Андрей Травников предложил парламенту вместе работать над новой редакцией стратегии развития области до 2030 года — с учетом пожеланий избирателей
Отчет главы региона на сессии Законодательного собрания стал одним из главных политических событий с начала года: достижения, приоритеты и проблемы, деятельность регионального правительства. Основной посыл временно исполняющего обязанности губернатора был критический: «Может, кому-то покажутся жесткими мои слова...»
Депутатский корпус принял этот настрой ради того, чтобы выявить все препятствия для совместного достижения поставленных целей.
Платформа для подъема есть, и достаточно прочная. Новосибирская область по многим показателям 2017 года сохраняет лидерство среди других регионов России. У нас выше темпы роста промышленности, оптовой и розничной торговли, сферы общественного питания, платных услуг. Глава региона признал успешным исполнение годового бюджета и тщательный подход при подготовке бюджета 2018 года, что позволило сформировать резервы для развития нескольких направлений. Андрей Травников считает, что можно использовать эти деньги для поддержки сельских товаропроизводителей и развития автодорожной сети, расположенной на территории сельских районов.
Такие акценты сделаны в докладе неслучайно. Тревожной темой в прошедшем году стало сельское хозяйство. Регион получил рекордный за последние семь лет урожай зерна, превысив на пятую часть объемы предыдущего года. Рынок испытывал давление продаж и, соответственно, снижение спроса. При неблагоприятной конъюнктуре часть урожая продали по ценам ниже себестоимости. Андрей Травников осенью сам занимался проблемами сбыта урожая и считает, что в этом году нужно перенастроить меры региональной поддержки АПК, а также обратиться с инициативой о корректировке мер федеральной поддержки.
— Я предлагаю министерству сельского хозяйства совместно с комитетами аграрной политики и по бюджету подготовить предложения по выделению дополнительных средств. Уже на следующей сессии Законодательного собрания рассмотреть эти предложения, определить самые необходимые направления и условия предоставления этой поддержки, — обратился к депутатам врио губернатора.
Накануне сессии стало известно, что совместными усилиями властей сформирован антикризисный план поддержки агрокомплекса на 2018 и 2019 годы. По предварительным подсчетам, из бюджета необходимо выделить дополнительно 500 миллионов рублей.
Вторая отрасль, требующая незамедлительного вмешательства, — состояние автодорог муниципальных районов области. Особое внимание в отчете Андрей Травников уделил анализу инвестиционной политики региона.
— Динамика инвестиций не вышла на приростные показатели. Мы в инвестиционной стагнации, — констатировал врио губернатора.
Для развития точек роста он считает необходимым привлечение большего числа резидентов в парковые проекты, поддержку экспорта, создание территорий опережающего развития на базе Маслянинского, Черепановского и Сузунского районов, рабочих поселков Линёво и Горный.
Если удастся сформировать новые флагманские проекты, связанные с импортозамещением и увеличением экспорта продукции, то нынешний трехпроцентный рост промышленности региона будет превышен. Андрей Травников поставил задачу войти в топ-20 регионов — лидеров по инвестиционной привлекательности.
Депутаты воспользовались возможностью задать врио губернатора вопросы.
— В какую сумму вы оцениваете размер бюджетной помощи дорожной отрасли и в какой срок?
Андрей Травников предложил найти дополнительные ресурсы для решения этой проблемы.
— С учетом 500 миллионов рублей остатков по этой отрасли, которые перешли с 2017 года, мы можем дополнительно изыскать и выделить еще один миллиард рублей. Таким образом, есть возможность дополнительно направить около 1,5 миллиарда рублей на дорожную отрасль, строительство и содержание дорожной сети. Решение необходимо принимать в кратчайшие сроки и внести поправки в региональный бюджет на ближайшей сессии Законодательного собрания, — сказал он.
— Что делать с крайне низкой обеспеченностью жителей Новосибирска медицинскими учреждениями?
— По результатам социологических опросов, нетипично высоко в рейтинге проблем находится сфера здравоохранения, — отметил глава региона. — Нам, очевидно, придется наверстывать упущения в этой отрасли за счет разных подходов, в том числе совместного с вами пересмотра приоритетов финансирования, новых подходов к государственно-частному партнерству.
— Будет ли продолжено строительство метрополитена?
— Очень сложная по затратам задача. Мы считаем, что в первую очередь должно быть завершено строительство Дзержинской линии с ее продлением на две станции, потом нужно продолжать Ленинскую линию. В долгосрочной перспективе — переход к строительству Кировской линии, — сказал Андрей Травников, уточнив, что при участии мэра Новосибирска Анатолия Локтя определена сумма затрат, которые предстоит обсуждать в федеральном правительстве.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Сейчас мы занимаемся разработкой закона об управлении государственной собственностью, о государственно-частном партнерстве, что сделает совместную с правительством работу более эффективной. На самом деле практика государственно-частного партнерства работает во многих регионах страны, и это не какое-то ноу-хау. У нас создана рабочая группа. Думаю, что мы выступим с конкретными предложениями и тезисами по этому законопроекту. В марте будем выносить этот законопроект в первом чтении на сессию.
Александр МОРОЗОВ, председатель комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— По оценкам депутатов, на неотложные меры поддержки АПК необходимо дополнительно выделить порядка 500 миллионов рублей. Проблема на сегодняшний день в том, что крестьянин не может выгодно продать собранный урожай. На старте основной своей кампании — посевной крестьянство испытывает колоссальные сложности. Нужна срочная поддержка, которая бы комплексно охватила все хозяйства области. Рабочая группа в течение следующей недели даст предложения о направлениях этой поддержки, чтобы на следующей сессии мы внесли соответствующие поправки в бюджет.
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Из-за сокращения доли акцизов доходная часть регионального дорожного фонда существенно сократилась. Мы получили огромную просадку по сельским дорогам — более чем наполовину упали объемы планового ремонта автодорог. Принимая бюджет, мы протоколом зафиксировали решение комитета о дополнительном миллиарде рублей. Глава области нашел обоснованным это решение.
Андрей ЖИРНОВ, член комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Законодательное собрание проделало в предыдущие годы гигантскую, я бы сказал, титаническую работу по корректировке прежнего концессионного соглашения по строительству четвертого моста. Благодаря этому гарантированный доход концессионера сократился с 91 миллиарда до 47 миллиардов рублей. 44 миллиарда экономии! Это больше годового бюджета Новосибирска, это больше шести годовых бюджетов Вологды! А если бы мы дали возможность правительству области так вершить дела, то получили бы жульническую концессию.
Владимир КАРПОВ, заместитель председателя Законодательного собрания:
— В 2017 году и трудовые коллективы, и руководители бизнес-структур работали в крайне непростых условиях. Результаты, о которых сказано в докладе главы региона, говорят о том, что нам есть чем гордиться. Но есть и вторая часть оценки, которая дана главой государства, когда он назначил Травникова временно исполняющим обязанности вместо прежнего губернатора.