Министерство труда и соцразвития региона пригласит детей наравне со взрослыми разрабатывать план Десятилетия детства
Впервые за всю новейшую историю России ее маленьких граждан решили спросить, чего же они сами хотят. Правда, для этого предстоит сначала выработать механизмы взаимодействия между детскими объединениями и властями.
На стратегической сессии, в которой приняли участие представители власти, депутаты, а также эксперты и общественники, обсудили вопросы информационной безопасности детей. Решено, что при разработке плана реализации этого проекта будут учитываться мнения юных граждан. Вот такой неожиданный, но вполне логичный поворот. Давно пора. Тем более что сегодняшняя молодежь демонстрирует такие самостоятельность и здравомыслие, какие их ровесникам лет двадцать назад и не снились.
По инициативе Президента России Владимира Путина ближайшие десять лет объявлены в нашей стране Десятилетием детства. Этот масштабный проект предусматривает строительство новых школ, детских садов, поддержку молодых семей, материнства и детства, развитие детского здравоохранения и многое другое.
Немаловажное значение имеет и информационная безопасность детей, так как сегодня уже подросло «цифровое» поколение, которое не мыслит себя без гаджетов и буквально живет в Сети, не слишком отличая, где реальность, а где виртуальность. А ведь Интернет, несмотря на все плюсы, таит немало опасностей. Стоит вспомнить хотя бы травлю, зависимость от компьютерных игр или группы в соцсетях, где подростков вовлекают в криминал.
Как же обеспечить информационную безопасность детей? На самом деле сделать можно многое. По мнению экспертов, в числе прочего необходимо организовать курсы для специалистов, работающих с детьми в области информационной безопасности. Кроме того, нужно разработать методики своевременного выявления детей с интернет-зависимостью или страдающих от травли в Интернете, а также создать программы психологического сопровождения таких ребят и их родителей.
Слово участникам сессии
Сергей НЕЛЮБОВ, врио заместителя губернатора Новосибирской области:
— Десятилетие детства является логическим продолжением предыдущего пятилетнего периода реализации национальной стратегии действий в интересах детей. Формирование плана мероприятий должно осуществляться в соответствии с учетом новых вызовов безопасному детству и задач, которые необходимо решить. Среди них информационная безопасность и участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Это непростые вопросы, требующие внимания специалистов различных ведомств, учреждений, общественных организаций, решение которых связано с непосредственным участием самих детей. К сожалению, они оказались самым слабым звеном при реализации стратегии действий.
Вера ПЕРКОВА, директор ГБУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий»:
— Дети проводят бесчисленные часы в социальных сетях и мире видеоигр. Они считают, что это делает их счастливыми и успешными, и такое времяпрепровождение для них проще, чем трудные, но важные для их развития занятия. При этом огромные деньги вкладываются в создание цифровых продуктов с наркоподобным эффектом, которые способны выдернуть человека из реальной жизни. Мы не имели ни малейшего понятия, что «позади экранов» телефонов наших детей стоят многочисленные психологи, нейрофизиологи и эксперты в сфере социальных наук, которые используют свои знания о психологических уязвимостях, чтобы создать продукцию, которая привлечет внимание детей, ради того чтобы индустрия получила прибыль. Но выход найти можно. Например, недавно социальная сеть «Фейсбук» запустила учебный портал с названием «Facebook как дома» в помощь молодежи. Там можно найти массу полезных ресурсов, в том числе советы и информацию по конфиденциальности и безопасности.
Ольга АНДРОННИКОВА, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО НГПУ:
— Считается, что существует три ступени участия детей в принятии решений. Во-первых, детей информируют о решении и спрашивают их мнение, например, проводя анкетирование. Во-вторых, с детьми проводят консультации, взрослые и дети совместно принимают решения, которые в основном инициированы взрослыми. Наконец, дети сами инициируют акции, действия, изменения, а взрослые помогают им реализовать их предложения. Как же юные граждане могут участвовать в принятии решений? Существует множество форм. Это создание детских и молодежных парламентов, советов — форма привлечения наиболее активных детей; широкое информирование о жизни муниципалитета; консультации с детьми; сбор мнений; формирование механизмов обратной связи. Кроме того, это создание и поддержка детских общественных организаций, а также реализация проектов с участием детей.