Елабужские встречи незабываемы

16.08.2019 16:50 0

Елабужские встречи незабываемы

Как прошел X Международный фестиваль школьных учителей в Елабужском институте КФУ, рассказала «Учительская газета».

Статья о фестивале «Елабужские встречи незабываемы» Веры Костровой была опубликована в приложении к «Учительской газете» «Мой профсоюз» №33 от 15 августа. К слову, тираж номера – 32 000 экземпляров, а значит об уникальном форуме узнают еще больше педагогов страны.

«В десятый раз на Каме собирались школьные учителя

Об учительском форуме, который ежегодно, начиная c 2010 года, организует Казанский федеральный университет на базе своего Елабужского института, «Мой профсоюз» писал неоднократно. В этом году в Елабуге вновь собрались педагоги из Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Башкортостана, Пермской, Кировской, Оренбургской областей, были делегации учителей из Беларуси и Чехии. В общей сложности 500 участников принял Елабужский институт КФУ в августовские дни, дав возможность каждому гостю на других посмотреть и себя проявить.

Традиционно для участников в рамках фестиваля организуется множество интересных творческих конкурсов, победители награждаются на торжественной церемонии закрытия. В нынешнем году были объявлены конкурсы на лучший афоризм о профессии учителя, лучшее поэтическое произведение о фестивале, конкурс фотографий в Instagram и конкурс фестивальных блогеров. Все победители получили ценные призы, а самый активный участник ФШУ (его определяют по итогам опросов модераторов) – путевку в санаторий от республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки. Абсолютным победителем 10‑го Международного фестиваля школьных учителей стала Ландыш Седова, учитель русского языка и литературы школы №31 города Нижнекамска.

Хозяев фестиваля радует, что год от года растет число участников, приезжающих на ФШУ во второй, третий, четвертый, пятый раз. Возвращаются сюда не только за новым опытом и передовыми технологиями, но и, что не менее ценно, для неформального общения с единомышленниками, для того чтобы встретиться с коллегами, которые постоянно стремятся расширить свои горизонты, любят учиться и совершенствоваться в профессиональном отношении.

На ФШУ умеют сочетать традиции и новации. Каждый год организаторы готовят для гостей что-то новое. Так, несколько лет назад в рамках фестиваля начали проводить «Ночь науки», а в прошлом году выделили площадку для реализации проекта «Здоровый учитель», где лекции и семинары вели медики и психологи, специалисты по здоровьесбережению.

В нынешнем году в работе фестиваля впервые принимала участие родительская общественность. Представители родительских комитетов Татарстана были приглашены не только на торжественную церемонию открытия. Для них была организована отдельная дискуссионная площадка «Школьный треугольник: учитель – ученик – родитель». В

формате ток-шоу учителя и родители смогли высказать друг другу накопившиеся претензии, все они были сформулированы и записаны на соответствующих «скрижалях» ведущими дискуссии, победителем конкурса «Учитель года Набережных Челнов»-2018 учителем английского языка лицея-интерната №79 Айнуром Хусаиновым и его коллегой Алмазом Ризатдиновым. После этого участники дискуссии разделились на несколько смешанных команд (в каждой оказались и родители, и педагоги), чтобы продумать концепцию нового внутришкольного устройства – принципиально новых взаимоотношений, позволяющих решить все озвученные проблемы. Завершающим аккордом встречи стала публичная защита проектов. Подобный опыт решения проблем и разногласий наверняка будет использован в школах республики, а возможно, и страны.

Республика Татарстан по праву считается одним из самых передовых регионов в сфере образования. По многим направлениям она является пилотной площадкой. На открытии 10‑го Фестиваля школьных учителей гости Елабуги узнали о том, что в республике дан старт реализации масштабной программы полилингвального образования. В шести районах уже запланировано создание современных полилингвальных образовательных комплексов, включающих в себя модернизированные дошкольные образовательные учреждения, учреждения общего и дополнительного образования, круглогодично действующие загородные образовательные центры, где преподавание будет вестись на нескольких языках: русском, татарском, английском и французском или немецком, причем важно, что концепция предполагает изучение языков без принуждения. Для этого будут использоваться самые передовые технологии и методики полилингвального образования. Об этом подробно рассказал участникам ФШУ главный почетный гость фестиваля первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, в настоящее время государственный советник, председатель попечительского совета республиканского фонда «Возрождение», специальный посланник ЮНЕСКО по межкультурному диалогу.

