Пряничное возрождение, или Как автор купинского бренда искала истинную рецептуру

Пряничное возрождение, или Как автор купинского бренда искала истинную рецептуру

Купинские пряники вернула из забытья жительница Купино Татьяна Бернякович

Она отыскала людей, которые помнили, как пекли традиционное русское лакомство их бабушки и прабабушки, и создала настоящий бренд своего района. Эти пряники заказывают уже жители других регионов и даже стран. Теперь Татьяна Викторовна беспокоится лишь о том, чтобы производитель, которому она передала рецептуру и свой опыт, «не предал» купинский пряник, сохранив натуральные ингредиенты и неповторимый вкус.

«Советская Сибирь» познакомилась с купинским брендом два года назад. А в год 100-летия нашей газеты Купинский краеведческий музей подарил редакции целых 100 пряников, которые отправились на самый главный журналистский форум «Вся Россия» в Сочи. Там этого кулинарного великолепия хватило не всем. Пряники расходились на ура. И нас все время спрашивали: что это такое, почему в Сибири, кто придумал? Так вот, придумала это все наша замечательная землячка.

Собрать осколки воспоминаний

Сначала Татьяна Бернякович и не помышляла ни о каких пряниках. Она работала директором Купинского районного музейного мемориального комплекса и по роду службы бывала в деревнях и селах, общалась со старожилами в поисках материала для ан­самбля аутентичного фольклора «Отчина», который создала сама. В тех беседах вдруг и возникла гастрономическая тема: старики вспомнили, как их мамы и бабушки пекли пряники на меду, которые называли «жамки», «хрущики». Это и навело на мысль собрать осколки воспоминаний и воссоздать, что называется, гастрономический бренд родной земли.

— Не сохранилось ни одной резной пряничной доски, на которой наши предки печатали те пряники, но воспоминания о них оказались живы, — говорит Татьяна Викторовна. — Одна бабушка мне рассказывала: «Писали по прянику мы, детьми когда были. Такие перышки тоненькие мама по два-три вязала и сахар вареный делала. Вот перышко то макай в жидкий сахар и рисуй себе, что хочешь. Больше «пашенка», «волны», «лапки» — такие рисунки делали. А то пальцами мама разрешала ставить яблочки да цветочки… Пряники пекли по великим праздникам. Вот под Рождество — ну, те без скоромного масла. А на Крещение — крестики, ангелы…» Другая бабушка говорила, что ее мама обязательно в тесто клала мед — без него какой пряник?

Методом проб и ошибок

Как пряник оказался в Сибири? Ведь он ассоциируется прежде всего со словом «тульский». Как выяснила Татьяна Викторовна, оказывается, первые поселенцы Купино, Чумашек, Мальково, Яркуля и других старых сел были родом из центральных областей страны. В метрических книгах она обнаружила, что напротив имен и званий некоторых переселенцев указаны места, откуда они прибыли, — Курская, Тульская, Белгородская, Архангельская губернии... А ведь эти самые губернии славились тем, что пекли там пряники тысячами пудов. И отвозили не только на ярмарки, но и за границу. Такие традиции, конечно, не могли забыть покидающие родину и отправляющиеся в далекую Сибирь люди. По словам нашей собеседницы, особенно много на территорию Каинского округа Западной Сибири переселилось курян.

— Это и были предки наших старожилов, — говорит собеседница. — Можно не сомневаться, что, перебираясь сюда, переселенцы везли с собой те самые «вырезки» — печатные доски, при помощи которых делали традиционные печатные пряники. Мы смогли восстановить рецептуру и разработали методику изготовления медовых пряников — вырезных, лепных, печатных. Сделали штампы для штучных мелких изделий — фигурок нашей, районной тематики: куропатка, лебедь, снегирь, тетерев, щука, конь. Вырезана даже пряничная доска для «подносных» — подарочных пряников.

Пряничное возрождение, или Как автор купинского бренда искала истинную рецептуру

Фото предоставлено Татьяной БЕРНЯКОВИЧ

Сделать все это было непросто. Татьяна Викторовна признается: в течение полугода она почти каждый день пекла пряники в поисках правильного рецепта. Методом проб и ошибок его удалось возродить. Правда, ценой набранных шести килограммов! Ведь выпечку надо было пробовать.

— Пряники пекутся из местного сырья — ржаной и пшеничной муки, на гречишном или донниковом меду, на сливочном масле... Пробовали использовать и натуральные красители, но пришли к выводу, что традиция купинского пряника — это все-таки белая глазурь или белая глазуревая роспись, — рассказывает Татьяна Викторовна.

Непровинциальный проект

В 2014 году Татьяна Бернякович решилась участвовать с купинским пряником во Всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел». Ее проект получил грант в размере 500 тысяч рублей и вошел в число двадцати лучших, хотя на победу претендовало 250 участников конкурса.

