Как-то одна будущая автоледи пришла домой после занятий и просит своего мужа объяснить ей: «Что такое торможение «изюм»? Мол, в автошколе проходили…» Ее муж, будучи опытным водителем, несколько растерялся и пообещал своей жене разузнать про торможение «изюм» у других водителей. Правда, на всякий случай спросил у жены: «А ты ничего не перепутала? Может, торможение «юзом»? Этот реальный случай рассказал мне один замечательный мастер производственного обучения вождению, попросту инструктор по вождению Лутфулла Габдуллович Якупов. И, надо сказать, таких невыдуманных историй в его практике наберется не один десяток. На целую книгу хватит! Вот только не собирается он писательствовать! А жаль… Из Лутфуллы Якупова получился бы отличный автор, рассказывающий увлекательные моменты «из жизни «чайников» – начинающих водителей». Повидал он их на своем веку немало. Судите сами. 5 лет инструкторской работы в школе милиции, плюс еще с десяток лет в автошколах города. Итого: уже лет 15 – ть, как обучает Лутфулла Габдуллович вождению елабужан. Признался: обучает с удовольствием, работу свою любит, считает ее интересной. Впрочем, она отвечает ему взаимностью: коллеги ценят, народ уважает. Я не обучалась вождению у этого инструктора, но, признаюсь откровенно, как-то моментально захотелось: попала под его обаяние. Интересный рассказчик и душевнейший человек. О себе он говорит, мол, «зверь я». Мне же кажется, лукавит. Но, если и зверь, то точно «белый и пушистый». Ну, не представляю я этого добродушного инструктора с великолепным чувством юмора и такта – рвущим и метущим во все стороны. Тому подтверждение – его ученики. Они отзываются о своем наставнике исключительно хорошо.
-Лутфулла Габдуллович, со скольки лет и сколько уже за рулем?
-С 18 лет. Послали учиться от военкомата перед армией. Был военным водителем. В армии дослужил до заместителя командира автомобильного взвода. Сейчас мне 55-ть. В 25-ть лет был уже первоклассным водителем…
-Скромно Вы о себе…
-Да не-е-ет (улыбается) Первоклассный в другом смысле. Я водитель первого класса. Поясню, все водительские категории даются не сразу. А некоторые категории так вообще требуют определенного стажа. Водительское удостоверение и категорию С я получил в 18 лет. На водителя второго класса и так далее надо было учиться дополнительно. Так постепенно я выучился и на категории B, D, E. Признаюсь, по жизни очень любил учиться.
-Вечный студент?
-Можно сказать и так (улыбается). Судите сами. Я работал. Учиться никто не заставлял, но я сам очень хотел. Потому и выискивал какие-нибудь объявления о курсах. Что-то заинтересует – иду учиться. Для этого брал направление, шел к руководству (оно, кстати, раньше такие стремления работника только приветствовало) и учился. Так, работая, параллельно осваивал что-нибудь новое. Выучился на водителя всех категорий: A, B, S, D, E. Потом по ним классы получал, затем выучился на автомеханика, электрогазосварщика, тракториста…
-Все специальности рабочие…
-Это еще не все. Далее с этой «темы» съехал, как говорится. Переключился на юридические дисциплины. Отучился в школе милиции, потом в нашем преподавательском ВУЗе, а вот на пенсии еще и на охранника выучился (смеется).
Шутки шутками, но если серьезно, у «вечного студента» даже имеется офицерское звание. Мой «герой» – капитан милиции! В отставке, правда. В конце 90-х Лутфулла Габдуллович вел автоподготовку в ЕССШМ. А по выходу на пенсию, после некоторого перерыва, в 2008-ом году пригласили Лутфуллу Якупова в одну из городских автошкол. С тех пор он и обучает: где-то правилам дорожного движения, а где-то правильному вождению. И, надо признать, что такого грамотного во всех отношениях преподавателя и первоклассного водителя – инструктора в одном лице в Елабуге днем с огнем не сыщешь. Вот и мой «герой» отметил, мол, «единицы их». Так что как тут не назвать «счастливчиками» или «везунчиками» тех, кем «рулил» инструктор Якупов? J
-Ваши ученики сдают экзамены в раз и с первого раза?
-В нашей системе «Вау!» не бывает! Это происходит крайне редко, чтобы вся группа сдала экзамен с первого раза! Это ж как сходить на рыбалку: сегодня улов, а завтра не клюет. Здесь точно также: с кем-то похвалишься, а с кем-то провалишься. Вот последний случай: из 5-ти человек до экзамена в ГИБДД дошли трое.
-Человек впервые сел за руль во время обучения. Вы интуитивно можете почувствовать: его это – водить авто или, как говорится, он «зря пришел»?
