Городская электричка будет «летать» из одного конца областного центра в другой быстро и без пробок
К 2025 году в Новосибирске может появиться сеть городских электричек. Проект ее создания поддержал временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников. Об этом глава региона рассказал журналистам 17 января.
Скоростное сообщение, реализацию которого правительство области собирается осуществлять совместно с ОАО «РЖД», даст горожанам возможность добираться до отдаленных точек крупнейшего города Сибири в кратчайшие сроки, выверенные до минут.
— Сегодня на территории любого мегаполиса перемещаться только на одном виде транспорта невозможно. Это обязательно пересадки — метро, автобусы и так далее, — прокомментировал Андрей Травников. — В городах с большой площадью начинает весомую роль играть в том числе железнодорожный транспорт, который раньше считался пригородным, но из-за постепенного расширения мегаполиса фактически становится внутригородским. Хороший пример, повторить который на территории Новосибирска, может быть, не так просто — не только по затратам, но и по направлениям развития территории, — это реализация проекта в Москве. Центральная кольцевая дорога кардинально изменила транспортную инфраструктуру и даже стиль, способ перемещения гостей и жителей столицы по ее территории. У нас есть основания полагать, что это можно реализовать и в Новосибирске. Проект «Городская электричка» отчасти повторяет московский.
Предусмотрено строительство новых станций: трех на левом берегу Оби и одной в северной части правого берега. Предполагаются также строительство и реконструкция путевого хозяйства, в том числе формирование кольца, одна часть которого пройдет по левобережью города, другая — по правобережью и Новосибирскому району. В первую очередь станции появятся в перспективных, быстрорастущих жилых массивах. Кроме того, в проекте строительство пересадочных пунктов, чтобы у пассажиров была возможность комфортно пересесть с электрички в метро и наземный транспорт.
Проект «Городская электричка» (в разработке). Проект предусматривает организацию пригородного пассажирского железнодорожного сообщения на участке Новосибирск-Главный — Новосибирск-Западный — Клещиха — Чемской, тяготеющего к территориям существующих и развивающихся новых жилых массивов Чистая Слобода, Юго-Западный, Северо-Чемской, Южно-Чемской.
Проект «Городская электричка» планируют разбить на три этапа и завершить к 2025 году. Сначала предстоит развитие левого берега, потом правого, затем — закольцовка. Более отдаленная перспектива — новые направления к объектам притяжения пассажиров. Городская электричка будет ходить в район аэропорта Толмачёво, а также к крупным торговым центрам.
Рост стоимости проезда не предполагается, подчеркнул Андрей Травников. По расчетам специалистов Западно-Сибирской железной дороги, пассажиропоток увеличится, условно постоянные затраты снизятся и будет возможность сдерживать темпы роста тарифов.
Чтобы реализовать проект, потребуется объединить усилия власти и бизнеса, а именно железной дороги, регионального минтранса, департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, застройщиков. Таким образом, речь идет о мультимодальном транспортном проекте.
Муниципалитет должен принять решения, касающиеся развития дорожной инфраструктуры: как организовать подходы к платформам для пассажиров, обеспечить подвозящие маршруты общественного транспорта, обустроить остановки. Пересадочные узлы и систему наземного транспорта, в частности линии трамвая, область и город будут обеспечивать консолидированно.
Эксперты изучают объективную потребность горожан в реализации проекта, анализируют уже существующую маршрутную сеть наземного транспорта и метрополитена, перспективы ее развития, технологические возможности железной дороги. Оценочную стоимость проекта выполнит РЖД.
Крупнейшие проекты, которые серьезно повлияют на транспортную ситуацию в Новосибирске, — это не только «Городская электричка», но также развитие метрополитена, которое обсуждают на региональном уровне, возведение четвертого моста, перспектива реконструкции автодороги от Северного обхода до Толмачёво, завершение Восточного обхода города.
В целом создание привлекательной городской среды — одно из главных условий для привлечения инвестиций в наш регион и дальнейшего роста экономики.
Как в столице
Сторонники проекта «Городская электричка» в Новосибирске приводят в пример Московское центральное кольцо (МЦК), которое в 2015 году стало достойной альтернативой столичному метрополитену. Железнодорожное МЦК помогло разгрузить подземку и упростило сообщение между районами мегаполиса. Стало удобнее добираться до противоположных концов многомиллионного города, избегая многократных переходов и пересадок.
С учетом разбросанности Новосибирска, удаленности растущих жилых микрорайонов друг от друга в нем могли бы применяться решения, синтезирующие возможности всех видов транспорта, включая железную дорогу. Пути РЖД пересекают мегаполис в нескольких местах и позволяют двигаться без заторов, вне перегруженных автодорог.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ТРАВНИКОВ, временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области:
— Изначально это была инициатива Западно-Сибирской железной дороги. Коллеги вышли на меня с предложением реализовать проект «Городская электричка». Он предусматривает строительство новых станций: трех на левом берегу и одной на севере правого берега, а также строительство и реконструкцию путевого хозяйства, в том числе формирование кольца, часть которого проходит по левому берегу Оби, часть — по правобережью города и Новосибирскому району. Также проект предусматривает строительство пересадочных пунктов, когда есть возможность пассажирам комфортно пересесть с электрички в метро и наземный вид транспорта. Я к этому проекту отнесся очень позитивно, поддержал. Опыт других городов показывает, что сегодня электричка — это не только пригородное сообщение, а полноценный внутригородской транспорт. Есть высокие шансы реализовать подобную идею на территории Новосибирска и области.
В связи с тем, что проект предполагает несколько участников: РЖД, регион, муниципалитет, — я предложил мэрии города и городскому Совету предварительно обсудить, чтобы не только правительство региона вместе с РЖД принимали решение, а была проведена экспертная оценка на уровне муниципалитета.
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Без стратегии не может развиваться ни одна отрасль, в том числе транспортная. Члены комитета говорили об этом давно, и в прошлом году правительство нас услышало. Сейчас проведены торги на разработку транспортной стратегии Новосибирской области, где будут играть роль и земля, и вода, и воздух: автомобильные дороги, электрический, водный транспорт, аэропорт Толмачёво и так далее. Высаживаясь из городской электрички, пассажир должен двигаться дальше, поэтому необходимо обеспечить переход на другие виды транспорта. Эту стратегию, которая поможет взаимоувязать транспортные потоки, разрабатывает Сибирский государственный университет путей сообщения.
Ренат СУЛЕЙМАНОВ, заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска:
— Проект «Городская электричка» обсуждается в Новосибирске уже довольно давно, в течение нескольких лет. Я думаю, этот проект актуален, тем более кое-что для этого у нас уже сделано, например пересадочный узел в Академгородке. Обсуждался также вопрос об аэроэкспрессе в сторону Толмачево, Оби, о строительстве ветки. На мой взгляд, городская электричка поможет решить часть транспортных проблем, тем более что в связи с отсутствием федерального финансирования вопрос строительства очередных линий метро остается открытым. В этих условиях, естественно, надо использовать все возможности для удобства пассажиров, которые передвигаются по городу, в том числе железнодорожный транспорт.
Служба корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги:
«Существуют намерения, связанные с перспективным развитием транспортной доступности города Новосибирска за счет организации пригородного пассажирского железнодорожного сообщения.
Проводится изучение объективной потребности жителей города Новосибирска в реализации данных намерений, анализ существующей маршрутной сети наземного транспорта и метрополитена в городе Новосибирске, перспективы ее развития, технологические возможности железной дороги, городской транспортной инфраструктуры».