В последние годы среди современных барышень наблюдается тенденция – они осознанно и принципиально отказываются создавать семью, рожать детей. Объясняют тем, что насмотрелись на мучения своих подруг, одноклассниц и хотят жить только для себя.
«Мой ребенок государству не нужен»
25-летняя Настя недавно разошлась с мужем. Причина банальная – не выдержали юные супруги бытовых тягот. История обычная, таких миллионы по всей стране. После окончания педагогического колледжа Настя вышла замуж и, проработав всего год, забеременела. Пока сидела в декретном отпуске и получала детское пособие, свекровь (а молодые жили у нее) не высказывала недовольства.
Проблемы начались, когда дочке исполнилось 1,5 года. Денег нет, на работу не устроишься – малыша до трех лет в садик устроить большая проблема. Садиков с ясельными группами в городе по пальцам пересчитать, а в другие группы такого малыша не возьмут. Анастасия хотела устроиться на работу в детсад по месту жительства, чтобы водить туда же и дочку. –
Но меня не взяли, – рассказывает Настя. – Заведующая так и сказала: «Извини, надо мной начальство, которое по головке не погладит за нарушение». В общем, тупик. Денег нет. Чтобы их заработать, ребенка надо в садик отправить. Садика нет. Свекровь сразу отказалась полтора года с ребенком сидеть. Сказала как отрезала: «Сама рожала, сама смотри».
Настя бы рада, да ведь одной мужниной зарплаты в 30 тысяч рублей не хватало. И тогда она уговорила мужа отпустить ее на вечернюю работу – флористом в цветочный магазин. –
Хватило его ровно на месяц, – усмехнулась собеседница. – Понять можно. Приходит с работы, ему бы отдохнуть, а надо с дочкой играть, кормить. Свекровь демонстративно уходила в свою комнату. Я с работы возвращалась в 10 часов вечера. К тому времени муж был уже совсем измотан. Через месяц он потребовал, чтобы я сидела дома, тем более в цветочном магазине мне заплатили в два раза меньше, чем обещали.
Дальше – больше. Семейный бюджет трещал по швам, а тут еще свекровь потребовала оплачивать «коммуналку». Требование законное, как никак они втроем потребляют услуги, а она одна. Но денег не было. В доме начались скандалы. Свекровь ругалась с Настей, та огрызалась и пилила мужа, муж срывал зло на обеих женщинах. Через полгода молодая жена подала заявление на развод.
После суда Настя собрала вещи и съехала с квартиры мужа. К тому времени она нашла работу с проживанием – уход за престарелой женщиной. И зарплата сносная, и крыша над головой, хоть и временная, есть.
– Верни время назад, сто раз бы подумала, прежде чем выйти замуж и родить, – говорит Настя. – Декретный отпуск 1,5 года, он засчитывается в трудовой стаж матери, а в садик ребенка берут только с трех лет. Это какой-то абсурд! Получается, 1,5 года выживай как можешь. На милость государства надеяться нечего.
«Я воспитываю ребенка по телефону»
45-летняя Джамиля тоже одинокая мама. Чтобы обеспечить сносную жизнь себе и дочери-второкласснице, она уволилась из бюджетной организации и пошла работать водителем в городское АТП. Два месяца переучивалась на нужную категорию водительских прав, потом прошла стажировку и вот уже два года возит казанских пассажиров.
– Мой рабочий день длится 14 часов, – рассказывает Джамиля. – Три дня работаю, один отдыхаю. На руки получаю 43 – 45 тысяч рублей в месяц. Хватает на продукты, оплату съемной квартиры и танцевальных занятий дочери, на школу. О себе думаю в последнюю очередь, живу по остаточному принципу.
Отец дочери Джамили сразу же отказался помогать. Женщина не стала требовать алименты, решив, что справится сама. Да, справляется, но тяжело.
– Больше всего удручает, что дочку чаще всего вижу по видеосвязи на телефоне, – делится переживаниями Джамиля. – Обстоятельства научили ее самостоятельности, Малика сама возвращается из школы, делает уроки, разогревает еду. Но у меня душа не на месте, ведь она целыми днями предоставлена самой себе. Мама тоже одна нас с братом воспитывала, но в советские годы продленка была до 5 вечера, потом можно было остаться на занятия в кружке. Да и мама работала не по 14 часов, а, как и положено, 8. Вечером она всегда была дома.
Да, времена нынче иные, и многие женщины вынуждены пропадать на работе по 10 – 14 часов. Нормальный рабочий день себе могут позволить только те, у кого муж хорошо зарабатывает, родители помогают воспитывать внуков. Остальным приходится выбирать – либо зарплата (кстати, не всегда хорошая), либо общение с ребенком.
