О том, как непросто в нашем городе быть пассажиром с проездным билетом, слышала и читала не раз. Водители грубят, проезжают мимо, жалуются наши читатели.
И вот в июле решила я купить социальный проездной и испытать на себе такие поездки.
Приобрела билет в первых числах месяца в Ак Барс банке, там они еще были. Причем пришлось отстоять в очереди около часа (обслуживание в этом банке ведется очень медленно). Знающие люди рассказали, что проездной можно купить и на почте, но там процедура проще, и билеты быстро заканчиваются.
В банке я предъявила паспорт, пенсионное удостоверение и страховое свидетельство. Заплатила 466 рублей — ровно столько, сколько пенсионеры получают на проезд в виде компенсации. И вот проездной у меня в руках.
Первые же поездки доставили неприятности. Водители, мягко говоря, не любят таких пассажиров, им подавай 18 рублей. При виде социальных билетов на лицах у большинства из них выражается разочарование, раздражение, недовольство или что-то в этом роде. Лишь немногие из шоферов проявляют доброжелательность. А пенсионеры ведут себя как провинившиеся школьники — стараются выскользнуть из маршрутки как можно незаметнее, а то и голову в плечи вжимают, словно все время ожидают грубого окрика.
Уже в первые же поездки досталось и мне. Водитель «шестерки», крупный молодой мужчина, дважды требовал от меня, чтобы на моем проездном был какой-то номер. Какой именно, объяснить внятно он не мог. Может быть, с моим документом что-то не так? Попросила билеты у других пассажиров, они были точно такие же. И только у одной женщины от руки был вписан номер пенсионного удостоверения. Вот она мне и рассказала, что, несмотря на это, водители продолжают ее «кошмарить».
— Сегодня долго не могла уехать из старой части города, — пожаловалась Нина Михайловна. — Две маршрутки проехали и не остановились, потому что на остановке я была одна, а водители меня уже запомнили, знают, что у меня проездной. Это безобразие! Если у нас льготный билет, так ведь нам государство такие льготы предоставляет, мы их заслужили — всю жизнь трудились.
Знакомая сотрудница больницы возмущена не меньше:
— На днях мы с коллегой утром ехали на работу. У нас обеих социальные проездные. При выходе водитель автобуса № 6 по имени Олег стал требовать от меня какой-то номер. А мы же предъявляем и пенсионное удостоверение. Причем обращался он ко мне грубо и на «ты». А я ему в матери гожусь. Вслед нам он рявкнул: «Если бы знал, не посадил бы!»
Так же и детей мучают, которые ездят по социальным билетам. Говорят, что они сами нарисовали проездные. Почему такое происходит?! Почему нам треплют нервы? Мы же не украли эти билеты, мы за них заплатили. И имеем право по ним ездить!
Рассмотрела повнимательнее свой проездной. Какой номер нужен перевозчикам? На лицевой стороне в строке «№ документа» напечатан номер билета. На обратной стороне читаю: «Билет действителен при предъявлении документа, удостоверяющего право гражданина на его приобретение». А пенсионеры, я это вижу каждый день, свои удостоверения водителям показывают.
Увидев в салоне той злополучной «шестерки» с Олегом изрядно потрепанный листочек с информацией для пассажиров о том, что хозяйкой автобуса является предприниматель Лидия Худан, звоню ей. Она сразу поняла, о каком водителе идет речь, жалобы на его грубость уже получала. Посетовала, что работать некому, некоторые машины остаются вообще без водителей. А про номер в билете сказала:
— Он всем так говорит. И, с одной стороны, правильно, должна быть справка из Пенсионного фонда или само пенсионное удостоверение.
— Так удостоверения же люди предъявляют.
— На проездном билете нужно написать номер пенсионного удостоверения. Потому что иначе вашим проездным кто угодно может воспользоваться. Вся семья может пользоваться. Соседка поехала — взяла ваш проездной. Это даже не вы должны вписывать номер, а те, кто вам продает проездной.
Так вот в чем дело!
Позвонила руководителю службы соцзащиты Светлане Прохоровой.
— Это не наша функция, — ответила она. — Мы перечисляем денежные компенсации. Остальное — к исполкому, к Николаеву.
Звоню в исполком города начальнику отдела инфраструктурного развития Евгению Николаеву.
— Номер пенсионного удостоверения должен быть вписан, — утверждает он.
— Где об этом сказано? Кто об этом известил людей? Откуда человек может знать, что он должен вписать в билет какой-то номер?
— Это прописано в постановлении правительства о социальных проездных билетах № 161.
— Нигде же нет информации об этом.
— Она есть в маршрутках на информационных листах (в автобусах я такой информации не увидела — прим. авт.)
— Почему водители проезжают мимо, если на остановке стоит пенсионер?
— Это уже совсем другое.
— Да нет, не другое. Они ведь проезжают мимо тех, у кого, как они знают, проездные билеты. Почему банк и почта не вписывают в билеты номера пенсионных удостоверений?
— Проездные заказывает Минтранс. Так что это не ко мне вопрос.
— Сколько человек в Елабуге имеют такие проездные?
— 400-500, каждый месяц эта цифра меняется.
— Перевозчики что-то получают от этих денег? Почему водители так не заинтересованы?
— Деньги от реализации проездных билетов распределяются между индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки. Это примерно 25 тысяч в месяц.
— А водители что-то получают?
— Этот вопрос надо предпринимателям задать. Я не уполномочен это проверять.
— Как, по Вашему мнению, можно эту ситуацию изменить?
— Довести до населения информацию о том, что нужно вписывать номера пенсионных удостоверений. А случаи, когда водитель не остановился, рассматривать в индивидуальном порядке. Надо обратиться ко мне в отдел — прийти или позвонить по номеру 3-81-16.
— А были случаи, когда водителей за такие нарушения наказывали, увольняли?
— Да, были такие случаи.
— Статистика такая есть?
— В данный момент я такой статистикой не располагаю.
Следующей, к кому я обратилась за разъяснениями, была пресс-секретарь Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Наиля Клевлеева. Выслушав меня, женщина посочувствовала:
— И так пенсионеры у нас обделенные, с этими маленькими пенсиями. Да еще такое… Первый раз об этом слышу. Нигде такого нет. Пассажирские перевозки в городах — в ведении муниципалитетов, — пояснила она. И рассказала, что в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, других городах внедрена автоматизированная система оплаты проезда на общественном транспорте. Внедрить ее в Елабуге планируется в следующем году. Тогда люди с проездными билетами смогут ездить по ним и в транспорте других городов, где эта единая система действует. А водители будут получать оплату за каждого учтенного таким образом пассажира с проездным.
Руководитель пресс-службы Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Рафаил Гиниятуллин пояснил, что данный вопрос не в компетенции этого ведомства, за него отвечают транспортники, есть тут и нравственная сторона вопроса, считает он. Быстро связавшись со специалистами, он назвал мне точный номер, дату и название постановления правительства, регламентирующего все, что связано с проездом по социальным билетам.
Нашла я этот документ. Это Постановление Кабмина № 161 от 7.04.2015 г. «Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан». В нем говорится, что «при предъявлении в общественном транспорте проездного билета гражданин обязан одновременно представить документ, подтверждающий его право на использование социального проездного билета». То есть как раз то, что и прописано на обратной стороне получаемого нами проездного.