В программе фестиваля полилингвальному образованию было уделено должное внимание. Один из мастер-классов, посвященных повышению качества преподавания иностранных языков, вела лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018 учитель английского языка гимназии №39 Уфы Эмма Сафиуллина. Вообще же в Елабуге в этот раз можно было перенять опыт семерых учителей года – призеров, лауреатов и финалистов конкурса: приехали Илья Демаков и Олег Ренев из Санкт-Петербурга, Алексей Ветров из Кирова, Ренат Камалов из Глазова и Максим Новиков из Екатеринбурга.

В пятый раз модератором ФШУ стала Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса 2014 года, учитель биологии и заместитель директора лицея Иннополис. В этот раз Алла Николаевна привезла с собой целую команду коллег, в том числе Алишера Рахимова, учителя физкультуры, победителя республиканского конкурса «Учитель года по курсу ОБЖ», который провел незабываемый мастер-класс, посвященный соревновательным технологиям и мотивационным методам в обучении.

Жаль, что невозможно рассказать подробно о каждом из 45 модераторов, давших более 100 мастер-классов. Опытом делились не только оте­чественные специалисты, но и восемь иностранных преподавателей из Германии, Великобритании, Индии, Болгарии, Турции и Чехии. Среди них особо стоит отметить доктора философских наук, научного сотрудника кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока института педагогики Технического университета Дрездена Юлию Койнову-Цельнер. Она приезжает в Елабугу в течение нескольких лет, и ее мастер-классы, посвященные острым и актуальным темам, становятся для участников ярким педагогическим событием. К слову, мастер-классы Юлия Койнова-Цельнер ведет без переводчика.

Учителя, выбирающие мастер-классы иностранных коллег, могут убедиться, что за границей педагоги сталкиваются почти с теми же проблемами, но опыт решения их немного другой. Штефани Йентгенс, доктор института школьной педагогики и дидактики начальной школы Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера из Германии, со своими коллегами разработала методы мотивации детей к чтению. О них она подробно рассказала на своем мастер-классе, наглядно продемонстрировав, насколько эффективно работает данная технология. Каждый учитель литературы или начальных классов, присутствовавший на мастер-классе Штефани, сможет повторить ее в работе со своими детьми.

Вяра Тодорова Гюрова, доктор педагогических наук, профессор факультета педагогики Софийского университета имени Святого Климента Охридского, посвятила свой мастер-класс проблемам, с которыми сталкиваются в школе так называемые трудные дети. Используя свой опыт, основываясь на вполне конкретных ситуациях, она подводила участников к собственным нестандартным решениям.

Елена Олеговна Галицких, заслуженный учитель РФ, профессор Вятского государственного университета, в этом году в третий раз участвовала в фестивале в качестве модератора. Оба ее мастер-класса – «Имидж современного учителя в литературе и жизни» и «Методика обучения сочинению-эссе» – собрали рекордное число слушателей, что неудивительно. Мастер-классы и творческие мастерские Елены Галицких, где бы она их ни проводила, всегда сопровождаются аншлагом. Хотя мест для всех желающих не хватило, учителя не думали уходить: остались и слушали стоя.

Трудно назвать аспект школьной жизни, которому бы не было уделено внимание на ФШУ. Использование новых технологий, мотивация, проектная деятельность, эффективная работа в группах, смешанное обучение, конструктор урока, метапредметные связи, развитие познавательного интереса и повышение цифровой грамотности, создание единой команды в школе, использование на уроках интеллектуальных игр, имидж учителя – вот далеко не полный перечень тем, которые подробно раскрывались на фестивале.

Важно, что модераторы не только давали конкретные советы и делились готовыми решениями, но заставляли участников думать и размышлять. То есть работа каждого будет продолжена. Фестиваль – только начало, своеобразный толчок.

Об этом говорят и сами участники в своих отзывах.

Ирина Клевец, учитель-методист гимназии г. Сморгони Гродненской области Республики Беларусь, победитель республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года»-2006, отличник образования Республики Беларусь:

– Я являюсь председателем клуба «Хрустальный журавль», который объединяет победителей и участников белорусского конкурса «Учитель года». В нашей республике есть похожий по формату «Рождественский фестиваль», однако уровень представительства модераторов в Елабужском институте КФУ впечатляет. Отлично, что есть возможность получить знания от модераторов такого уровня, присутствовать на мастер-классах ведущих специалистов зарубежного образования. Очень радует доброжелательность и открытость к общению участников фестиваля, желание делиться своими идеями, наработками. Фестиваль позволяет пересмотреть свою работу, увидеть перспективы для профессионального роста. В этом, наверное, самый большой плюс фестиваля. В школе я веду биологию, но старалась выбирать надпредметные темы. Например, мастер-класс о развитии познавательной активности на уроках математики дал идеи, как реализовать новые технологии в моем профиле. Юлия Койнова-Цельнер представила очень интересные подходы к педагогике общения и развитию коммуникативных умений учеников. Я давно работаю в этом направлении, и мастер-классы помогли систематизировать знания. Очень благодарна Юлии за научно-теоретическую основу для тех приемов, которые реализую на своих уроках.