— Курировала наш проект Юлия Вронская — заведующая отделом международных проектов музея «Ясная Поляна», которая назвала его «вовсе не провинциальным, а современным, интересным», имеющим перспективу, способным принести славу нашему району «далеко за пределами региона». Журналист телеканала «Культура» Пьер Броше на презентации нашего пряника в Москве был так заинтересован, что предложил свою помощь в продвижении купинского пряника в Новосибирске. Но, на мой взгляд, наш бренд должен приносить славу той земле, на которой появился, — улыбается Татьяна Викторовна.

Пряничное возрождение, или Как автор купинского бренда искала истинную рецептуру

Татьяна Бернякович с Пьером Броше. Фото предоставлено Татьяной БЕРНЯКОВИЧ

На средства гранта музей приобрел оборудование, создал мастерскую, где сотрудники стали проводить мастер-классы по изготовлению купинского пряника. На эти занятия из деревень приезжали целые группы. Сотрудники рассказывали детям и взрослым, почему этот пряник именно такой. Почему он изображает рыб и птиц, домашних животных, ангелов… Оказывается, в стародавние времена такие пряники могли по полгода держать на божнице, а потом отдавали детям и домашним животным, чтоб здоровыми были.

Депутаты Купинского района и гости из области попробовали фирменные пряники еще в декабре 2013 года. В сентябре 2015-го пряник уже официально, как новый бренд Купинского района, презентовали на торжественном юбилейном мероприятии. Специально к этому событию Татьяна Бернякович написала песню, которую исполнила вокальная группа «Купола». Каждый из нескольких сотен гостей праздника получил в подарок пряник.

— Только за 2014–2015 годы наш пряник попробовали более двух тысяч человек. Крещенские пряники мы дарили всем, кто пришел окунуться в прорубь. Дарили на спортивных соревнованиях, привозили в Новосибирск на день рождения Октябрьского района. Нам стали его заказывать из Германии Казахстана, Алтайского края.

Пряник попал в хорошие руки

Создав прекрасный бренд, Татьяна Бернякович волнуется о его дальнейшей судьбе. Это зависит от людей, которые будут пряник изготавливать. То, что великолепный продукт, которым можно гордиться и который создает славу Купинского района, можно похоронить, превратив в «сладкую лепешку», Татьяна Викторовна убедилась, когда по личным обстоятельствам была вынуждена передать изготовление пряника другому человеку.

— Я пришла в ужас от того, во что пряник превратился. В нем даже не было меда, — говорит она. — Я сказала, что есть закон, что за мной остаются авторские права. Если пряник не передадут ответственным людям, я подам в суд.

Но, кажется, этого делать не придется. Нашлись единомышленники, в том числе глава Купинского района Владимир Шубников, которые понимают, что качество купинского пряника должно быть на высоте, чтобы не было стыдно. Изготовление фирменного лакомства берет на себя КФХ Николая Ивановича Глагольева.

— Пряник попал в очень хорошие руки, — убеждена Татьяна Бернякович. — Это знаменитая семья, у нее свои хлебные поля, своя пасека. Они согласны сохранить марку, лейбл, поставить этикетку «автор проекта» — мне больше ничего не надо. Я передам рецептуру, технологические карты, фотоальбом, сделаю по килограмму теста трех видов, покажу, как быстро формовать. Я сказала, что буду сопровождать производство в течение полугода. Чтобы в дальнейшем это был именно купинский медовый пряник. Кстати, он хранится более года и даже засохший остается вкусным. Мы проверяли это сто раз.

Татьяну Викторовну Бернякович новый производитель спросил, каких отчислений от продажи пряника она хочет. Женщина ответила, что ей… ничего не надо. Вот такое бескорыстие. Единственная ее просьба — чтобы на торжестве в честь дня рождения района производитель дарил каждому гостю в зале (там 400 мест) знаменитый пряник.

— Есть вещи, которые не купишь за любые деньги. Я думаю, к ним относятся честь, гордость, престиж — они не позволяют человеку делать что-то плохо, даже если никто этого не узнает, не увидит. Такое же отношение, я думаю, должно быть к нашему купинскому прянику. Хочется, чтобы те, кто его попробовал, кто привез его из нашего района кому-то в подарок, говорил о нем только в превосходной степени. Ведь это справедливо. Пряник вернулся, чтобы больше не потеряться.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Отец Григорий костромичам: «Главное во время поста — не запреты в еде!» Новые успехи Студенческих отрядов В Костроме начали готовить купели к крещенским купаниям Мошенник из Самары продал 1,5 миллиона несуществующих медицинских масок гражданину Китая Книга недели: Писатели и любовники, Лили Кинг

Последние новости