Впервые за пять лет бюджет региона исполнен с превышением доходов над расходами
Профицит регионального бюджета по итогам 2017 года составил 4,6 миллиарда рублей — это на 300 миллионов больше, чем показатели 2016 года.
Таковы, в частности, предварительные итоги финансового года, о которых рассказал журналистам врио зампредседателя правительства — министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко.
Региону удалось снизить госдолг на 723,8 миллиона рублей. Уже второй год область входит в число субъектов с долговой нагрузкой ниже 50 процентов (на декабрь 2017 года она составила 44,2 процента).
Правильная бюджетная тактика
Анализируя итоги года, глава ведомства подчеркнул, что план по собственным доходам увеличен на 9,5 миллиарда рублей.
— Доходная часть бюджета по итогам прошлого года составила 124,6 миллиарда рублей, расходная — 121,2. В том числе собственные доходы — 106,6 миллиарда. Трансферты из федерального бюджета в 2017 году были стабильными, поступили в полном объеме и составили 18 миллиардов рублей. Профицит бюджета означает, что была правильно выбрана бюджетная тактика, — сделал вывод Голубенко.
Финансовый отчет ведомства оценят также в Минфине РФ, изучат в контрольно-счетной палате региона, и только потом депутатам представят на утверждение законопроект «Об исполнении бюджета Новосибирской области за 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Анализируя бюджетный процесс, врио министра сделал акцент на политике осторожности, которую в течение года проводили в правительстве. Благодаря этому были обеспечены финансовая устойчивость и выполнение всех социальных обязательств, на которые приходится основная доля расходов. «Утяжеление» этих статей идет еще за счет листа ожидания.
— Лист ожидания обрабатывается и постоянно дополняется новыми задачами. С 2014 года целый пласт этих задач зажат, как пружина, которую мы постепенно разжимаем, не допуская перехода в стадию напряжения, — подчеркнул Виталий Голубенко.
Несмотря на минусы
Очевидно, что на доходную часть бюджета повлияло недовыполнение плана по налогу на прибыль, а также по акцизам на алкоголь. В первом случае это фактор снижения ставки Центробанка и проблемы крупных банков, таких как «Открытие» и Бинбанк. Пятую часть налога на прибыль формирует именно банковский сектор, и любые негативные явления здесь приводят к недобору средств.
В топ-3 крупных налогоплательщиков Виталий Голубенко отнес флагманские предприятия в трех отраслях — железнодорожного транспорта, добычи полезных ископаемых и банковской сферы. Влияют на бюджет и платежи крупных производителей пива, и здесь объем продаж оказался ниже предполагаемого.
Частично потери — около четырех миллиардов рублей — связаны с перераспределением акцизов на нефтепродукты: теперь их большая часть уходит в федеральный бюджет.
— Но, несмотря на эти минусы, налоговая база региона все равно дала прирост, — отметил Виталий Голубенко. — Мы находимся в точке стабилизации экономики, и пока нельзя говорить о фазе устойчивого роста. Активно меняется налоговое законодательство. У нас наблюдается, скорее, тренд увеличения качества налогового администрирования, а не рост налогов.
Врио министра сообщил, что благодаря активной работе с должниками недоимка сократилась. Отмечен и прирост по транспортному налогу. Но коэффициент собираемости тут еще на уровне 70 процентов.
— Людям порой трудно проследить и оценить, насколько длинная цепочка взаимосвязи налогов и доходов влияет на повседневную жизнь. Работая с налогоплательщиками, стараемся объяснить, что недоплата заканчивается прорехами в обеспеченности услугами, составляющими комфорт жизни на территории.
Особенно врио министра выделил контроль над исполнением налоговых обязательств предпринимателями и другими юридическими лицами.
— Государство не намерено увеличивать налоговую нагрузку, но исполнение должно быть на высоте. В следующем году мы обязаны очень серьезно отнестись к этой работе, — сказал он.
Пики расходов
Бюджет, по словам Виталия Голубенко, проходит четыре пика поступлений, когда наблюдается профицит, и две фазы спада — в июне и сентябре. Кассовые разрывы возникают из-за необходимости финансирования сфер образования и АПК. Пики расходов покрываются таким мобильным инструментом, как коммерческий кредит.
— Кредитный портфель — это не увеличение долга, а запас ликвидности на случай кассовых разрывов, — пояснил Виталий Голубенко.
Министерство финансов проводит аукционы на оказание краткосрочных финансовых услуг. Так определяется пул банков-кредиторов, которые должны их оказывать по определенной минимальной ставке. Если они нарушают условия, то их услугами правительство больше пользоваться не будет.
Реакция на бюджетную политику региона от рейтинговых агентств, с которыми Новосибирская область постоянно сотрудничает, видна по их оценкам. Прогнозы относительно экономики региона в целом и его инвестиционного потенциала положительные и стабильные как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
По ежегодной оценке Минфина РФ, Новосибирская область вместе с 20 другими регионами вошла в группу с высоким качеством управления региональными финансами. Это говорит и об эффективности работы в 2017 году, по итогам которого область занимает 16-е место в данной группе.