Айгуль Аяпова, учитель английского языка школы №86 Оренбурга:

– Наша школа открылась недавно, ей всего два года, и назвали мы ее «Школа новых возможностей». Например, как выпускница РУДН я веду факультатив по китайскому языку. На фестиваль в Елабуге мы приехали делегацией в 10 учителей, включая директора школы. Очень благодарна за теплый прием гостеприимной Республике Татарстан, Елабужскому институту КФУ, Елене Ефимовне Мерзон – руководителю этой фантастической феерии. На мастер-классах почерпнула для себя огромное количество методик и приемов, которые обязательно начну апробировать с 1 сентября. Полезной была не только полилингвистическая информация, но и опыт предметников в других областях. Ценно общение с учителями года, которые поделились удивительными лайфхаками.

Вот мнение модератора. Елена Галицких о фестивале:

– Яркая инициатива Елабужского института КФУ выдержала испытание временем, стала традиционной «образовательной встречей» педагогов всех рангов. Я была участницей двух фестивалей, в этом году в третий раз ехала сюда с чувством радости и тревоги. Потому что удивлять сложно, держать планку научного поиска нелегко, и я рада, что все получилось, что я не обманула ожиданий учителей.

Какие у этого фестиваля достоинства и отличительные черты?

Во-первых, именно этот фестиваль по своей сути, идее, замыслу и воплощению предназначен для учителей, здесь избегают формализма, начетничества, скуки, фестиваль обращен к уму и сердцу учителя. Этот фестиваль формирует имидж современного учителя нового века.

Во-вторых, содержание фестиваля наполняется актуальными идеями, спорными, оригинальными, новыми. Эта установка на поиск, творчество, свежесть научной мысли придает фестивалю особый эффект новизны и привлекательность.

В-третьих, практическая направленность фестиваля интересна учителю, который стремится расширить свой методический багаж новыми технологиями, приемами, открытиями. Вот почему на фестивале одним из любимых жанров является мастер-класс, здесь формируется опыт, обогащается стиль преподавания, выстраивается общение в диалоге, полилоге, сотворчестве.

В-четвертых, методический потенциал фестиваля – это самоорганизация педагогического творчества, это установка на самообразование каждого учителя. Поэтому любимые переклички на фестивале – это вопросы: что прочитал? А куда съездил? А что посмотрел? А в чем участвовал? Это взаимопомощь, открытость, корпоративная культура, профессиональное сообщество. Поэтому на фестивале так много модераторов – победителей конкурса «Учитель года».

В-пятых, это очарование елабужских мест, особый колорит университета с уникальным ректором, педагогическим коллективом, красотой взаимоотношений и стремлением быть лучшими. И мимо литературных музеев, исторических памятников и завораживающих душу ландшафтов пройти невозможно!

Можно продолжить перечисление, но выделю главное – Международный фестиваль школьных учителей точно определяет «нерв своего времени», всегда отвечает на вызовы мира, поэтому постоянно расширяет свои границы, сохраняет авторитет первопроходца и влияет на образовательную «погоду не только в доме», но и за его порогом.

Для меня очень важно, что именно в Елабуге происходят очень сердечные и содержательные «образовательные встречи» с коллегами, учеными, педагогами, друзьями и из других городов. Я уверена, что живое знание «от сердца к сердцу» не просто вдохновляет и помогает жить в школе и своей профессии, но и делает мир лучше, добрее и радостнее.

В заключение напомню, что участником следующего, 11‑го фестиваля школьных учителей может стать каждый, кто подаст заявку на сайте КФУ или самого фестиваля.

Источник: kpfu.ru

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Самарской области снизилась динамика покупок легковых автомобилей В Самару 3 декабря доставят памятник Константину Головкину После подтопления в Самаре могут установить дополнительные ливнёвки В Елабуге завели «желтую книгу» для жалоб населения В Самаре на проезжую часть упал строительный кран

Последние новости