Молочные смеси по рецепту. Как на самом деле выглядит «детский запрет», и когда его введут

21.04.2019 23:51 0

Молочные смеси по рецепту. Как на самом деле выглядит «детский запрет», и когда его введут

Медики, чиновники, общественники и сенаторы объединились, чтобы запретить рекламу молочных смесей в России. Национальный родительский комитет РФ надеется добавить к норме свои поправки – о выдаче молочных смесей только по рецепту, но за государственный счет. Обсуждение последнего пункта вызвало споры и протесты. «Казанский репортер» из первых уст выяснил, в чем же заключается инициатива, и каковы шансы ее принять. Нашим собеседником стала глава комитета Ирина Волынец.

Обсуждения хлынули после следующей фразы главы Национального родительского комитета России.

«Было бы идеально, если бы государство не только запретило рекламу молочных смесей, но и вообще… чтобы они отсутствовали в свободной продаже, – в этой части комментария Волынец говорила о собственном негативном опыте, отмечая, одна из дочерей вынужденно питалась молочной смесью, что отразилось на здоровье. После все же удалось перевести девочку на грудное молоко, и проблема решилась. Теперь у Ирины Волынец есть устоявшееся мнение касаемо смесей.

«Многие консультанты по грудному вскармливанию говорят, женщина не может кормить грудью, только если у нее нет груди, – продолжила Волынец. – Во всех остальных случаях можно добиться того, чтобы у мамы молоко было».

ВОЗ тоже рекомендует, но…

По большому счету, предложение Национального родительского комитета мало чем отличается от существующих рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Комитет выступает за расширение службы консультантов по грудному вскармливанию, которые могли бы помочь мамам обеспечить малыша молоком. Но если ВОЗ пока говорит лишь об отдельных требованиях к производителям, комитет настаивает на кардинальной ограничительной мере. Только после того, как консультант подтвердит невозможность грудного вскармливания, мама получает право купить молочную смесь, заранее предъявив кассиру рецепт врача. Впрочем, пока это лишь инициатива, которая не имеет формы законопроекта.

«Если говорить о законопроекте, основная цель – запретить рекламу смесей, потому что многие мамы, становясь жертвами рекламы, начинают оценивать их, как полноценный заменитель грудного молока. И реклама способствует этому. Несмотря на то, что и там часто говорят – «ничто не заменит грудного вскармливания». Они как-то всегда грамотно подводят наших мам и наше общество к мысли, что необязательно кормить ребенка грудью и вполне можно обойтись детской смесью. Именно по этой причине законопроект, который, как мы надеемся, пройдет, будет запрещать не продажу смеси, а ее рекламу в средствах массовой информации», – пояснила Волынец в беседе с «Казанским репортером».

В законопроекте мера изложена следующим образом: «запрещается реклама детских молочных смесей (заменителей̆ женского молока), предназначенных для вскармливания детей̆ в возрасте от О до 12 месяцев жизни, включая продвижение продукции в местах продаж, в том числе с помощью использования специальной выкладки товара, купонов на скидку, бонусных товаров, распродаж, продаж по сниженным ценам, продаж ниже себестоимости и в виде нагрузки при покупке иных товаров, а также путем раздачи образцов или иных средств продвижения товаров». Сенаторы полагают, что мера позволит оградить потребителей от недобросовестных маркетинговых практик и сократит вероятность принятия необоснованных решений об отказе от грудного вскармливания и раннего ведения продуктов прикорма.

Кстати, предложение авторов законопроектов не революционное. Еще в 2016 году меру продвигали на уровне Мосгордумы.

«Я прекрасно понимаю, что для того, чтобы пропаганда была эффективнее, необходим ряд законодательных инициатив, — заявляла председатель думы Людмила Стебенкова на круглом столе, добавляя, обсуждаемое предложение – мировая практика. – Понятно, что это сложно, есть определенное лобби, но сделать это необходимо».

В лучшем случае норма о запрете рекламы заработает с 1 января 2020 года. Таков прогноз авторов и защитников инициативы. Сенаторы, представляя проект, отмечали, их предложение нашло отклик в медицинском сообществе, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Общественной палате России и «ФИЦ питания и биотехнологий». После того, как закон примут, Национальный родительский комитет надеется продвинуть и свою часть инициативы.

Запретить нельзя купить

По задумке, детские смеси должны предоставлять бесплатно за счет госбюджета. Однако как это будет реализовано на практике, пока неясно. Есть лишь общее предложение.

Ирина Волынец выделяет несколько категорий матерей, помимо выбравших грудное вскармливание. Одни выбирают смеси, потому что выходят на работу – «в морально-этическом плане это нехорошо, но иногда у женщины безвыходная ситуация». Другие не могут кормить по медицинским показаниям.

