Дороги ведут в Кёнигсберг, или Что ищут гимназисты в ленинградских лесах

Дороги ведут в Кёнигсберг,  или Что ищут гимназисты в ленинградских лесах

О Великой Отечественной войне в патриотическом клубе «Отечество» совета ветеранов Карасукского района помнят всегда.
Поиск по сайтам, сбор данных о ветеранах своего и соседних районов, экспедиции на места боев продолжаются. На встрече с казахстанскими единомышленниками поисковики услышали слова, в которых цель и суть их работы: «Истомленные великим ожиданием солдатские души хотят, чтобы на их могилы пришли родные и близкие и уронили слезу».
Весной — подготовка к празднованию Дня Победы, летом — поисковая экспедиция (в этом году в планах участников клуба — «взятие» Кенигсберга). Зимой в клубе планируют поездки и работают с документами — ищут информацию о погибших в архивах и электронных базах данных, а осенью подводят итоги, организуют уроки мужества в школах, встречи с жителями сел района.
Нет границ и национальностей
В начале этого года ветераны из «Отечества» — руководитель клуба Надежда Брежнева, Екатерина Лактионова, Нина Бабаева и педагог Нижнебаяновской школы Беймбет Хаиров — провели день в Павлодаре. Туда их для общения и совместной работы пригласила основательница поискового движения «Красные следопыты» Людмила Агеева, с которой карасучане дружат давно. Поисковики побывали в павлодарской школе № 14, где гостей встретили ученики еще трех школ города, в школе-интернате и Доме дружбы.
— У нас нет границ и нет национальностей. И такие встречи нужны для того, чтобы нынешнее поколение знало, что было большое и многонациональное государство, которое защищало единую границу, и что народ не разделялся по нациям, это был единый кулак, — пояснила Надежда Емельяновна.
Патриотизм без пафоса
Надежда Брежнева, увлекшая всех присутствующих своим рассказом, сама семь лет назад с восхищением слушала алтайских поисковиков, которые «вернули» домой, в Чернокурью, солдата Суховеева. Не смогла сдержать слез и решила найти своего брата. Нашла! С алтайскими ребятами и клубом ветеранов района «Отечество», который возглавила, побывала в Смоленске, где брат погиб и захоронен. Но остановиться так и не смогла.
— Моя мама всю жизнь ждала своего сына, но не дождалась, и я выполнила долг перед ней. А сколько таких матерей? Я сама испытала эти чувства, и теперь даю такую возможность другим людям, — объяснила она.
На одной из встреч в Казахстане ветераны из «Отечества» услышали от организатора местного поискового движения Майдана Кусаинова важные слова: «Истомленные великим ожиданием солдатские души хотят, чтобы на их могилы пришли родные и близкие и уронили слезу». И как можно остановиться после этого, оставить поиски пропавших без вести земляков, захоронения погибших?
Их Вахта Памяти
Есть поисковики, которые находят места боев, братские могилы и санитарные захоронения, поднимают солдатиков и перезахоранивают их на погостах. Несут такую Вахту Памяти. Но есть другая работа, за которую взялись карасучане, она не менее важная — поиск в архивах, Книгах Памяти имен участников войны, составление списков, выяснение мест боев и захоронений.

Дороги ведут в Кёнигсберг,  или Что ищут гимназисты в ленинградских лесах
— Наши друзья из Павлодара берут отпуск и едут на места боев, увековечивают память о солдатах, ставя на братских могилах памятники и мемориалы. Наше направление — «вернуть» солдата домой. Берем места крупных сражений, ищем наших земляков, уточняем, сколько на этой территории воевало, погибло, похоронено и пропало без вести, едем туда с землей из родного края. Жаль, что смертные жетоны были до 1942 года. Большинство людей, которых находят на поле боя, остаются безымянными, — рассказала Надежда Емельяновна.
Общее дело
У «Отечества» в районе нашлось много единомышленников. Среди них Екатерина Васильевна Лактионова из Карасука, на счету которой уже четыре поисковые экспедиции. На фронте воевали два ее деда, отец и родная тетя, которая была зенитчицей. Все вернулись живыми. В клуб она пришла, чтобы пополнить информацию о членах своей семьи, переживших годы войны. Пришла — и осталась.
— Первая поездка в Сталинград, ныне Волгоград, для меня шоковая терапия. Я много фильмов видела, книг прочитала, но когда там оказалась — мурашки по коже, слезы… Это не только боль, сострадание, но и чувство величия нашего народа, его подвигов. После каждой поездки идем в школы и рассказываем. Вы не представляете, с каким интересом ребята слушают! — сказала Екатерина Васильевна.
А Надежда Емельяновна добавила:
— Мы как-то в клубе одного из сел нашего района зачитывали списки нами найденных солдат. В зале — тишина, а потом вдруг крики: «Это мой дядя! Это мой дед!»
Встречи и уроки мужества «Отечество» обязательно проводит в каждом селе, в каждой школе. Участники клуба берут свою «высоту» — село, учебное заведение. Готовят презентации, видео- и фотоподборки. И конечно, историю каждого земляка, кто воевал, кто погиб. Их родные получают капсулу с землей с места захоронения и подробную информацию.
С таким багажом по району едут Нина Бабаева, Ольга Данильченко, Зинаида Шеховцова, Александра Кравченко, Людмила Борода, Надежда Лоза, Павел Парыгин, Надежда Никитенко, Леонид Пономарёв, Ольга Нагибина, Любовь Зеленская…
Не было бы экспедиций и поездок в села района, если бы ветеранам-поисковикам не оказали помощь и поддержку глава района Александр Гофман, депутаты Законодательного собрания Александр Кулинич, Юрий Зозуля, Василий Иваков и Денис Субботин, а также совет ветеранов Карасукского района.
Окопы Ленинграда
Похоронить солдата по-человечески, «вернуть» его родным, а ему землицу с родины — вот для чего все эти поисковые экспедиции. Первая, вторая, шестая… Смоленск, Сталинград, Курск, Брест, потом Ленинградская область. Город на Ниве — вообще особая страница в истории «Отечества».
В 2015 году ветераны-поисковики из Карасука попросились в экспедицию в Ленинградскую область с поисковиками из Сибирского кадетского корпуса. Наталья Некрасова, руководитель той экспедиции, рассказала, что за всю историю поисковой работы такое было впервые, чтобы и школьники на процедуре подъема тел из земли, и ветераны, приглашенные на похороны погибших на фронте, а точнее, на захоронение останков.
— Разве Интернет, с помощью которого мы вели свои поиски, мог дать нам такие чувства? Нет! Было тяжело. Раскоп, потом погост. Я два года уговаривала Наталью Изотовну Некрасову: «Возьми наших школьников!» А она: «Нет». Потом сдалась. И первый раз мы проводили трех гимназистов в Ленинград. Мне хотелось, чтобы была эта связь поколений. В нашем районе уже два направления поисковой деятельности — «Вахта Памяти» у гимназистов и наши «Дороги войны».
История без лишних слов
В апреле 2018-го ребят повел в экспедицию учитель истории Вадим Жижченко из гимназии № 1. Сначала два гимназиста, потом — три. Одна из них, Юля Погребняк, поделилась впечатлениями.
— Когда Толя Гартвич и Женя Левин рассказывали про Вахту, у меня была одна мысль: «Они молодцы, совершили такой подвиг! Хочу в экспедицию».
Однако потом начали терзать сомнения в правильности такого решения. И на стадии подготовки, и даже под стук колес поезда школьница думала: «Зря». Но когда на переборе, которым в основном занимались девочки и самые юные поисковики, Юля нашла своего первого солдатика, ощутила важность этой работы.
— На раскопе нашла череп. Все наши собрались, Миша из комвзвода рассказал, что это был солдат тридцати с лишним лет — на зубах стерта эмаль. Он чей-то сын, а может, у него самого уже были дети… — рассказала участница экспедиции.

