14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха на 83-м году жизни скончался кинорежиссер, сценарист и актер (он, конечно же, еще и политический и общественный деятель, но в этом материале я рассматривать Станислава Сергеевича как политика не буду) Станислав Говорухин. В прессе мелькнула информация, что причиной смерти стал рак.
В «банальной» «Википедии» о Говорухине читаем и такое: «Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (1994-2003, 2005-2018), председатель Комитета Государственной думы по культуре. Член российской политической партии «Единая Россия» (2005-2018). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Народный артист Российской Федерации (2006)». И еще там же: «В прошлом — кандидат в президенты Российской Федерации на президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 года, набрал 0,44 % голосов избирателей. 8 декабря 2011 года избран главой предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах 2012 года. 12 июня 2013 года был избран сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) на пятилетний срок».
Думаю, что стоит попросить заранее прощения у тех, кого мои следующие слова обидят, но все-таки лично меня Станислав Говорухин как политик вообще не интересует: мне неинтересна его политическая жизнь, и почему он вдруг решил «идти в президенты» РФ, я даже разбираться не хочу. Мне Говорухин приятен и интересен как режиссер и актер (ну и как сценарист, конечно), при этом вспомню фразу одного из моих учителей по ЕГПИ: «Не всё, что сделано гениальным человеком, сделано гениально». У меня свой список гениального (ну или просто — замечательного), сделанного Говорухиным. В нем фильм 1972 года «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», а также две ленты из 1979 года — легендарные «Место встречи изменить нельзя» и «Пираты ХХ века» (тут Говорухин выступил не как режиссер, а как сценарист). А еще «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981) и «В поисках капитана Гранта» (1985), а также фильм 1986 года «Тайны мадам Вонг» (тут он тоже, как в случае с «Пиратами», только сценарист) и «Десять негритят» (1987). И в конце концов «Ворошиловский стрелок» (1999) и «Благословите женщину» (не сериал, а именно фильм). Отдельно стоит фильм «Вертикаль» (1967) на тему альпинизма: я люблю этот фильм за то, что он принес Владимиру Высоцкому (как певцу, естественно) всесоюзную известность. А последняя лента «Конец прекрасной эпохи» (по «Компромиссу» Сергея Довлатова), снятая в 2015 году, хоть и пришлась мне по душе (Довлатов все-таки), но восторга не вызвала, поэтому в моем списке эта картина, скажем так, «на обочине».
Отпевание и прощание с тем, кто подарил нам эти замечательные фильмы, состоялось 16 июня 2018 года в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. В этот же день режиссер был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы, рядом с могилами народных артистов СССР Олега Табакова и Леонида Броневого.
Ранней весной 2003 года уроженец Казани Олег Викторович Морозов — государственный и политический деятель — приехал в Елабугу. Как говорится, на носу были выборы: Морозов претендовал на место в Государственной думе РФ и избирался в Татарстане по одномандатному округу в Казани и Набережных Челнах. В Думах второго и третьего созыва Олег Морозов возглавлял депутатские группы «Российские регионы» и «Регионы России» соответственно, так что нам, всему Татарстану, и Елабуге в частности, было по-своему выгодно, чтобы Морозов стал депутатом Госдумы РФ. Он им стал и сделал много хорошего в том числе и для Елабуги. Так вот в рамках его предвыборной избирательной программы в Елабугу приехал в качестве «тяжелой культурной артиллерии» и Станислав Говорухин. Некоторые елабужские СМИ, отреагировав на смерть режиссера, сообщили, что «в 2003 году в Елабуге состоялась творческая встреча, на которой он представлял фильм «Благословите женщину». С елабужанами он встретился в одной из школ города». Лаконично и частично верно. Как я уже отметил, Говорухин выступал в качестве «тяжелой культурной артиллерии»: как бы грубо сейчас это ни прозвучало, но одно дело собрать-согнать народ на встречу с Морозовым, и