«Поздно заметили», «поздно учли», «поздно спохватились»… И как результат всех этих «поздно»: «трудный ребенок» или даже больше — «потерянный для общества человек». Как это важно — быть понятым и замеченным своевременно. Сегодня, 2 октября, профессиональный праздник у социальных педагогов. Несмотря на многолетнее развитие социальной педагогики такая должность в системе образования была введена только в 2000 году. Ей нет и 20 лет. Сам же праздник еще «моложе». Он утвержден в 2009 году во время Международной конференции социальных педагогов. Она прошла в столице Дании. Так вот. Людям, которые занимаются с «трудными детьми» и помогают снять с них это «клеймо», и посвящен интернациональный праздник. Поздравления по такому случаю принимает и героиня сегодняшнего материала, социальный педагог из школы №6, востребованный специалист с огромным опытом работы (как в этой сфере, так и в целом в системе образования) и просто женщина, умеющая сопереживать — Ольга Михайловна Коваленко.
— Ольга Михайловна, на ниве просвещения Вы уже 30 лет, из них больше половины работаете с «трудными» детьми и подростками. Почти 20 лет Вы — соцпедагог. Объясните специфику Вашей профессии.
— Главная задача соцпедагога — помочь ребенку выразить и найти себя. Мы работаем с детьми из неблагополучных или неполных семей, сиротами, детьми с ослабленным здоровьем, низкой успеваемостью, личностными проблемами… В силу определенных обстоятельств эти дети не могут сами справиться со своими проблемами. И в силу все тех же жизненных обстоятельств они становятся «трудными». Так вот задача соцпедагога — своевременно выявить все это, обратить внимание на изменившееся поведение ребенка и, конечно же, помочь ему, скажем так, «пойти правильным путем»…
— Как Вы определяете, «трудный» ребенок или нет?
— В начале года мы обязательно проводим диагностику в каждом классе, специальное анкетирование. Выясняем статус семьи: полная — неполная, благополучная или нет… Классный руководитель обязан составить социальный паспорт класса. Вместе с учителем мы определяем, кого из учеников надо взять на особый контроль. Это делается для того, чтобы в случае чего оказаться рядом с таким ребенком и помочь ему. А еще я взяла за правило: каждое утро на пороге школы сама лично встречаю каждого ученика…
— ?
— Да. Встречаю и смотрю, в каком настроении ребенок пришел в школу. Вот этот веселый идет, а вот этот чего-то грустный… Кого-то похвалю, кого-то пожурю, а кому-то подскажу, как себя вести.
В школе №6 учатся почти 700 ребят. И каждого(!), заметьте, каждого Ольга Михайловна знает не только в лицо, но и поименно. Более того, знает, из какой он семьи, в каких условиях и с кем проживает. «А как же иначе?» — говорит моя героиня. Работа для «галочки», поверхностная — это не ее метод работы. Моя героиня буквально «проживает» сложившуюся ситуацию вместе с «трудным» ребенком. Если потребуется, может выйти и ночью. Если надо, то она готова пожертвовать и своим выходным днем, и праздниками, и даже отпуском.
— Мне, конечно, могут сказать коллеги: «Вы же в отпуске, Вас заменяют пока». Но я такой человек, что сама все должна понять, увидеть, что же там стряслось, что случилось. Я просто не смогу спокойно отдыхать, пока сама лично не схожу в семью, где какая-то проблема. Переживаю за каждого своего подопечного…
В глазах моей героини — слезы. Она и рассказывает-то так, словно каждый ребенок — ее родной сын или дочка. А за 18 лет работы соцпедагогом повидала Ольга Коваленко разные ситуации. Радости и беды каждого такого сложного подростка пропускает через себя, через свое сердце. Там, где «трудный» ребенок не раскроется другому учителю, раскроется ей. Там, где от проблемного школьника отмахнутся, опять-таки моя сердобольная героиня так не поступит.
