Она застала и период дефицита с так называемым «блатом», и талонную систему отпуска товаров, и постперестроечные прилавки магазинов, и вот теперь еще и «век изобилия». Причем не по ту сторону прилавка, а находясь именно за прилавком, за кассой. Она — работник торговли. Попросту продавец. С солидным опытом работы. Более 30 лет! И это только в Елабуге! А начиналось все в родных Тетюшах, откуда родом и героиня нашего материала — обаятельнейшая и жизнерадостная женщина, старший продавец в одной из торговых точек города Надежда Захарова.
Откровения работника торговли о своей профессии, коллегах, покупателях и ассортименте товаров в разные времена — по случаю профессионального праздника. Напомним, День работника торговли отмечается в конце июля — под занавес уходящего месяца.
— Надежда Ивановна, примите поздравления по случаю профессионального праздника! Всех Вам благ и благодарных покупателей! А что бы Вы пожелали своим коллегам в праздник?
— Терпения! Большого человеческого терпения! Без него нам никак! Здоровья, конечно же, и зарплаты побольше (смеется — прим. автора). А еще очень хотелось бы, чтобы срок выхода на пенсию не повышали. Труд у нас очень тяжелый, все время на ногах, и нервы… нервы…
— Тем не менее Вы до сих пор в строю…
— Работу свою люблю! Очень люблю! Бывает, если не в смене, то уже не хватает девочек из коллектива, покупателей. Тянет на работу.
— Как Вас в свое время «потянуло» в эту профессию? С чего все начиналось?
— В продавцах я с 18 лет. Как закончила в свое время школу-магазин в Тетюшах, так сразу и начала работать в магазине. Был как-то перерыв в работе, но, как видите, вернулась сюда снова. Так больше и не уходила из этой сферы.
— У Вас в роду были продавцы? По чьим стопам Вы пошли?
— Я росла в деревне. У меня была соседка — тетя Галя Губернаторова. Она работала в магазине. Так вот, когда я со школы возвращалась поздно вечером домой — а на селе в то время освещения не было, темно кругом — я проходила через ее магазин и все время заходила туда. Ждала ее. И вот пока ждала, наблюдала за ней, смотрела и думала: какая интересная работа… А потом я дома в «магазинчики» любила играть…
— Доигрались?
— Точно! (смеется)
С 1989 года Надежда Ивановна Захарова работает в елабужской системе торговли. И ни разу за эти годы «не изменила» своей любимой профессии. Всегда ухоженная, опрятная, приветливая и очень милая Надежда Ивановна — просто эталон работника прилавка: ее ценит работодатель, уважают коллеги, и, что самое главное, доверяют покупатели. А это, согласитесь, дорогого стоит! Впрочем, героиня статьи и сама так считает. Она говорит, что добропорядочное отношение к покупателю, независимо от его статуса, возраста и, простите, состояния — должно быть превыше всего. «У настоящего продавца», — подчеркивает Надежда Захарова. С таким-то «золотым» отношением к своему делу неудивительно, что ей дарят цветы охапками. И не только в профессиональный праздник. Так, например, Надежда Ивановна до сих пор помнит 33 розы на свое 33-летие. Так что как строить правильные «взаимоотношения» с покупателем, Надежда Ивановна знает наверняка.
— В магазины кто только не заходит: и взрослые, и дети, и бабушки. С позитивом и, наоборот, с негативом, такие, которые хотят поругаться. Трезвые и пьяные. А что? И такие бывают. Люди-то все разные. Так вот, мы должны уметь чувствовать людей! Если даже потребуется, где-то быть психологами. Не зря, наверное, продавец и психолог на одну букву начинаются! Продавец должен быть терпеливым!
— О-о-о! Это сложно! Как Вам удается?
— Сложно! Не скрою! Но у меня был хороший учитель, который говорил: «Никогда не показывайте покупателю, что вы раздражены или недовольны. Лучше наклонитесь вниз, весь свой гнев выплесните туда, под прилавок, приговаривая: «тд-тд-тд», а потом поднимите голову и улыбнитесь. Это обезоруживает. Бывает, конечно, и срываюсь… Но уже дома. А на работе стараюсь держать при себе негативные эмоции. К сожалению, страдают близкие…
— А чем чаще всего недовольны Ваши покупатели?
— Мои покупатели в основе своей всегда довольны! Потому что в нашей торговой точке всегда все свежее, товар не залеживается, выбор есть. Недовольны лишь единицы. Это те, кто приходит за спиртным в то время суток, когда алкоголь уже под запретом. Наш магазинчик работает круглосуточно, но общепринятые правила мы не нарушаем. Так вот такие люди, разумеется, ругаются. Они остаются недовольны, потому что уходят ни с чем.
— А в остальном народ хороший?
— Хороший! По крайней мере в нижней части, где я работаю, люди хорошие! А какие бабули к нам приходят! Мы их между собой называем «ромашечки наши», «василечки»…
— А Вас как называют? По имени-отчеству, как указано в бейджике?
— Выучили уж все давно, как меня зовут. На бейджик и не смотрят. Я ведь в этой точке уже двенадцатый год работаю. А вот коллеги называют меня «Мусечкой» (смеется). Как-то кума моя назвала меня так, с любовью. Вот и приклеилось «Мусечка» ко мне.
— Что самое сложное, а что самое притягательное в работе?
— Самое сложное — бумажная работа. Каждую бутылку с алкоголем надо сверить по документам, чтобы «левого» товара не было. Получили товар, надо его по сертификату соответствия проверить, лицензию посмотреть, цены, срок годности и т. д. — все проверить, в компьютер внести. Ну а общение с людьми — для меня самое приятное.
— Вы же застали разные периоды в торговле: от времен, когда работник торговли был «царь и бог» для рядового советского человека, до дней нынешних, когда, как говорится, «есть всё: бери — не хочу!» Когда Вам работалось комфортнее: тогда или сейчас?
— Я действительно застала и дефицит, и талоны. Но вот что я хочу сказать по этому поводу. 30 лет назад, когда люди отоваривались по талонам, я работала в магазине №54. Мне на дни рождения приносили много-много цветов. На что директор говорил: «Это ты пока в торговле работаешь, пока дефицит товаров в стране есть, тебя все любят. Не будет дефицита, никаких знаков внимания, цветов — ничего этого не будет». Но вот прошло 30 лет, в стране все есть, но мне как дарили цветы, так и продолжают дарить. Выводы делайте сами.
— А покупатель 30 лет назад и сегодня? Какой он? Есть разница?
— 30 лет назад люди были проще. Что дают, то и брали. Выбора-то особо не было. Сейчас же покупатели более избирательные. И еще их отличает осведомленность и информированность. Телевидение и реклама делают свое дело.
— Какими качествами, по-Вашему, надо обладать, чтобы считаться Продавцом с большой буквы?
— Надо уметь сохранять спокойствие и быть терпимой. А вот взрывоопасной, озлобленной быть ни в коем случае нельзя!
— И напоследок. Что бы Вы пожелали или посоветовали тем юным девушкам, которые, как Вы в свое время, сейчас мечтают стать продавцами?
— Если хочется идти в продавцы, то пусть идут. Если тянет в эту сферу, почему бы и нет? Надо попробовать. Отговаривать я бы не стала.