совсем иное — встреча с известным кинорежиссером Говорухиным. На него-то в основном и пришли елабужане. Встреча, кстати, состоялась не просто «в одной из школ города», а конкретно в школе №10, что в 4 микрорайоне. Кстати, я узнал о встрече совершенно случайно: работал я тогда в центре социально-психологической помощи населению (ЦСППН), что находился под одной крышей с ведомством соцзащиты, возглавляемой тогда чудесной Пьянковой Ниной Васильевной (она еще и моя учительница, и директор школы №1 имени Ленина), что находилось на Спасской улице. Отправился на встречу я с видеокамерой Sony, одной видеокассетой формата Hi8 и как оказалось вскоре, полуразряженной батареей. Так что кое-что я все-таки снял, и теперь надо найти ту самую кассету с записью встречи елабужан с Морозовым и Говорухиным. Если найду (должен найти!), то обязательно все снятое переведу в текст и подготовлю отдельную статью из цикла «Известные люди в Елабуге». Да, там, в школе Говорухин действительно обстоятельно рассказал о своем новом фильме «Благословите женщину», но в приоритете был все-таки монолог Говорухина о том, что будет очень хорошо, если Олег Викторович попадет туда, куда он хочет попасть. Рассказал Говорухин о своей долгой дружбе с этим замечательным человеком
Станислав Говорухин, родившийся 29 марта 1936 года в городе Березники Свердловской области (теперь это Пермский край), в 1958 году окончил геологический факультет Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина. Вот так Казань — столица Татарии и родина Олега Морозова — вошла в биографию Говорухина. Около года Станислав Сергеевич работал геологом Средне-Волжского геологоразведочного управления, а в 1959 — 1961 гг. трудился редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения. Кстати, когда я в 2005 году побывал в музее КГУ (теперь мы это учебное заведение знаем как Казанский (Приволжский) федеральный университет), нам рассказали и о своем замечательном выпускнике Говорухине, который в 1966 году с отличием окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и больше в Казань не приезжал: работал на Одесской киностудии, а затем на Мосфильме.
Впрочем, вернусь к встрече в Елабуге. Я, к сожалению, не помню деталей того «политического монолога» кинорежиссера, в котором он описывал все плюсы Морозова, но я для себя лично запомнил кое-что более важное. Перескажу это «кое-что» своими словами. Кто- то из зала спросил Говорухина про то, как он себя чувствует в политике. На что режиссер очень сосредоточенно дал ответ, суть которого такова: я, видя, как тяжело отечественной культуре и кинематографии в частности, принял решение пойти в политику, чтобы там, изнутри, изменить систему. Чтобы сделать так, чтобы обратили серьезное внимание на культуру и российское кино. Пять лет я бился-бился (он даже в зал показал раскрытую ладонь — пять), но ничего изменить, ничего поменять не смог. В итоге я вынужден был признаться самому себе, что я и в политике за эти годы ничего не сделал для культуры, и в культуре ничего не сделал — не снял ни одного фильма, не написал ни одного сценария. И я принял решение: пусть политикой занимаются такие, как Олег Викторович Морозов, а я ухожу в мой мир — в мир кинематографии. И вот итогом этого «ухода» в мир кино и стал как раз фильм «Благословите женщину», который и было предложено елабужанам после встречи с политиком и кинорежиссером посмотреть. Это сейчас благодаря проведению экскурсий я «поднатаскался» в общении с писателями и актерами, режиссерами и музыкантами, а тогда и знать не знал, как подойти в мэтру и разговорить его. Из услышанного мной я еще четко помню его отзыв о Елабуге. Вот он (почти дословно, поэтому я его и оформлю как прямую речь): «Мне бы хороший сценарий из жизни в XIX веке — актеров я найду, и аппаратура у меня есть — здесь у вас, в Елабуге, можно историческое кино снимать. Причем без павильонных декораций». На мой взгляд — шикарный отзыв. А вот в музеи нашего города режиссера, как я теперь понимаю, не водили. И кино Говорухин если и задумывал снять в Елабуге, теперь уже не снимет…
Светлая память кинорежиссеру-художнику…
Андрей Иванов, заведующий
Краеведческим отделом ЕГМЗ