— Между прочим, «трудные» дети тоже хотят показать, какие они хорошие. Вот, например, этот ученик (здесь моя героиня показывает его соцпаспорт) стоял много лет на учете. Все только и твердили, какой он плохой. А он взял да и занял третье место на городском чемпионате по боксу. Грамоту мне принес. Так я бегала с этой грамотой по всей школе и показывала учителям, мол, смотрите, наш Димка-то (имя изменено) какой спортсмен! Какой он молодец! В этот момент я радовалась за него, пожалуй, даже больше, чем он сам. Разумеется, эту грамоту мы вложили в его «личное дело». Или вот еще пример. Другой такой же «трудный» подросток занял первое место уже на соревнованиях в Камских Полянах тоже по боксу. Как за них не порадоваться? Радуюсь! Они же несут мне эти грамоты, мол, смотрите, мы не хуже других. С одной стороны, в делах таких детей — докладные на них, а с другой стороны — грамоты. Главное, я считаю, — поверить в ребенка, поддержать его вовремя.
Вот такие, бесспорно, радостные моменты в работе соцпедагога — это как бонус за его выдержку, такт и терпение. Бонус за его доброту, отзывчивость и понимание. К сожалению, сложностей в такой работе более чем. С лихвой. Вот кто-то опять не пришел в школу, кто-то связался с дурной компанией, а кого-то и вовсе задержала полиция. И во всех этих случаях надо разобраться. Понять: что случилось и почему это произошло.
— Вот как-то девочка одна в школу не пришла. На следующий день ее начали ругать учителя, мол, почему тебя не было? А она молчит, не говорит. А я вот чувствую, что что-то не то, не могла она просто так, без причины пропустить уроки. Поговорила с ней. Выяснилось: ее родители всю ночь скандалили. Она вышла во двор и просидела на лавочке до двух ночи. Потому что не могла и не хотела слышать крики и брань своих родителей. Спать из-за скандала легла под утро, вот и проспала. Говорит: «Не могу я про все это всем рассказывать». А вот мне рассказала. Я считаю, что к каждому ребенку надо свой подход найти, индивидуальный. Или, например, дежурные ругают ученика за то, что он без сменной обуви пришел, и не пускают в школу. А выясняется, что у него просто нет ее, а мама одна, без папы, растит детей, денег не хватает… Я стараюсь каждого выслушать и понять. А по возможности и помочь: бывает, что и покупаю необходимое…
— Приведите, пожалуйста, такой пример из своей практики, когда подросток мог пойти по наклонной, но благодаря Вам этого не случилось.
— Вот одна из недавних таких ситуаций. Один мальчик жил с бабушкой. Его родители злоупотребляли спиртным. Школу пропускал, на учете стоял. Суд уже должен был состояться. Но мы вовремя сказали ему: «Давай-ка, Миша (имя изменено), по-другому жить начнем». Стали записывать его в кружки по интересам, водить на разные мероприятия. И ведь «спасли» мальчонку. Суда не было, так что судимости у него нет. Сейчас он учится в политехническом колледже. На хорошем счету. А ведь если бы мы не обратили на него вовремя внимания, парень мог пойти по наклонной и сейчас сидел бы…
Взаимодействуют соцпедагоги не только с коллективом школы, но еще и с инспекторами ПДН, полицейскими, соцработниками. К слову, в копилке наград Ольги Коваленко есть и благодарственное письмо из отдела полиции за эффективную профилактику правонарушений. И городское методобъединение соцпедагогов моя героиня возглавляет не первый год. Ей есть чему научить молодежь. «Это всё, конечно же, приятно и отрадно», — говорит она. Но настоящий успех и признание Ольга Коваленко видит несколько в другом. Профессионал своего дела признается: «Когда в глазах родителей читается благодарность за исправившегося непутевого сына или дочку или когда сам «трудный» ребенок спустя годы узнает тебя на улице и говорит «спасибо» — вот это настоящее профессиональное счастье!» И цитирует наизусть стихи, где есть строки, над которыми стоит задуматься каждому из нас:
«…Нет, не рождаются «трудными» дети,
Просто им вовремя не помогли».