Депутаты Заксобрания, обсуждая с правительством стратегию развития области до 2030 года, в первую очередь обратили внимание на нужды села
Почти год регион трудится над созданием стратегии своего развития. Представляя проект в парламенте, зампред правительства Новосибирской области — министр экономического развития Ольга Молчанова напомнила, что в работе над документом приняли участие более 300 специалистов разного профиля. Около 4 тысяч предложений поступило от жителей региона. Главным разработчиком стратегии стал Новосибирский университет экономики и управления.
— Наш важнейший посыл — стратегия не должна решать проблемы сегодняшнего дня, а должна давать ответы на вызовы завтрашнего дня. Поэтому мы учитывали глобальные тренды, — заявила глава минэкономразвития региона. — И важнейшие из них — дефицит ресурсов и глобализация процессов на территории Земли. И развиваться области следует, именно используя мировые тенденции. Миссия региона — быть центром генерирования уникального человеческого капитала, максимальной реализации потенциала человека.
Проектом стратегии определены три приоритета: развитие человеческого капитала и социальной сферы; развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции; создание современной безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков Новосибирской области. Из трех возможных вариантов реализации стратегии — консервативного, целевого и инновационного — ставка делается на последний.
— Он включает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний. Этот сценарий очень хорошо увязан с 204-м указом Президента России. Девять целей и 12 национальных проектов, которые определены в указе, корреспондируются с нашей стратегией, — отметила Ольга Молчанова.
После обсуждения депутаты Законодательного собрания представили правительству региона рекомендации по доработке проекта стратегии. Документ будет вынесен на рассмотрение 37-й сессии Заксобрания 21 декабря.
КОММЕНТАРИИ
Виталий ГОЛУБЕНКО, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области:
— Успех во многом будет зависеть от того, найдем ли мы своевременное финансовое обеспечение. По предварительной оценке министерства, ресурсы, необходимые на весь период реализации стратегии, составляют 2,7 триллиона рублей. То есть потребность на ближайшую трехлетку — 610 миллиарда, что равно трехлетнему объему консолидированного областного бюджета. Одновременная реализация всех мероприятий стратегии начиная с 2019 года невозможна. Необходимо выстраивать систему приоритетов, которые дадут максимальный экономический и социальный эффект.
Сергей КАРПЕКИН, президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий:
— Трехпроцентный рост промышленности не меняет структуру экономики региона. Чтобы такое произошло, нужно увеличить долю промышленности, лучше до 25 процентов.
Александр НОВИКОВ, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления:
— Надо правильно вписаться в указы Президента, чтобы иметь больше шансов попасть в национальные проекты и программы. Нужно обсудить возможность формирования регионального финансового центра.
Александр МОРОЗОВ, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Тема сельского хозяйства, сельского образа жизни в стратегии отражена недостаточно. Нужно поддержать сельский образ жизни. Мы понимаем, что наших ресурсов, чтобы изменить эту ситуацию, не просто недостаточно — их нет. Надо определиться, чего мы хотим. Либо этими 4 миллиардами господдержки поддержать процессы глобализации сельхозбизнеса, либо поддержать тех, кто еще живет в деревне.
Ирина ДИДЕНКО, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Планы поставлены амбициозные. Главный вопрос — как их достигать? И второй вопрос, ключевой: чем мы отличаемся от других регионов, что мы можем предложить? Какие прорывные проекты намерены реализовывать, которые будут отличать нас от других регионов? Мы постарались действовать конструктивно. Например, одно из наших предложений звучит так: разработать программу развития перерабатывающей промышленности области. Новую, которая бы включала в себя создание небольших производств по выработке сельхозпродукции. В регионе есть финансовые ресурсы, чтобы стимулировать эту деятельность. Мы считаем, что от этого будет большая экономическая отдача, влияние на демографические и миграционные процессы в области. Ведь как можно сохранить сельский образ жизни? Только предоставив людям, живущим на сельских территориях, работу, создав благоприятные социальные условия. На ближайшей сессии Законодательного собрания будет принят закон о перераспределении части бюджетных средств в бюджеты муниципальных районов. Они должны развивать у себя предпринимательскую деятельность, создавать инфраструктуру, стимулировать активность бизнеса.