колхоз «Кожурла» Убинского района Валентина Шульская. — Поэтому мы выполнили план посевных работ только на 62 процента. И заканчивать сев не будем — это не имеет смысла. На поля не въедешь. Да что поля, люди картошку до сих пор не посадили, а уже конец июня. В прошлом году большой урожай принес большое разорение селянам. По сути, сейчас все тихо умирают. Продают последний скот. Льготные кредиты недоступны. Цены на бензин выросли. Неплатежи страшные. Попробуй в таких условиях свести концы с концами. Мы, сельские жители, устали от этой безнадеги. А помощь — что помощь? Боюсь, что скоро и помогать будет некому. Пока эта помощь до нас дойдет, нас уже не будет.
Помощь будет точечной
В Убинском районе положение тяжелое: выполнили план сева яровых лишь на 73,4 процента. У других немногим лучше. По состоянию на 21 июня полностью посеяли яровые культуры только пять районов области: Маслянинский, Мошковский, Куйбышевский, Северный и Краснозерский. В целом же по области план выполнен на 91,6 процента. Пшеницей, которая у нас является основной товарной культурой, засеяно 892 тысячи гектаров. В прошлом году было больше миллиона гектаров. Но не факт, что пшеница, зерна которой упали в мокрую, холодную землю, фактически — в грязь, будет нормально развиваться и успеет вызреть.
— Десять районов приняли решение не продолжать посевные работы, но часть хозяйств все же продолжают сеять, но не пшеницу, а технические культуры. Я думаю, что нам надо ориентироваться на цифру примерно 90 процентов от плана — это 1 миллион 773 тысячи гектаров. Пока точно спрогнозировать урожай мы не можем, но мы понимаем, что он будет ниже, чем в прошлом году, — говорит Андрей Травников. — Проблема посеять и еще одна проблема — холодная и влажная погода сказываются на всхожести растений. Мы сейчас не будем торопиться и уточнять прогноз и возможные потери наших сельхозпроизводителей. Но уже понятно, что производственные потери будут, а финансовые уже есть.
По словам главы региона, уже сейчас очевидно, что в нынешнем году потребуются дополнительные меры поддержки агропромышленного комплекса. Руководство области совместно с депутатами Законодательного собрания будет решать этот вопрос. Но, по мнению Андрея Травникова, помощь должна быть точечной. Иначе говоря, помогать бюджетными деньгами будут не всем подряд, а тем, кто больше всех пострадал.
— Нужно будет определять объем поддержки в отношении каждого сельхозпредприятия, — подчеркивает Андрей Травников. — В нынешнем году особая ситуация и речь идет не о стимулировании производства и не об увеличении объемов выращивания каких-то определенных культур, речь фактически идет о выживании сельхозпроизводителей. И это мы будем иметь в виду при разработке мер поддержки. Безусловно, мы будем поднимать вопрос перед федеральным Министерством сельского хозяйства. Первое письмо в адрес профильного вице-премьера мы уже отправили. Надеемся, что наши просьбы будут услышаны.