Дороги ведут в Кёнигсберг,  или Что ищут гимназисты в ленинградских лесах
Когда было трудно, гимназисты Захар Мануйлов и Женя Левин, которые, как и Юля, посещают военно-патриотический клуб «Отечество», подставляли ей мужское плечо. Девушка сразу поняла, что «с ними в разведку можно».
— Я однажды промокла под дождем, мальчишки дали мне свои кофты. Помогали рюкзак нести, — привела она примеры.
Каждая значимая находка — в памяти. Верховой, буквально под 15-сантиметровым слоем земли, в валенках, которые частично сохранились. Саперная лопата, вросшая в дерево. Кошелечек маленький с монетками. Откопали одного солдатика, а под ним другой. Миша из комвзвода сказал, что погибли в бою. А потом немецкие солдаты…
Нашли останки — зажгли свечу, а когда хоронили, слезы не могли сдержать не только девочки, но и парни.
— За эти двадцать дней я изменилась. Одно дело — прочитать в учебнике, а здесь без лишних слов — история, все запоминается и чувствуется. Поисковики — это патриоты. Думаю, каждый из нас, подростков, должен съездить туда и найти своего солдата, — считает девятиклассница. — Мы гордимся, что нашли этих людей и упокоили на погосте. А когда нашему поисковику сказали, что отряд из другой области нашел его родственника, парень заплакал… Мы были за него рады.
Юля рассказала, что отряд жил по определенным правилам. Уважал и слушался Наталью Некрасову, которая ругала громко и долго за забытую теплую кофту и могла завернуть всех на базу за съеденную шоколадку из неприкосновенного запаса или забытый свисток. А когда копали землю в одном окопе, поняли поисковики-гимназисты, какой «крутой», как они выражаются, их спокойный историк Вадим Юрьевич… И по возвращении домой, в «мирное время», им так хотелось снова в бой — на тот раскоп в ленинградских лесах, поставить свечку...
— Я только тогда поняла, почему Толе не нравилось, когда их с Женькой называли героями. Поиск — это помощь людям, а не подвиг, — подвела итог Юля.
Мощная поддержка
Любовь Доме, директор гимназии № 1 имени Героя Советского Союза Василия Тимонова, признается, что заниматься патриотическим воспитанием сегодня — дело непростое.
— Не существует ни одного универсального рецепта, как воспитать настоящего гражданина, любящего свою Родину. Поэтому у нас возникла необходимость поиска новых форм воспитательной работы с подростками. И с легкой руки заместителя главы района Сергея Викторовича Шитвина и Надежды Емельяновны Брежневой мы присоединились к поисковому движению, к увековечению памяти павших защитников Отечества. Мне было непросто принять решение. Понимала, что беру на себя определенные обязательства и ответственность. Но встреча с руководителем поискового отряда Натальей Изотовной Некрасовой развеяла все сомнения.
Началась подготовка к первой экспедиции. Учеба, инструктаж и сбор необходимого снаряжения. Оказалось, что требуется немало: в списке — около девяноста пунктов. Самим не справиться.
— У нас была мощная поддержка в лице главы района Александра Павловича Гофмана и руководителя управления образования Петра Владимировича Багана. Очень помогли наши пограничники. Педагоги, родители и гимназисты тоже не остались в стороне. Был организован сбор средств для наших ребят, — продолжает Любовь Алексеевна. — Отправляя в первую поездку нашу команду, я не знала, будет ли продолжение. Но, вернувшись, руководитель отряда Вадим Юрьевич Жижченко и ребята уверенно сказали: «Мы поедем еще!» И стало ясно: им не надо говорить о патриотизме, они прочувствовали это сами.
Впереди — новая дорога
В апреле гимназисты отправились на очередную Вахту. С ними — историк Жижченко, чьи уроки сейчас не кажутся такими сложными. У него особый спрос с поисковиков, которые прошли по одной из дорог войны, но обязаны знать не только про 900 блокадных дней, но и про все четыре года Великой Отечественной.
У ветеранов клуба «Отечество» — своя дорога войны, на Кенигсберг (ныне Калининград), где воевали карасучане Николай Петрович Кайгородцев и Александр Васильевич Кривощеков (последний, к сожалению, недавно ушел из жизни). Заодно нужно отыскать других солдат, не только из Карасукского, но и из Краснозерского и Баганского районов.
— Мы поставили себе цель пройти дорогами войны. Побывать в окопах, дзотах, на полях боев, прочувствовать все это и вернуть солдат домой. Пока мы живы, будем продолжать наш путь, — уверена руководитель карасукского клуба «Отечество».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

На заводах и предприятиях Татарстана введут фитнес-зарядки Ответы на самые актуальные вопросы по тарифам на ЖКУ в Татарстане В Самарской области госуслуги начали предоставлять почти в полном объеме В Самаре автомобилистка сбила мотоциклиста с пассажиркой В Самарской области на трассе М-5 «Урал» открыли движение

Последние новости