В Тартуском университете (Эстония) состоялась IV ежегодная конференция, посвященная исследованиям России и Восточной Европы
В мероприятии приняли участие более 200 политологов и социологов со всего мира. На научной конференции «Сообщества в движении: переосмысливая суверенитет и идентичность в эпоху перемен» с докладом выступила доцент кафедры философии и социологии Елабужского института КФУ Альбина Гарифзянова.
– Альбина Раисовна, какой теме было посвящено Ваше исследование?
– Доклад был подготовлен в рамках проекта Российского научного Фонда, посвященного исследованию городской молодежной культурной сцены в современной России. Проект реализован командой Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) под руководством доктора социологических наук Елены Омельченко. Мы вместе с коллегами из Центра принимали участие в панели «UrbanYouthCulturalScenesincontemporaryRussia».
Мойдоклад«The specificity of Kazan rap: “inner” and “outer” circles inside the scene» былпосвященисследованиюрэп–сценыКазани. Кейс сделан в 2017 году в Казани совместно с выпускницей факультета филологии и истории Елабужского института КФУ Зухрой Бикмухаметовой, которая выступила исследователем-стажером.
– Каковы результаты проекта?
– Мы проводили качественное исследование, используя методы интервью и включенного наблюдения, для того, чтобы познакомиться с татарской рэп-сценой и рэп-сценой Казани в целом. Данное направление было выбрано при помощи социологического опроса учащихся школ, студентов высших и средних специальных учебных заведений про культурные практики, субкультурные солидарности. На одном из первых мест оказался именно рэп. К тому же в нашей стране рэп как часть хип-хоп культуры начал набирать обороты. В процессе работы мы брали интервью не только у тех, кто выступает и читает рэп, но и у людей, которые непосредственно находятся в этой «тусовке». В конечном итоге оказалось, что русская и татарская рэп-сцена очень тесно взаимосвязаны, но при этом имеют определенные границы, касающиеся не только языка.
По итогам исследования был снят фильм «Хип-хоп сцена в Казани», который размещен в свободном доступе в интернете.
– Какие выступления других участников показались ценными?
– Мои коллеги из Санкт-Петербурга, которые также были участниками проекта Российского научного фонда, представили очень интересные работы. Например, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Алина Майборода выступила с докладом об аниме-сообществе и воркауте в Махачкале, а Дмитрий Омельченко, аналитик Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ, рассказал об этике исследователя при съемке социологических документальных фильмов. В частности, основывался на фильмах, реализованных в рамках проекта Российского научного Фонда, про городскую молодежь в разных городах России, в том числе и про хип-хоп сцену Казани.
– Над каким направлением Вы работаете сейчас?
– Во-первых, с коллегами из Санкт-Петербурга дорабатываем статью, которая связана с темами наших выступлений, для англоязычного издания. Во-вторых, вместе с моим научным руководителем Еленой Омельченко занимаемся написанием методологической статьи по материалам исследования лиц после тюремного заключения.
– Как думаете, какие темы для исследований будут актуальны через 10 лет?
– Очень сложно спрогнозировать развитие тех или иных явлений, поэтому предполагать, думаю, не стоит.
Источник: kpfu.ru