Андрей Травников возглавит комиссии по координации работы контрольных органов разных уровней
Как уменьшить груз проверок бизнеса и при этом не допустить роста количества нарушений? У служб, осуществляющих надзор, есть мнение, что полагаться лишь на законопослушание предпринимателей не получится — есть горький опыт у Ростехнадзора, например. Что делать? В региональном правительстве публично обсудили деятельность надзорных ведомств.
По поручению Президента России Владимира Путина в нашей стране была разработана и утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Ее целями являются снижение административной нагрузки на организации и предпринимателей, повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшение число смертельных случаев, заболеваний, отравлений и материального ущерба.
Почему надзирающих структур в стране много, проверка за проверкой, но искоренить проблемы не удается? Простой пример: по статистике, в России от травм, ДТП, отравлений ежегодно гибнет около 80 тысяч человек.
По линии Россельхознадзора за девять месяцев нынешнего года проведено более 1 500 проверок, из них 885 плановых и 667 внеплановых, выписано штрафов на восемь миллионов рублей. А между тем, по словам заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николая Власова, семена, поступающие на рынок, очень часто не соответствуют существующим требованиям. Это же можно сказать о кормах для животных. Понятно, что, если коров, свиней и кур кормить непонятно чем, вряд ли можно надеяться, что молоко, колбаса и яйца будут хорошего качества.
С промышленной безопасностью тоже все непросто. Как рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Трембицкий, с начала реформ количество проводимых проверок в России снизилось на 75 процентов. Иначе говоря, теперь предприятия сами должны заботиться о безопасности. Насколько хорошо они это делают, говорит простой факт: за девять месяцев нынешнего года работники сибирского управления Ростехнадзора выявили 99 тысяч различных нарушений.
Только на территории Новосибирской области произошло четыре случая причинения вреда жизни и здоровью граждан, три из них — со смертельным исходом.
Как же сделать так, чтобы и люди не страдали, и бизнес при этом развивался нормально?
Основные тезисы программы, принятой по инициативе Президента России, дают возможность объединить эти противоречивые задачи. По словам министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, принявшего участие в публичном обсуждении, сегодня необходимо перейти на систему умного контроля. Это предполагает внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
Другими словами, нужно распределить деятельность контрольных органов по видам риска. Кроме того, необходимо значительно усилить профилактику нарушений, ведь проще предупредить любую проблему, чем устранить ее последствия. Большое внимание также будут уделять внедрению информационных технологий.
Есть и еще один важный момент. Сегодня контрольно-надзорные ведомства различных уровней (федерального, регионального и муниципального) зачастую дублируют действия друг друга. То есть там, где было бы достаточно одной проверки, по факту проводят три. Поэтому Михаил Абызов предложил временно исполняющему обязанности губернатора Новосибирской области Андрею Травникову создать специальную комиссию, которая бы координировала действия органов различных уровней.
— Формат работы понятен — это обсуждение конкретных вопросов. Мы увидели по итогам сегодняшнего мероприятия, что самый высокий запрос — на прямой диалог между бизнесом и контрольно-надзорными органами. И мы такую возможность дадим, — подчеркнул Андрей Травников. — Проведение ежеквартальных публичных балансовых мероприятий предусмотрено приоритетной программой по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Они проводятся как на федеральном уровне, так и в территориальных подразделениях контрольно-надзорных органов, с приглашением инспекторов, руководителей территориальных органов, предпринимателей, а также представителей деловых и общественных объединений, бизнес-омбудсменов и журналистов. Этот революционно новый формат общения контролеров с проверяемыми помогает предпринимателям понять, как делать нельзя, а как делать можно.
КОММЕНТАРИИ
Михаил АБЫЗОВ, министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства:
— Исторически так сложилось, что федеральные, региональные, муниципальные контролеры друг друга зачастую дублируют. Мы работаем над тем, чтобы разграничить их полномочия, но важно уже завтра изменять формат работы с предпринимателями. Для них не имеет значения, с каким удостоверением к ним пришел инспектор. Поэтому мы приняли решение о создании комиссии, где будет проводиться сбор информации по вопросам работы госконтроля на всех уровнях. Федеральные руководители начнут координировать свою работу по контролю с региональными и муниципальными органами. Это очень важно, потому что порой мы сталкиваемся с непрофессионализмом инспектора, который намеренно оказывает давление на предпринимателя. Случаи такие есть, и в будущем необходимо их оперативно пресекать.
Сергей МЕНЯЙЛО, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе:
— Президент России Владимир Путин дал поручение снизить административную нагрузку на бизнес, уменьшить количество проверок. Контрольно-надзорная деятельность в регионах округа по снятию необоснованных административных барьеров для бизнеса в целом оценивается позитивно. В подготовленном Министерством экономического развития России рейтинге по итогам 2016 года в этой сфере Новосибирская область заняла первое место. В текущем году в регионах округа проведена подготовительная работа по внедрению риск-ориентированного подхода в систему контроля: приняты необходимые планы, нормативные правовые акты, соответствующая информация размещена на официальных сайтах. Также контрольные органы начали проводить публичные слушания, в ходе которых существующие проблемы обсуждаются с представителями бизнес-сообщества, общественных организаций и гражданами. Особое внимание уделяется совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности.