Встреча сибиряков с искусством французских мастеров балета была короткой — всего два представления, но чрезвычайно яркой
Гости показали четыре одноактных балета в постановке современных хореографов, и в связке, в одной программе, они произвели на публику мощное впечатление. Уже в первый вечер овации начались сразу, как только закрылся занавес; весь зал встал. Артистов вызывали на поклоны в течение почти четверти часа четыре раза.
Если говорить о каких-то общих, базовых «параметрах», не могла не восхитить, скажем так, «откалиброванность» труппы: особенно в массовых сценах, точнее, в балетах «Искусство не смотреть назад» и «Времена года. Канон» совершенные, красивые тела смотрелись и были как на подбор — по росту, тренированности, соразмерности друг другу. А отточенность техники балерин и танцовщиков, их выученность во владении телом, а значит, и в решении сложных хореографических задач позволяла донести художественный замысел этих абсолютно разных постановок максимально выразительно, доводя накал ответных зрительских эмоций буквально до предела.
Добавлю, все показанные опусы бессюжетны, но от сцены невозможно оторвать глаз, так как жаль пропустить хотя бы одно движение: здесь, безусловно, проявилась гармония незаурядной и даже, можно сказать, выдающейся хореографии и ее блестящего воплощения балетом Парижской оперы. В трех из четырех балетов классическая музыка (Дебюсси, Бах, Вивальди) интерпретирована либо соединена с сочинениями современных авторов, что, несомненно, усиливает драматизм происходящего на сцене, ведь современная хореография по определению находится в «поколенческом» диалоге с балетной классикой.
Аплодируя в этот вечер артистам, большинство новосибирцев не подозревали, что рукоплещут они в том числе, а может, и в первую очередь художественному руководителю балета Парижской оперы Орели Дюпон. С 2016 года именно она определяет репертуар и художественную политику театра, которая состоит в том, чтобы в афише полноправно сочетались классика и авангард. И разные категории зрителей находили себе спектакль по душе. Сама мадам Дюпон танцевала на прославленной сцене с 16 лет и уже в двадцать пять была удостоена высшего звания в балетной иерархии — этуаль (звезда).
Руководитель балета Парижской оперы Орели Дюпон
Орели Дюпон также побывала в эти дни в Новосибирске и в кулуарах на мой вопрос, какая партия в классическом балете и какая в современном ею как балериной были особенно любимы, призналась: роль Маргариты в «Даме с камелиями» Ноймайера и Избранницы в «Весне священной», поставленной Пиной Бауш. А на пресс-конференции объяснила, что, по ее мнению, означает звание «этуаль» — это не что иное, как большой багаж знаний и возможность встретиться со множеством людей, в том числе выдающихся в своей профессии, известных…
— Именно этот багаж знаний я хочу разделить с теми, кто приходит в нашу труппу, — сказала она.
Еще обаятельнейшая этуаль заметила, что старается у себя в Париже смотреть все гастрольные балетные спектакли, а «российская школа балета — это то, что нас во Франции вдохновляет ежедневно». Мадам Дюпон не исключила следующих гастролей в нашем городе в ближайшей перспективе.
В финале пресс-конференции, в которой также принял участие худрук Новосибирского балета Денис Матвиенко, некоторые итоги завершающегося 73-го сезона НОВАТа подвел художественный руководитель театра Владимир Кехман.
— Этот сезон мы закончили с феноменальными экономическими результатами, — заявил он. — То есть либо мы плохо планируем, либо мы настолько хорошо работаем… Ничего не понимаю. Все результаты, которые мы запланировали, мы превысили практически на 20–30 процентов. И по количеству премьер, и по заполняемости залов, и по средней заработной плате.
Владимир Абрамович призвал журналистов в этой связи гордиться театром и спрогнозировал, что к 2020 году будет достигнута цифра в 550 тысяч зрителей, посетивших НОВАТ.
СПРАВКА
11 и 12 июля в афише Новосибирского академического театра оперы и балета были гастроли балета Парижской национальной оперы. Французская труппа представила балет «Фавн» (Faun) Сиди Ларби Шеркауи на музыку Клода Дебюсси и Нитина Соуни, созданный в 2009 году к 100-летию «Русских сезонов». Также новосибирцы увидели спектакль нидерландского хореографа Ханса ван Манена «Три гносианы» (Les trois gnossiennes) на музыку Эрика Сати — одну из самых известных работ мастера, поставленную в 1982 году. Балет «Искусство не смотреть назад» (The art of not looking back) — очень искренняя и личная работа израильтянина Хофеша Шехтера, в которой обостренная пластическая чуткость соединяется с мощной энергетикой и ритмическим напряжением. Канадский хореограф Кристал Пайт поставила балет «Времена года. Канон» (The seasons’ canon) на музыку Антонио Вивальди в интерпретации Макса Рихтера. В 2017 году за этот спектакль Пайт была удостоена балетного приза «Бенуа де ля Данс» как лучший хореограф.