Красочным парадом открылся Первый Международный кукольный фестиваль «Перекресток»
В минувшее воскресенье улицу Ленина в областном центре перекрыли на несколько часов. В это время по ней прошли люди и куклы из разных стран мира. Обозреватель «Советской Сибири» поговорила с гостями из Швеции, Испании и Эстонии о том, как живут сейчас кукольные театры за рубежом.
Сто фестивалей в год
Замечательный спектакль «Код ошибки: 404» от испанского театра Angeles de trapo («Тряпичные ангелы») показали в Новосибирске в понедельник. Это остроактуальная история о том, к чему приводит повальное увлечение гаджетами, компьютерными играми, соцсетями, сладостями и фастфудом (в частности, в спектакле фигурирует совершенно конкретная, хорошо узнаваемая буква «М»). Вывод: ни к чему хорошему. Можно даже уморить все живое вокруг, в том числе и себя.
«Тряпичные ангелы» — семейная компания более чем с 30-летним опытом работы, состоящая из Иоланды Аталлы, Хулио Галло, Майкла Галло и Вагнера Галло. Со своими постановками театр принял участие в крупнейших фестивалях и ярмарках на национальном и международном уровне и получил несколько наград. Артисты побывали с гастролями в Португалии, Швейцарии, Франции, Италии, Бразилии, Албании, России, Словении, Польше, Швеции и Уругвае.
Это второй визит испанского театра в Россию. Первые гастроли были в Екатеринбурге. Там спектакль «Код ошибки: 404» увидел директор Новосибирского театра кукол Юрий Горлатых. В итоге его отобрали для «Перекрестка».
Автору спектакля Вагнеру Галло в столице Сибири понравилось: по его словам, в нашем городе живут добрые, отзывчивые люди.
— Я отношу себя к поколению молодых людей, которых в первую очередь затрагивает повальное увлечение Интернетом, и ассоциирую себя со своим кукольным персонажем, — сказал Вагнер. — Хочется как-то изменить ситуацию с современными технологиями, которая сейчас существует в мире. Прежде всего меня печалит, что погруженность современных людей в компьютеры, телефоны и увлечение социальными сетями не позволяют видеть ту жизнь, которая творится вокруг них, — природу, цветы, других людей. Очень трудно строить отношения в тех условиях, которые сложились сейчас. С помощью нашей пьесы мне бы хотелось попробовать изменить мышление людей и обратить внимание на ту жизнь, которая проходит мимо.
По словам Вагнера Галло, в Испании государство тоже поддерживает театр, но поддержка эта зависит от конкретного региона. Если на юге страны правительство принимает участие в культурной жизни городов, то на севере ситуация несколько иная. Может быть, из-за того что заинтересованность потенциальных зрителей в театре там гораздо ниже.
В год в Испании проходит около ста кукольных фестивалей, и каждый раз их посещаемость превосходит все ожидания. Что касается цен на билеты, то все зависит от пьесы.
— Если пьеса известная и очень популярная, то, конечно же, стоимость билета будет выше, — рассказал испанский гость. — Она может достигать 15 евро (чуть больше тысячи рублей. — Прим. автора) — в Испании такая цена считается довольно высокой. Но если говорить об обычных пьесах, как правило, цена билета не превышает пяти евро (360 рублей. — Прим. автора). Такие билеты доступны практически для всех жителей страны.
Для детей — бесплатно!
Актеры театра «Сезам» из Швеции тоже впервые попали в Сибирь, хотя в Россию уже приезжали. И на этот раз привезли спектакль «Теневые сказки».
«Сезам» — это профессиональная театральная труппа, созданная в 1987 году, со своей постоянной сценой в Гётеборге. В ней работают дипломированные актеры и театральные художники, в том числе Малин Линд и Томми Линелл. Коллектив принимал участие примерно в 30 национальных и международных фестивалях как в Швеции, так и за ее пределами. «Теневые сказки» в Новосибирске покажут 31 мая.
Нужно отметить, что представления театра «Сезам» адресованы и детям, и взрослым. Самым юным зрителям — два года. А «играют» в его спектаклях в основном человеческие руки и свет.
Оказывается, в Швеции преобладают частные театры, но государственные тоже есть. При этом финансово поддерживаются и те и другие. А вот таких фестивалей, как наш «Перекресток», как правило, не проводят.
— «Сезам» — это независимый театр. В Швеции около десяти подобных трупп имеют государственную поддержку, — рассказала представительница театра Насрин Барати. — Господдержка — это вопрос даже не политический, а культурный. Театру она необходима, потому что он выполняет культурные задачи. В правительстве хотят, чтобы любая семья имела доступ к музыке, театру и важнейшим событиям культуры. Государственная политика шведского правительства такова, что любой ребенок должен видеть спектакли, посещать театры бесплатно. Государство выделяет около 40 крон на спектакль — это примерно четыре евро на ребенка. Общая сумма поддержки — 140 крон на человека.
Зачем поддерживать русское?
Но не всем театрам так везет. Например, в Эстонии ситуация не такая радужная. Об этом рассказал актер театра «Мельница» Борис Ватин — он тоже впервые приехал в Новосибирск со спектаклем «Три хрок-н-ролльных поросенка» (его покажут в четверг, 30 мая). Это музыкальная история по мотивам английской народной сказки, которую театр переделал на современный лад.
— У нас русский регион, по рождению я русский, говорю по-русски, но эстонским владею, — сказал гость из Прибалтики.
По его словам, в регионе, где работает «Мельница», живут большей частью русскоязычные зрители, которые хотят видеть на сцене русские сказки. И театр помогает им в этом в меру своих сил.
Россию театр посещает очень часто. Например, часто бывает с гастролями в Санкт-Петербурге.
— Конечно, в России финансирование театра значительно лучше, — считает Борис Ватин. — У нас в Эстонии сейчас трудная экономическая ситуация, но немного денег все же дают. «Мельница» — маленький частный театр, на десять человек. А частные театры поддерживаются у нас с каждым годом все меньше и меньше. Тем более русские.