Ещё 15 лет тому назад идея превратить Елабугу в туристический город вызывала скептические улыбки. А в настоящее время туристический поток настолько возрос, что приходилось задумываться о том, как же сориентировать иногородних гостей, чтобы они быстро и без затруднений смогли добраться до нужного музея, памятника, той или иной достопримечательности.
И вот здесь как нельзя кстати оказался проект туристической навигации, реализованный в рамках государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан» при поддержке Президента РТ Р.Н.Минниханова. Туристические карты города, указатели, пюпитры с информационными материалами — всё это можно сейчас увидеть в исторической части Елабуги. Размещённые на красивых, отлитых из чугуна конструкциях, они органично вписались в хорошо сохранившуюся купеческую застройку. А открытие их прошло 1 августа в присутствии участников межрегиональной конференции ОНФ «Культура и духовность — основа укрепления гражданской идентичности народов России».
Приветствуя гостей, заместитель главы администрации ЕМР З.Х.Сунгатуллина отметила, что проект осуществлён на пике туристического сезона. Это поможет более комфортно находить необходимые объекты, тем более, что в последние годы увеличивается число путешествующих самостоятельно людей, которые должны по достоинству оценить нововведение.
«Мы живём в знаменательную эпоху, — сказал координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, президент института «Высшая школа экономики» П.А.Жбанов, — когда российские города переходят от принципа распределения трудовых ресурсов к конкуренции между собой за человека, за то, чтобы не было оттока населения, а люди могли самореализовываться в родном городе. И здесь очень многое зависит от культуры городской среды, которую мы видим в Елабуге, когда город не энергетический вампир, а, наоборот, — место, в котором заражаешься энергией, где хочется остаться и жить».
Заместитель председателя Государственного комитета по туризму РТ А.И.Абдрашитов сообщил, что до конца года планируется установить элементы туристической навигации в виде указателей для автомобилистов, чтобы, начиная с федеральной трассы М-7, путешественники могли легко добраться до основных объектов туристического показа. Представил он также и автора проекта Елену Зотову. Её первой работой стала «Карта города Казани». Затем вместе с помощником президента республики О.А.Балтусовой они подготовили презентацию элементов туристической навигации для столицы Татарстана. Она была одобрена Р.Н.Миннихановым и реализована в Казани в 2013 году в канун Универсиады.
Как сказала О.А.Бултусова: «Над туристической навигацией в Елабуге мы трудились большим очень слаженным коллективом и нам очень приятно, что сегодня она украшает город. Мы старались, чтобы тексты были написаны лаконично, красиво, чтобы прочитать и понять их могли и дети, и иностранцы. Все они написаны на трёх языках — русском, татарском и английском».
Под аплодисменты собравшихся была открыта туристическая карта Елабуги, расположенная на пересечении улиц Казанской и Спасской, а собравшиеся отправились в Музей истории города, где их ожидало следующее (но не последнее в этот день) открытие — зала «Истории советского быта».
Торжество началось в духе того времени: под дробь барабанов и звуки пионерского горна с рапорта заведующей Музеем истории города Е.А.Кашаповой, облачённой в пионерскую форму, генеральному директору ЕГМЗ Г.Р.Руденко.
«Подобные музеи, — сказала Гульзада Ракиповна, — есть уже в разных городах, но мы сегодня хотели бы продемонстрировать возможности частно-государственного партнёрства, на основе которого создан этот зал. Я благодарю Рустема Валиахметова за ту идею, с которой он пришёл в этот музейный мир, мир культуры и туризма».
С директором Музея соцбыта, заслуженным работником культуры РТ Рустемом Валиахметовым нам удалось поговорить несколько ранее и вот что он рассказал, отвечая на наши вопросы:
«В 1991 году при Казанском университете образовалась студенческая студия, которая прошла трудный путь, завершившийся созданием музея. Он стал одним из брендов Казани, одной из визитных карточек столицы Татарстана.
Это старейший проект на тему Советского Союза, который первым обозначился как музей. То есть Казань оказалась в авангарде, здесь всё это было концептуализировано и превращено в полноценную музейную тематику. Чем в принципе я занимаюсь уже 27 лет.
У нас открыто 8 филиалов, в том числе в Санкт-Петербурге, Париже и Анталии. Наши музеи охватывают семидесятые-восьмидесятые годы, период до и после Олимпиады в Москве. Интерес к ним большой. И не только в России, где это естественно, поскольку многие люди вспоминают вещи, знакомые им с детства. Мы с успехом показываем свои экспозиции за границей, ведя рассказ о стиле жизни, рождённом в закрытой стране».
