Сегодня с трудом можно найти человека, ничего не слышавшего о таинственных проявлениях человеческой психики. Сновидения, гипноз и самовнушение, общение с духами, привидения — вот лишь немногая часть этих таинственных явлений, понять которые желают очень и очень многие. Некоторым людям приоткрыть завесу подобных тайн удается. Практически всем россиянам, кому за 30, известны имена Джуны Давиташвили, Анатолия Кашпировского, Алана Чумака. Имена двух последних людей «гремели» на весь Советский Союз, миллионы россиян собирались у экранов телевизоров для просмотра целительных сеансов, заряжали воду, зубные пасты, еду… (автор этих строк в 1991 г. тоже сидел перед «голубым экраном» во время подобных сеансов).
9 октября 1989 г. Кашпировский впервые выступил на телевидении с сеансами психотерапии. Во время своих телепередач (всего их было 6) он проводил массовые сеансы психотерапии и якобы (?!) исцелял людей от алкоголизма, энуреза, облысения и прочих недугов. За цикл передач на польском телевидении «Телевизионная клиника Кашпировского» поляки вручили ему премию «Виктор» (в разное время эту престижную премию получили также Иоанн Павел ІІ и Лех Валенса). В 1991 г. психотерапевт Кашпировский с трибуны ООН предложил миру свою помощь в лечении последствий радиоактивного облучения и СПИДа. Однако врачи выступили с требованиями запретить шоу Кашпировского: исследования главного специалиста НИИ МВД, доктора медицинских наук, профессора, главного научного сотрудника НИИ МВД Леонида Гримака доказали, что телевизионный гипноз способен формировать такие отрицательные поведенческие программы, как болезни и даже убийства (особо в вину Кашпировскому ставили то, что после его сеансов психиатрические больницы пополнялись новыми пациентами). В 1991 году. Минздрав России по воле президента России Бориса Ельцина категорически запретил телевизионные сеансы Кашпировского и Чумака, а деятельность российских парапсихологов на несколько лет ушла в подполье.
Сегодня приличную аудиторию собирают телепроекты типа «Битвы экстрасенсов»: таинственные явления человеческой психики продолжают привлекать к себе внимание масс. Многие ошибочно считают, что русская парапсихология берет свое начало именно с 1980-х годов. Это далеко не так. Приведу основные исторические вехи развития парапсихологии в России:
1875 г. — Физическое общество при Петербургском университете организовало специальную медиумитическую комиссию во главе с Д. И. Менделеевым.
1885 г. — Бехтерев основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию.
1890 г. — Российское Общество экспериментальной психологии образовало комиссию для исследования феномена «чтения мыслей».
1908 г. — Создан первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека.
1918 г. — Бехтеревым открыт институт по изучению мозга и психической деятельности человека (с 1919 по 1927 гг. проведена серия телепатических исследований на человеке и животных).
1924 г. — По представлению наркома просвещения Луначарского при Международном комитете психических исследований образован Русский комитет психических исследований.
1928 г. — профессор Л. Л. Васильев (здесь и далее имя Васильева выделено А. И.) во время научной командировки в Германию и Францию знакомится с работой Международного метапсихологического института и Берлинского института парапсихологии, устанавливает контакты с видными зарубежными парапсихологами.
1932 г. — Л. Л. Васильев в Ленинградском институте мозга начал эксперименты с целью установления физической основы телепатии.
1959 г. — Издана книга Л. Васильева «Таинственные явления человеческой психики».
1960 г. — При Физиологическом институте биологического факультета Ленинградского госуниверситета учреждена Лаборатория электромагнитных полей и аэронов, в составе которой работала группа биотелесвязи (руководитель профессор Л. Васильев).
1966 г. — Первый в СССР Международный симпозиум по парапсихологии в Москве.
1988 г. — Выдача авторского свидетельства на способ целительства Д. Давиташвили, первой среди экстрасенсов официально «зарегистрировавшей» свой дар.
1991 г. — Организация Фонда парапсихологии им. Л. Васильева.
1991 г. — В Москве создан первый в мире Музей истории парапсихологии.
В перечисленных событиях с 1928 г. упоминается имя ученика Бехтерева Леонида Леонидовича Васильева (1891-1966), который в годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в далекую от Ленинграда Елабугу. Таким образом, Васильев пополнил список тех великих умов России (тогда — Советского Союза), что были спасены Елабугой от смерти. Согласно энциклопедиям, Васильев — «психолог и психиатр, член-корреспондент АМН СССР, основоположник научной парапсихологии в нашей стране», автор 150 научных работ и десятков научно-популярных работ. Основные направления исследований Васильева относятся к выявлению физической природы передачи мысленного внушения. Он создал учение о трехфазной, волновой реакции биосистем на экстремальное воздействие (парабиоз, 1925-1937), позже, в 1936 г. описанной Г. Селье и получившей всемирную известность под названием «стресс». Выпускник Петербургского университета Леонид Васильев таинственным явлением телепатии заинтересовался, когда начал работать в Институте мозга под руководством В. М. Бехтерева. В ряде экспериментов по передаче мыслей на расстоянии Васильев часто выступал в роли индуктора, т. е. человека, посылавшего мысленные задания. Васильев смог провести два успешных опыта и передать мысли на расстояние в 1700 (!) километров. В 1938 г. опыты по телепатии были остановлены. Начавшаяся в 1941 г. война также помешала изучению таинственных явлений человеческой психики.
В Елабуге Васильев продолжает работать над волнующей его темой. В 1959 г. Васильев издает книгу «Таинственные явления человеческой психики», ставшую сенсационной (в 1964 г. тиражом 130000 экз. вышло уже 3-е издание). В аннотации было указано, что книга «посвящена разоблачению суеверий, порождаемых наивным, обывательским пониманием некоторых «таинственных» явлений нервно-психического характера». Упоминается в этой книге и спасшая Васильева Елабуга. Считаю нужным данный «елабужский фрагмент» привести дословно: «Временная оккупация части советской территории немецко-фашистскими захватчиками создавала условия для некоторого оживления и распространения <…>религиозных и других суеверий. Этому немало способствовали и трудности войны, гибель многих людей и беспокойство за судьбу близких и за свою собственную судьбу, неуверенность в завтрашнем дне. Примером может служить следующий случай, имевший место зимой 1943 г. в Елабуге и тогда же мною записанный. Местные жительницы, ученицы ФЗУ (Фабрично-заводское училище, — прим. автора) П. (20 лет) и 3. (16 лет) одна за другой получили «подметные письма», в которых каракулями было написано, что за то-то и то-то в такой-то день и час они будут наказаны болезнью — порчами, потерей голоса и речи, глухотой, болями в голове и руках… В указанные сроки все это в полной мере исполнилось. У П. внушенные письмом болезненные симптомы продолжались три недели, у 3. — несколько суток. Обе девушки рассказывали потом, что во сне им являлась некая старуха, которая якобы и навела на них «порчу». К больным вызывалась фельдшерица из местной поликлиники, а «подметные письма» были переданы в народный суд, допросивший свидетелей. Остается добавить, что у некоторых девушек, навещавших больных подруг и видевших их конвульсии, в ослабленной форме проявились те же истерические симптомы».
Эта книга принесла ученому массу неприятностей: его как последователя телепатии все чаще стали называть «лжеученым». А он неустанно повторял: «Нужно самому немало поработать, чтобы убедиться в существовании внушения на расстоянии. Лично я в этом убедился».
Леонид Васильев умер от сердечного приступа 8 февраля 1966 года.
Автор: Андрей Иванов, заведующий Библиотекой Серебряного века ЕГМЗ