Ситуация Джамили не исключение, а явление скорее типичное в современном обществе. Сегодня главный добытчик в семье – это женщины. Заботясь о достатке, они работают сверхурочно, прихватывают выходные дни и не собираются от этого отказываться.
Они готовы работать еще больше, чтобы получать достойную зарплату и обеспечивать своих детей. При этом надеются только на свои силы и ничего не ждут от государства. – В годы моего детства было намного проще, в классе не было разделения на бедных и богатых. Одна единая форма, одинаковые канцелярские принадлежности, – продолжает Джамиля. – Сейчас дети уже в садиковском возрасте начинают выяснять, кто круче, у кого смартфон мощнее и кого на какой машине привозят. Девочек не оденешь в простую одежду. Пятилетки разбираются в брендах. Тех детей, чьи родители не могут себе позволить купить дорогие игрушки и одежду, порой начинают травить. Я не хочу, чтобы мою дочь дразнили, вот и выкладываюсь.
«Государство самоустранилось от помощи семьям с детьми»
Председатель национального родительского комитета России Ирина Волынец считает, что государству необходимо менять создавшуюся ситуацию: «Моя мама, как и я, многодетная, воспитала троих детей, но из-за того, что три раза была в декретном отпуске, непрерывный рабочий стаж у нее в три раза меньше, по сравнению с бездетными ровесницами. Поэтому сейчас она получает мизерную пенсию. Меня и представительниц моего поколения ждет то же самое. Я считаю, что это несправедливо и необходимо включать в трудовой стаж не только отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, но и по уходу до 3 лет, если есть подтверждение отсутствия места в яслях.
Дефицит мест в ясельных группах по-прежнему является актуальной проблемой в стране, и Татарстан не является исключением. В итоге женщина не только не имеет возможности выйти на работу, но и лишается права на нормальную пенсию.
Государство, на мой взгляд, самоустранилось от помощи семьям с детьми. Если мать-одиночка имеет доход ниже прожиточного минимума, то ей положено ежемесячное пособие. А вот если, например, у нее нет дефицита жилплощади, то пособия могут лишить, как это происходит повсеместно.
Одинокая мама, даже в случае 12 – 14-часовой занятости, вынуждена решать свои проблемы сама. С кем будет ребенок – на государственном уровне никого, увы, не волнует. Помочь таким женщинам можно посредством предоставления их детям места в яслях и детских садах вне очереди, а также выплачивая пособия с 1,5 до 3 лет в размере пособия до 1,5 лет.
Юные мамы, не имеющие профессии, должны быть под особой опекой государства. В жизни бывает всякое, и лучше стать мамой в раннем возрасте, чем решившись на убийство нерожденного ребенка, потерять репродуктивное здоровье и способность родить.
Нужны государственные программы поддержки молодых семей, которые помогали бы в решении жилищного вопроса, позволяли приобретать востребованные на рынке труда профессии, предусматривали достойные ежемесячные пособия. Здорово, если Татарстан будет отличаться от других регионов продуманной и более заботливой социальной политикой. Чтобы мы славились на всю Россию первенством не только в технологических инновациях, но и в заботе о наших детях и матерях».
Ситуацию прокомментировала и председатель Комитета Госсовета РТ по социальной политике, председатель Комиссии Госсовета РТ по контролю за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Светлана Захарова:
«Основная задача государства – реализовать право детей на дошкольное образование и предоставить возможность мамам максимально быстро вернуться к трудовой деятельности, не потеряв свои трудовые навыки.
В этих целях на заседании Госсовета РТ 18 марта 2019 года был рассмотрен и принят закон о внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, которым предусматриваются новые направления действий по демографии Стратегии – 2030, в том числе достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, что одновременно создаст условия для осуществления трудовой деятельности мам этих детей.
Наша республика решает вопросы обеспечения детей местами в детских садах комплексно и максимально оперативно. Только за период реализации Стратегии – 2030 в республике введено 93 новых детских сада для более 13 тысяч малышей и отремонтировано 267 детских садов.
Что касается вопросов пенсионного законодательства, в том числе в части периодов, засчитываемых в страховой стаж, то они относятся к вопросам ведения Российской Федерации и регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Принимая во внимание социальную значимость нестраховых периодов ухода за ребенком, они засчитываются в страховой стаж в установленном законом объеме: до достижения каждого ребенка возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство уже направлено на социальную поддержку женщин, родивших одного, двух, трех и четырех детей. Уверена, что уже в ближайшем будущем будут выполнены поставленные задачи по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, и вопрос об увеличении периода ухода за ребенком, засчитываемого в страховой стаж, станет неактуальным».
Источник: tatpressa.ru