В Зале истории советского быта в Елабуге можно увидеть детские игрушки, атрибутику пионерии, экспонаты, характерные для молодёжной среды, и предметы домашнего быта. Большая часть их хранилась в фондах Елабужского государственного музея-заповедника, что-то предоставил Р.Валиахметов. Кроме того, он привёз на открытие зала подарки, в числе которых вещи, принадлежавшие известным рок-музыкантам.
На небольшом отрезке пути от Музея истории города до нового Музея современного этноискусства участников торжественных открытий встречали песнями фольклорные коллективы, а студенты колледжа культуры и искусств исполнили танцевальную композицию в народном стиле.
Г.Р.Руденко рассказала, как долго музей-заповедник вместе с участниками проводимых им художественных проектов ждал этого музея. Открытие его стало возможным после того, как по распоряжению Президента РТ Р.М.Минниханова были выделены деньги на покупку здания. После официальных приветственных речей все были приглашены вначале на второй этаж, в залах которого было представлено более ста избранных произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, созданных во время Международных арт-симпозиумов разных лет.
Осмотрев экспозицию, гости спустились на первый этаж, где состоялось торжественное открытие выставки произведений испанского скульптора Розы Серра. К сожалению, сама автор не смогла приехать в Елабугу и рассказ о ней зрители смогли услышать от её друга Жозе Мария Прата. Он посоветовал не просто смотреть на её работы, а трогать их руками, что позволяет лучше почувствовать энергетику, которую вложила в них автор. Жозе Мария сказал, что Роза Серра маленькая женщина, но создаёт порой большие скульптуры, которые лепит вначале из глины, а затем они отливаются в различных материалах — бронзе, алюминии, полиэстре.
Она известный в мире скульптор, её работы можно увидеть в разных странах. Получала она заказ и от Международного олимпийского комитета, в музее которого в Лозанне находятся 38 бронзовых скульптур, представляющих различные виды спорта. Часть из них в виде авторских копий из алюминия, окрашенных в яркие цвета, экспонируются на выставке в Музее современного этноискусства. Они посвящены хоккею, парному фигурному катанию, гребле, стрельбе из пистолета, бобслею, лыжам и другим видам олимпийских состязаний.
Вообще же излюбленной темой Розы Серра является изображение женщин: обнажённых и одетых в шелка; читающих, ожидающих, выпускающих птицу, прижимающих к себе детей; кокетливых, задумчивых, слушающих шелест сада, раскованных, смиренных, полных достоинства… И, конечно, любящих — до полного слияния со своей половиной. При этом Роза Серра практически не прорабатывает лиц, создавая не индивидуальные, а обобщённые образы. И чувства, которые владеют героями её произведений, ощущаешь не по мимике, а по позам и пластике фигур.
Часть скульптур испанской ваятельницы словно древнегреческие раритеты, извлечённые археологами из-под спуда земли. Они могут быть без голов, без рук и ног, но изящные линии и плавные формы в полной мере передают красоту человеческого тела. Манера Розы Серра такова, что многим, даже небольшие её скульптурам свойственны черты монументальности. Многие из них отлиты из бронзы, но, обрабатывая их затем различными кислотами, художница нередко добивается эффекта натуральных камней: серо-голубых, коричнево-жёлтых, тёмных с зеленоватыми разводами и других.
Выставка барселонского скульптора, которая будет экспонироваться на протяжении двух месяцев, стала безусловным украшением нового музея. Но это ещё не всё. В цокольном этаже здания со старинными сводчатыми потолками отныне разместились Интерактивные мастерские Елабужского государственного музея-заповедника, впервые открытые в 2007 году в дни празднования 1000-летия города в составе краеведческого комплекса.
Ныне это уже крупное подразделение ЕГМЗ, мастера которого владеют различными видами декоративно-прикладных искусств и ремёсел. И не просто владеют, а готовы поделиться своим умением с каждым, кто заглянет в Интерактивные мастерские. Здесь можно обучиться ткачеству, валянию, лозоплетению, вышивке, художественной росписи, гончарному ремеслу, живописи шерстью, макраме, лоскутному шитью, джутовой филиграни, канзаши, скрапбукингу, изготовлению изделий из тканей, лыка, бересты и многому другому.
Просторное помещение позволило разместить даже гончарную мастерскую с муфельной печью, с двумя большими и восемью миниатюрными электрическими гончарными кругами.
Словом, музей современного этноискусства приглашает и ждёт всех, кто любит и ценит прекрасное.
Источник: elabuga.com