Аграрии объяснили, почему без субсидирования железнодорожных перевозок экспортировать будущий урожай невыгодно
Впланах Новосибирской области увеличить экспорт зерна. Но поскольку до портов далеко, зернопроизводители говорят о необходимости снижения транспортных расходов. Тему господдержки эксперты обсудили на совещании 22 августа, которое провел заместитель губернатора Новосибирской области Вячеслав Ярманов.
Напомним, руководство страны ставит перед аграриями очень важную задачу — развивать экспортный потенциал. Замгубернатора подчеркнул: в нашем регионе реализация зерна идет в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В соответствии с этим глобальным документом создан проект и на региональном уровне. С какими сложностями сталкиваются аграрии? Участники совещания — представители хлебоприемных и сельскохозяйственных предприятий, зернотрейдеры — поделились мыслями на этот счет.
Регион в приоритете
Чтобы увеличить экспорт, необходимо эффективно формировать маршруты, отметил Владимир Печеный, замгендиректора по региональному развитию АО «Объединенная зерновая компания». В планах ОЗК — создавать зерновые грузоформирующие узлы, причем Новосибирская область относится к приоритетным. Компания располагает парком вагонов и планирует его увеличивать. Это поможет улучшить взаимодействие с регионами.
— Очень рассчитываем на дальнейшую совместную работу по долгосрочному партнерству, — подчеркнул Владимир Печеный, обращаясь к представителям Новосибирской области. — Рассчитываем предложить к следующему сезону долгосрочные контракты с вашими производителями с более четким пониманием условий взаимодействия.
Денис Деменков, руководитель ООО «ОЗК Юг», заверил, что компания планирует не снижать, а, напротив, увеличивать объем закупок. В 2018 году в Новосибирской области приобрели и вывезли 350–400 тысяч тонн — это достаточно большой объем. Аккредитация элеваторов и сельхозпроизводителей продолжается. Причем в 2019 году на территории региона будет работать представительство компании: специалисты планируют выезжать на места и проверять, есть ли у того или иного сельхозпроизводителя зерно заявленного качества. Взаимодействие будет налажено.
Что же касается ситуации на рынке, она вносит свои коррективы. — Экспортная цена, которая на сегодня сформировалась, к нашему сожалению, значительно упала по сравнению с началом года, — констатировал Денис Деменков. — В начале года она была от 210 до 250 долларов за тонну. Но мировой рынок изме нился, и сегодня цены упали до 192–193 долларов за тонну. В таких условиях остро встает вопрос, насколько сибирским предпринимателям выгодно поставлять зерно — с учетом транспортировки.
Без льготного тарифа тяжело
Новосибирская область расположена на большом расстоянии от основных рынков сбыта — и от Дальнего Востока, и от юга страны. Поэтому перевозки — серьезная проблема. —
Новые тарифы на тридцать процентов выше, чем месяц назад. То есть мы заказываем вагоны на октябрь — едем на тысячу рублей дороже, — поделился сложностями предприниматель Владимир Арбатский и высказал пожелание, чтобы такие вещи регулировались.
Льготный тариф дает возможность уравнять сельхозпроизводителей Новосибирской области в правах с аграриями из южных регионов, отметил Сергей Екимов, бизнесмен из Карасукского района, но в прошлом году такого инструмента поддержки не было. —
Сельхозпроизводители закупили технику, увеличили поля, но, когда у нас нет поддержки со стороны государства, нашему зерну конкурировать трудно. Без этого финансового инструмента, без льготного тарифа, нам будет очень тяжело, — подчеркнул Сергей Екимов.
Представители ОЗК согласились, что без субсидирования железнодорожных перевозок «разрулить» ситуацию сложно. И пообещали работать в этом направлении, в том числе формируя собственные возможности, собственный парк вагонов. Это позволит снизить нагрузку и выйти к справедливой цене, которая устроит всех.
Вячеслав Ярманов заявил, что возможность транспортного субсидирования отрабатывается.
— Этот вопрос однозначно будем поднимать, не только я как заместитель губернатора Новосибирской области, но и соседние субъекты — Омск, Томск, Алтайский край, Кемеровская область. Вопрос у нас одинаковый, и мы обязательно будем продвигать эту тему, — сказал он.
Диалог с Минсельхозом России продолжится, заверил спикер.
По прогнозу прирост
Региональный проект предусматривает, что к 2024 году экспорт зерна вырастет в 2,5 раза — до 29,2 миллиона долларов США. О том, как идет работа, рассказал министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко.
По производству зерновых и масличных культур Новосибирская область является профицитным регионом, подчеркнул глава профильного ведомства. В 2018 году урожай зерновых и зернобобовых культур после доработки составил 2 миллиона 494 тысячи тонн. Прогноз на 2021 год — 2 миллиона 700 тысяч тонн, на 2024-й — 3 миллиона тонн. Таким образом, ожидается прирост производства зерна за шесть лет на 20,3 процента. Это будет возможно за счет увеличения урожайности яровой пшеницы, ячменя, кукурузы.
В прошлом году масличные культуры дали 156,9 тысячи тонн, а в 2024 году эта цифра должна увеличиться до 342,7 тысячи тонн. Прирост в 2,2 раза будет возможен за счет диверсификации посевных площадей — больше земли будет отдано под высокомаржинальные экспортно ориентированные культуры. Уже увеличена доля рапса ярового, льна масличного, подсолнечника на маслосемена, сои.
В прошлом году с элеваторов региона по железной дороге было отправлено около 700 тысяч тонн зерна. Это вдвое выше уровня 2017 года. На экспорт пошло 459 тысяч тонн зерна — в 6,5 раза больше, чем в предыдущем году. За январь — август текущего года отгружено 545,8 тысячи тонн, в том числе на экспорт — 223,7 тысячи тонн.
Что же касается урожая текущего года, приняты рабочие планы от муниципальных районов, сделан провизорный баланс зерна. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составит 2,5 миллиона тонн в весе после доработки (на уровне 2018 года) при средней урожайности 17,7 центнера с гектара. Это полностью обеспечит внутреннюю потребность области и позволит сохранить высокие темпы экспорта. Профицит зерна оценивается более чем в 800 тысяч тонн, в том числе экспорт — в 470 тысяч тонн.
Комментарий
Анатолий Степанов, председатель совета Ассоциации руководителей сельхозпредприятий Новосибирской области:
— Если возьмем все затратные составляющие — запчасти, горючее, удобрения, средства защиты растений, НДС — и посмотрим на динамику с 2015 года, цифры идут вверх. А закупочные цены идут в обратную сторону. Этот разрыв все более давит. По всей экономической науке и практике отдаленные регионы должны получать большие закупочные цены... Сегодня себестоимость формирует упрощенная технология: посеял — убрал. Минимум затрат. Если мы не поднимем урожай, не будет ни потенциала, ни экспорта, ни денег. А чтобы поднять урожайность, надо технически переоснащаться, нужны деньги. А где деньги? У государства вечно просить — дайте субсидии? Не в субсидиях дело. Дело в технологической цепочке, и мы говорим о справедливости распределения затратно-доходной части. Все решается очень просто: всем одинаковые условия. Если не хватает, давайте просить помощи у государства. Другого не дано.
Факт
Новосибирская область поставляет зерновые и маслич ные культуры в китай, Монголию, Азербайджан, Литву, Латвию, Иран, Пакистан, Египет и страны таможенно го союза — Бело руссию, казахстан. Основные направле ния отгрузки зерна внутри России — Новороссийский морской порт, Санкт-Петербург, Ленинградская, Липецкая, тверская, Московская области. География поставок постоянно расширя ется.