-Скажу честно, с первого дня занятий это тяжело определить. Все-таки какое-то время должно пройти. Но после нескольких занятий на территории школы, еще до выезда на «большую дорогу», в город, первые признаки того, о чем Вы говорите, начинают проявляться.
-А именно?
-Дело ведь даже не в самом вождении. А в том, как новичок садится в машину, как относится к своим удачам. Сразу начинает сдаваться, паниковать, если что-то не получается или пытается разрулить ситуацию, ищет выход. Может, он и ездил бы, но изначально настраивает себя на неуспех, вот и не получается. Очень важен настрой! И еще, в нашем деле очень важна мотивация!
-То есть…
-Есть такая категория учеников, которые приходят и сразу же, по-быстрому, хотят научиться ездить. Но как только понимают, что учиться водить авто – это тяжелый труд, бросают занятия. Получается, что в их случае нет мотивации, не пришло еще время, нет большой необходимости в обучении. Великая мотивация – это, конечно же, наличие авто. Вот, представьте, стоит возле дома машина и ждет тебя. Конечно же, такой ученик будет стараться. Или, например, работа – в одном месте, школа – в другом, а если еще у сына или дочки – кружки, то надо быть очень маневренным. Вот и появляется в такой семье необходимость водить машину. Правда, есть и такие случаи, когда учиться приходят за компанию.
-Ваш контингент учеников?
-В одно время, это примерно нулевые и до 2012-ого, в основном обучались женщины. Их было очень много. Видимо, какая-то волна захлестнула их. Большинство из них успешно ездят по городу. Сейчас в основном приходят молодые, очень много школьников. Людей в глубоко пенсионном возрасте нет. Жизнь сейчас намного динамичнее, чем раньше. Везде надо успеть!
-С кем Вам легче работается?
-Если человек очень активно участвует в обучающем процессе, то есть задает вопросы, сам дополнительно что-то читает, интересуется, то это только приветствуется! С общительным, открытым человеком комфортно: во время вождения с ним можно и об устройстве авто поговорить, и на любые другие отвлеченные темы, но при этом наблюдая за дорогой, разумеется.
-Признайтесь откровенно, у Вас есть «любимчики»?
-Мы все люди. Кто-то нам нравится, а кто-то нет. Естественно, с человеком, который постоянно молчит, все держит в себе, замкнут, очень тяжело работать. Но и таких приходиться учить. Порой, и слезы у молчуна могут выступить, а сказать что-то он боится. Но ведь объяснить ситуацию на дороге я обязан. Вот и приходится быть психологом. Без этих знаний никак! И надо учитывать еще и то, что есть люди обучаемые, а есть необучаемые. Легче, например, работать с женщиной в возрасте, чем с мужчиной в возрасте. С годами женщины становятся более гибкими, а вот до возрастных мужчин труднее достучаться. А интереснее обучать журналистов и врачей. Из журналистов, как показывает практика, получаются хорошие водители с активной жизненной позицией, они очень любознательные. А с врачами комфортно, потому что у них память очень хорошая, есть логика, мышление. И о-о-очень интересно наблюдать за тем, как женщина мыслит за рулем (улыбается).
-Приведите примеры.
-Говоришь, например, поверни направо, а она поворачивает налево или вообще может повернуть там, где совсем нет поворота. Или вот еще. Только женщины могут спросить: «Почему руль надо поворачивать вот так и показывают, как именно, или почему надо несколько раз крутить руль у автомобиля, а не как у мотоцикла повернуть лишь раз?» Мужчины такие вопросы не задают.
-И напоследок, скажите: сложнее сдать внутренний экзамен или автоинспекторам?
-Каждая автошкола выдает свидетельство о прохождении курсов вождения и, конечно же, мы несем ответственность за своего ученика. Мы должны гарантировать, что свидетельство выдано не зря. Поэтому внутренний экзамен (на территории автошколы) сдать намного труднее, чем в ГИБДД.
Мы еще о многом говорили с этим в буквальном смысле «первоклассным инструктором». И об увеличившемся времени обучения в автошколах до 4 месяцев, и о тех 56-ти часах, которые сейчас отведены на практическую часть занятий, и которых, как правило, недостаточно, и об ужесточении требований к водителям на дорогах. Даже о том, что в семье «героя» – все: супруга, сын и две дочери умеют водить авто – тоже поговорили. С Лутфуллой Габдулловичем интересной становится любая тема, даже, казалось бы, скучнейшая, на первый взгляд. Так что, теперь я точно знаю, что загадаю в новогоднюю ночь под бой курантов.
Автор: Лира Даутова