Пути зерна на рынок

Пути зерна на рынок

Аграрии объяснили, почему без субсидирования железнодорожных перевозок экспортировать будущий урожай невыгодно

Впланах Новосибирской области увеличить экспорт зерна. Но поскольку до портов далеко, зернопроизводители говорят о необходимости снижения транспортных расходов. Тему господдержки эксперты обсудили на совещании 22 августа, которое провел заместитель губернатора Новосибирской области Вячеслав Ярманов.

Напомним, руководство страны ставит перед аграриями очень важную задачу — развивать экспортный потенциал. Замгубернатора подчеркнул: в нашем регионе реализация зерна идет в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В соответствии с этим глобальным документом создан проект и на региональном уровне. С какими сложностями сталкиваются аграрии? Участники совещания — представители хлебоприемных и сельскохозяйственных предприятий, зернотрейдеры — поделились мыслями на этот счет.

Регион в приоритете

Чтобы увеличить экспорт, необходимо эффективно формировать маршруты, отметил Владимир Печеный, замгендиректора по региональному развитию АО «Объединенная зерновая компания». В планах ОЗК — создавать зерновые грузоформирующие узлы, причем Новосибирская область относится к приоритетным. Компания располагает парком вагонов и планирует его увеличивать. Это поможет улучшить взаимодействие с регионами.

— Очень рассчитываем на дальнейшую совместную работу по долгосрочному партнерству, — подчеркнул Владимир Печеный, обращаясь к представителям Новосибирской области. — Рассчитываем предложить к следующему сезону долгосрочные контракты с вашими производителями с более четким пониманием условий взаимодействия.

Денис Деменков, руководитель ООО «ОЗК Юг», заверил, что компания планирует не снижать, а, напротив, увеличивать объем закупок. В 2018 году в Новосибирской области приобрели и вывезли 350–400 тысяч тонн — это достаточно большой объем. Аккредитация элеваторов и сельхозпроизводителей продолжается. Причем в 2019 году на территории региона будет работать представительство компании: специалисты планируют выезжать на места и проверять, есть ли у того или иного сельхозпроизводителя зерно заявленного качества. Взаимодействие будет налажено.

Что же касается ситуации на рынке, она вносит свои коррективы. — Экспортная цена, которая на сегодня сформировалась, к нашему сожалению, значительно упала по сравнению с началом года, — констатировал Денис Деменков. — В начале года она была от 210 до 250 долларов за тонну. Но мировой рынок изме нился, и сегодня цены упали до 192–193 долларов за тонну. В таких условиях остро встает вопрос, насколько сибирским предпринимателям выгодно поставлять зерно — с учетом транспортировки.

Без льготного тарифа тяжело

Новосибирская область расположена на большом расстоянии от основных рынков сбыта — и от Дальнего Востока, и от юга страны. Поэтому перевозки — серьезная проблема. —

Новые тарифы на тридцать процентов выше, чем месяц назад. То есть мы заказываем вагоны на октябрь — едем на тысячу рублей дороже, — поделился сложностями предприниматель Владимир Арбатский и высказал пожелание, чтобы такие вещи регулировались.

Льготный тариф дает возможность уравнять сельхозпроизводителей Новосибирской области в правах с аграриями из южных регионов, отметил Сергей Екимов, бизнесмен из Карасукского района, но в прошлом году такого инструмента поддержки не было. —

Сельхозпроизводители закупили технику, увеличили поля, но, когда у нас нет поддержки со стороны государства, нашему зерну конкурировать трудно. Без этого финансового инструмента, без льготного тарифа, нам будет очень тяжело, — подчеркнул Сергей Екимов.

Представители ОЗК согласились, что без субсидирования железнодорожных перевозок «разрулить» ситуацию сложно. И пообещали работать в этом направлении, в том числе формируя собственные возможности, собственный парк вагонов. Это позволит снизить нагрузку и выйти к справедливой цене, которая устроит всех.

Вячеслав Ярманов заявил, что возможность транспортного субсидирования отрабатывается.

