Продавец и психолог — оба на букву «п»…

01.08.2018 20:12 0

Продавец и психолог —  оба на букву «п»…

Она застала и период дефицита с так называемым «блатом», и талонную систему отпуска товаров, и постперестроечные прилавки магазинов, и вот теперь еще и «век изобилия». Причем не по ту сторону прилавка, а находясь именно за прилавком, за кассой. Она — работник торговли. Попросту продавец. С солидным опытом работы. Более 30 лет! И это только в Елабуге! А начиналось все в родных Тетюшах, откуда родом и героиня нашего материала — обаятельнейшая и жизнерадостная женщина, старший продавец в одной из торговых точек города Надежда Захарова.

Откровения работника торгов­ли о своей профессии, коллегах, покупателях и ассортименте то­варов в разные времена — по слу­чаю профессионального празд­ника. Напомним, День работника торговли отмечается в конце июля — под занавес уходящего месяца.

— Надежда Ивановна, при­мите поздравления по случаю профессионального праздни­ка! Всех Вам благ и благодарных покупателей! А что бы Вы поже­лали своим коллегам в празд­ник?

— Терпения! Большого чело­веческого терпения! Без него нам никак! Здоровья, конечно же, и зарплаты побольше (смеется — прим. автора). А еще очень хоте­лось бы, чтобы срок выхода на пенсию не повышали. Труд у нас очень тяжелый, все время на но­гах, и нервы… нервы…

— Тем не менее Вы до сих пор в строю…

— Работу свою люблю! Очень люблю! Бывает, если не в смене, то уже не хватает девочек из кол­лектива, покупателей. Тянет на ра­боту.

— Как Вас в свое время «по­тянуло» в эту профессию? С че­го все начиналось?

— В продавцах я с 18 лет. Как закончила в свое время школу-ма­газин в Тетюшах, так сразу и нача­ла работать в магазине. Был как-то перерыв в работе, но, как видите, вернулась сюда снова. Так больше и не уходила из этой сферы.

— У Вас в роду были продав­цы? По чьим стопам Вы пошли?

— Я росла в деревне. У меня была соседка — тетя Галя Губерна­торова. Она работала в магазине. Так вот, когда я со школы возвра­щалась поздно вечером домой — а на селе в то время освещения не было, темно кругом — я проходи­ла через ее магазин и все время заходила туда. Ждала ее. И вот по­ка ждала, наблюдала за ней, смо­трела и думала: какая интересная работа… А потом я дома в «мага­зинчики» любила играть…

— Доигрались?

— Точно! (смеется)

С 1989 года Надежда Иванов­на Захарова работает в елабуж­ской системе торговли. И ни ра­зу за эти годы «не изменила» сво­ей любимой профессии. Всегда ухо­женная, опрятная, приветливая и очень милая Надежда Ивановна просто эталон работника при­лавка: ее ценит работодатель, уважают коллеги, и, что самое главное, доверяют покупатели. А это, согласитесь, дорогого сто­ит! Впрочем, героиня статьи и сама так считает. Она говорит, что добропорядочное отношение к покупателю, независимо от его статуса, возраста и, простите, состояния — должно быть пре­выше всего. «У настоящего про­давца», — подчеркивает Надежда Захарова. С таким-то «золотым» отношением к своему делу неуди­вительно, что ей дарят цветы охапками. И не только в профес­сиональный праздник. Так, напри­мер, Надежда Ивановна до сих пор помнит 33 розы на свое 33-летие. Так что как строить правильные «взаимоотношения» с покупате­лем, Надежда Ивановна знает на­верняка.

— В магазины кто только не заходит: и взрослые, и дети, и ба­бушки. С позитивом и, наоборот, с негативом, такие, которые хотят поругаться. Трезвые и пьяные. А что? И такие бывают. Люди-то все разные. Так вот, мы должны уметь чувствовать людей! Если даже по­требуется, где-то быть психоло­гами. Не зря, наверное, продавец и психолог на одну букву начина­ются! Продавец должен быть тер­пеливым!

— О-о-о! Это сложно! Как Вам удается?