«Когда мама хочет кормить грудью, но у нее нет молока. Или ей нельзя кормить грудью, потому что у ребенка непереносимость лактозы. Она содержится в грудном молоке, но, при этом, может быть исключена из молочных смесей. Либо у ребенка какая-то форма аллергии, или мама больна, и у нее пропало молоко. Или мама вынуждена долгое время принимать антибиотики или другие лекарственные средства, которые несовместимы с грудным вскармливанием».

Во всех указанных выше случаях заботу о вскармливании берет на себя государство.

«Наша инициатива – дополнение к существующему законопроекту в пользу мам. Так как смеси очень дорогие, особенно если ребенок аллергик, если у него есть какие-то заболевания. В этом случае покупка получается накладной, ежемесячно приходится платить крупную сумму за вскармливание ребенка. Поэтому здесь необходима государственная поддержка», – пояснила Волынец.

С папами – та же история.

«Если отец воспитывает ребенка сам – бывает всякое, люди болеют и умирает, он тем более попадает под действие нашей инициативы. И ему тоже должна предоставляться бесплатная молочная смесь. Так как он не может кормить грудью, каким бы хорошим папой ни был. У нас же предоставляют молоко на молочных кухнях – детям более старшего возраста? По аналогии должны предоставляться и смеси».

Если совсем по-честному, пока нет четких рамок – в плане сути ограничений, системы контроля запретов или, хотя бы, примерных затрат на реализацию, говорить не о чем. С другой стороны, само упоминание возможной выдачи детского питания по рецептам вызвало множество негативных комментариев. Дело в тонкости вопроса и нашем менталитете. Никто из сторон спора не оспаривает необходимость и пользу грудного вскармливания, это ясно всем без исключения. Но «мама сама решит, чем кормить ее ребенка» – одно из популярнейших мнений в обсуждении. Мы считаем ребенка продолжением себя, поэтому и допускаем мысль о собственном, единственно верном решении. Но есть и другая сторона вопроса – огромное количество ограничений и запретов, действующих и в Татарстане, и в России. Для нашей республики «Казанский репортер» составлял целую антологию, Ирина Волынец – напомним, это казанский кандидат в президенты России на выборах в прошлом году, представив инициативу, продолжила список ограничений. Это неприятно, но переживаемо – на этой стадии мы все можем участвовать в обсуждении нормы. Ряд инициатив Национального родительского комитета поддержаны в России – от продления действия программы материнского капитала до выплаты зарплат мамам первенцев до 1,5 лет. А значит, до статуса законопроекта может дойти и рецептурная схема получения детского питания.

Все уже придумано до нас

И запрет рекламы смесей, и предложение об изъятии их из свободной продажи – меры, отчасти уже существующие в России и мире. Реклама продуктов детского питания в нашей стране серьезно ограничена Федеральным законом «О рекламе». Она не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. ВОЗ контролирует маркетинг заменителей грудного молока с 1981 года. Тогда был принят Международный свод правил сбыта, призывающий:

размещать на всех этикетках детских смесей информацию о преимуществах грудного вскармливания и рисках заменителей здоровья;

не стимулировать продажу заменителей молока;

не предоставлять бесплатные образцы заменителей беременным женщинам, матерям или их семьям;

не распространять бесплатно заменители и не предоставлять на них субсидии работникам здравоохранения и медицинским учреждениям.

Это как минимум. Отдельные рекомендации даются по грудному вскармливанию при выходе мамы на работу. Работодатель должен обеспечить условия для продолжения кормления грудью. Правда, на Всемирной неделе грудного вскармливания представители ВОЗ отдельно оговорились – работодатель должен, однако предъявлять требования и добиваться их исполнения должна каждая конкретная мама. То есть получается, рамочные нормы и рекомендации есть, а практического исполнения нет. В этом и заключена основная рисковая составляющая любых ограничений. Как только их закрепят законодательно, не продумав контрольный механизм, возникнет коррупционная «ниша». Но это уже совсем другая история.

И, в завершение. Возможность получать бесплатное питание для ребёнка регулируется федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан». Фактически, это норма о молочных кухнях, ставшая частью региональных мер социальной поддержки. Каждый субъект сам решает, в каком виде оказывать такую помощь мамам и детям, и каким именно категориям. При этом молочные кухни есть далеко не во всех регионах, а в ряде областей можно рассчитывать лишь на денежные компенсации. В татарстанских поликлиниках еще несколько лет назад заменой молочной кухни для детей с недобором веса становились банки с молочной смесью. Сегодня практикуются разные варианты, и система до сих пор не идеальна.

Источник: tatpressa.ru

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Что волнует жителей города Оскорбление государственной власти хотят приравнять к мелкому хулиганству В Татарстане опрокинулся автобус Сергей Ситников вмешался в демонтаж легендарного паровоза-памятника В Самаре 1 сентября перекроют улицу Свободы

Последние новости