— Этот вопрос однозначно будем поднимать, не только я как заместитель губернатора Новосибирской области, но и соседние субъекты — Омск, Томск, Алтайский край, Кемеровская область. Вопрос у нас одинаковый, и мы обязательно будем продвигать эту тему, — сказал он.

Диалог с Минсельхозом России продолжится, заверил спикер.

По прогнозу прирост

Региональный проект предусматривает, что к 2024 году экспорт зерна вырастет в 2,5 раза — до 29,2 миллиона долларов США. О том, как идет работа, рассказал министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко.

По производству зерновых и масличных культур Новосибирская область является профицитным регионом, подчеркнул глава профильного ведомства. В 2018 году урожай зерновых и зернобобовых культур после доработки составил 2 миллиона 494 тысячи тонн. Прогноз на 2021 год — 2 миллиона 700 тысяч тонн, на 2024-й — 3 миллиона тонн. Таким образом, ожидается прирост производства зерна за шесть лет на 20,3 процента. Это будет возможно за счет увеличения урожайности яровой пшеницы, ячменя, кукурузы.

В прошлом году масличные культуры дали 156,9 тысячи тонн, а в 2024 году эта цифра должна увеличиться до 342,7 тысячи тонн. Прирост в 2,2 раза будет возможен за счет диверсификации посевных площадей — больше земли будет отдано под высокомаржинальные экспортно ориентированные культуры. Уже увеличена доля рапса ярового, льна масличного, подсолнечника на маслосемена, сои.

В прошлом году с элеваторов региона по железной дороге было отправлено около 700 тысяч тонн зерна. Это вдвое выше уровня 2017 года. На экспорт пошло 459 тысяч тонн зерна — в 6,5 раза больше, чем в предыдущем году. За январь — август текущего года отгружено 545,8 тысячи тонн, в том числе на экспорт — 223,7 тысячи тонн.

Что же касается урожая текущего года, приняты рабочие планы от муниципальных районов, сделан провизорный баланс зерна. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составит 2,5 миллиона тонн в весе после доработки (на уровне 2018 года) при средней урожайности 17,7 центнера с гектара. Это полностью обеспечит внутреннюю потребность области и позволит сохранить высокие темпы экспорта. Профицит зерна оценивается более чем в 800 тысяч тонн, в том числе экспорт — в 470 тысяч тонн.

Комментарий

Анатолий Степанов, председатель совета Ассоциации руководителей сельхозпредприятий Новосибирской области:

— Если возьмем все затратные составляющие — запчасти, горючее, удобрения, средства защиты растений, НДС — и посмотрим на динамику с 2015 года, цифры идут вверх. А закупочные цены идут в обратную сторону. Этот разрыв все более давит. По всей экономической науке и практике отдаленные регионы должны получать большие закупочные цены... Сегодня себестоимость формирует упрощенная технология: посеял — убрал. Минимум затрат. Если мы не поднимем урожай, не будет ни потенциала, ни экспорта, ни денег. А чтобы поднять урожайность, надо технически переоснащаться, нужны деньги. А где деньги? У государства вечно просить — дайте субсидии? Не в субсидиях дело. Дело в технологической цепочке, и мы говорим о справедливости распределения затратно-доходной части. Все решается очень просто: всем одинаковые условия. Если не хватает, давайте просить помощи у государства. Другого не дано.

Факт

Новосибирская область поставляет зерновые и маслич ные культуры в китай, Монголию, Азербайджан, Литву, Латвию, Иран, Пакистан, Египет и страны таможенно го союза — Бело руссию, казахстан. Основные направле ния отгрузки зерна внутри России — Новороссийский морской порт, Санкт-Петербург, Ленинградская, Липецкая, тверская, Московская области. География поставок постоянно расширя ется.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Для болельщиков «Крыльев Советов» будет организован чартерный рейс в Грозный Эвакуированный ТЦ Империя заработал Депутаты в Костроме передумали одобрять повышение пенсионного возраста в пятницу В Самаре строительство пятой очереди набережной начнется в 2023 году Что делать, если застройщик банкротится?

Последние новости