— Сложно! Не скрою! Но у ме­ня был хороший учитель, который говорил: «Никогда не показывайте покупателю, что вы раздражены или недовольны. Лучше наклони­тесь вниз, весь свой гнев выплес­ните туда, под прилавок, приго­варивая: «тд-тд-тд», а потом под­нимите голову и улыбнитесь. Это обезоруживает. Бывает, конечно, и срываюсь… Но уже дома. А на работе стараюсь держать при се­бе негативные эмоции. К сожале­нию, страдают близкие…

— А чем чаще всего недо­вольны Ваши покупатели?

— Мои покупатели в основе своей всегда довольны! Потому что в нашей торговой точке всег­да все свежее, товар не залежи­вается, выбор есть. Недовольны лишь единицы. Это те, кто прихо­дит за спиртным в то время суток, когда алкоголь уже под запретом. Наш магазинчик работает кругло­суточно, но общепринятые прави­ла мы не нарушаем. Так вот такие люди, разумеется, ругаются. Они остаются недовольны, потому что уходят ни с чем.

— А в остальном народ хо­роший?

— Хороший! По крайней мере в нижней части, где я работаю, лю­ди хорошие! А какие бабули к нам приходят! Мы их между собой на­зываем «ромашечки наши», «васи­лечки»…

— А Вас как называют? По имени-отчеству, как указано в бейджике?

— Выучили уж все давно, как меня зовут. На бейджик и не смо­трят. Я ведь в этой точке уже две­надцатый год работаю. А вот кол­леги называют меня «Мусечкой» (смеется). Как-то кума моя назва­ла меня так, с любовью. Вот и при­клеилось «Мусечка» ко мне.

— Что самое сложное, а что самое притягательное в работе?

— Самое сложное — бумаж­ная работа. Каждую бутылку с ал­коголем надо сверить по докумен­там, чтобы «левого» товара не бы­ло. Получили товар, надо его по сертификату соответствия прове­рить, лицензию посмотреть, цены, срок годности и т. д. — все прове­рить, в компьютер внести. Ну а об­щение с людьми — для меня са­мое приятное.

— Вы же застали разные пе­риоды в торговле: от времен, когда работник торговли был «царь и бог» для рядового со­ветского человека, до дней ны­нешних, когда, как говорится, «есть всё: бери — не хочу!» Ког­да Вам работалось комфортнее: тогда или сейчас?

— Я действительно застала и дефицит, и талоны. Но вот что я хо­чу сказать по этому поводу. 30 лет назад, когда люди отоваривались по талонам, я работала в магазине №54. Мне на дни рождения прино­сили много-много цветов. На что директор говорил: «Это ты пока в торговле работаешь, пока дефи­цит товаров в стране есть, тебя все любят. Не будет дефицита, никаких знаков внимания, цветов — ниче­го этого не будет». Но вот прошло 30 лет, в стране все есть, но мне как дарили цветы, так и продолжа­ют дарить. Выводы делайте сами.

— А покупатель 30 лет назад и сегодня? Какой он? Есть раз­ница?

— 30 лет назад люди были про­ще. Что дают, то и брали. Выбо­ра-то особо не было. Сейчас же по­купатели более избирательные. И еще их отличает осведомленность и информированность. Телевиде­ние и реклама делают свое дело.

— Какими качествами, по-Вашему, надо обладать, чтобы считаться Продавцом с большой буквы?

— Надо уметь сохранять спо­койствие и быть терпимой. А вот взрывоопасной, озлобленной быть ни в коем случае нельзя!

— И напоследок. Что бы Вы пожелали или посоветова­ли тем юным девушкам, кото­рые, как Вы в свое время, сей­час мечтают стать продавцами?

— Если хочется идти в продав­цы, то пусть идут. Если тянет в эту сферу, почему бы и нет? Надо по­пробовать. Отговаривать я бы не стала.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Россияне назвали главные цели страны В Самарской области назначили нового начальника уголовного розыска В социальном магазине Елабуги организовали акцию в поддержку больного ребенка Под Сызранью мотоциклист опрокинулся на дороге и попал в больницу В Кемерово продолжают выяснять причины пожара ТЦ

Последние новости