Как дожить до расселения собственникам квартир в аварийном доме и кто должен позаботиться о безопасности людей?
Собственники угасающего на глазах многоквартирника обратились в редакцию за помощью: жить в доме невозможно, а взносы на капремонт плати. Читательница «Советской Сибири» из Куйбышевского района Надежда Стащак живет в доме, где протекает потолок и гниют стены. Когда именно будет расселение, она не знает.
Брусчатая двухэтажка в селе Чумаково Куйбышевского района — одна из тех построек, которые в народе окрестили бараками. В здании 16 квартир. Перекрытия деревянные. Отопление печное. Туалет с выгребной ямой. Водоснабжение отсутствует, жильцы берут воду из колонки. Да, XXI век на дворе, но так еще живут.
«Прогиб увеличивается. Это страшно»
Надежда Стащак, собственница аварийных «квадратов», стремится донести проблему до властей, но действовать приходится в одиночку. Соседи... Кто-то из жильцов давно уехал. Некоторые квартиры закрыты вообще, кто их владельцы и где они — непонятно. Тем временем состояние дома все хуже.
— Потолок в зале обвалился еще в 2000 году, деревянные доски рухнули, — описывает ситуацию Надежда Стащак. — Хорошо, что люстру и электропроводку не задело. Я закрыла на зиму дверь в зал. У меня есть еще комнатка маленькая, кухня и печка. Так и жила. В сельсовете сказали: вы собственник, решайте проблемы самостоятельно.
В 2013 году Надежда Стащак заказала экспертизу ООО «Жилкоммунпроект». Специалисты осмотрели жилье и определили, что износ составляет 66,05 процента: обследованная квартира для проживания непригодна. Но, чтобы решить квартирный вопрос, обследовать и оценивать помещения должна межведомственная комиссия. Как добиться, чтобы ее провели?
— В 2016 году я обратилась в Куйбышевскую межрайонную прокуратуру, — рассказывает Надежда Стащак. — Там сказали, что на селе межведомственная комиссия есть и они обязательно должны провести проверку. В 2017 году проверку провели, но установили, что нужен капремонт.
Результат не убедил собственницу, в 2018 году она вновь обратилась к специалистам «Жилкоммунпроекта». На этот раз эксперты установили, что износ достигает 84 процентов: фундамент и стены частично утратили несущую способность, а перекрытия — прочность, стены и пол поражены гнилью и грибком, печное оборудование находится в таком состоянии, что грозит пожаром. Словом, капремонт нецелесообразен.
Как итог всех этих разбирательств, в 2019 году межведомственная комиссия признала дом аварийным, подлежащим сносу. Вышел и соответствующий документ — постановление администрации Чумаковского сельсовета. Теперь барак нужно убрать из перечня многоквартирников, включенных в региональную программу капремонта. Казалось бы, все понятно, но…
— Постановление вышло в мае, а в конце июня мне позвонили с требованием оплатить капремонт и говорят: «Вы не платите — будем подавать в суд», — переживает Надежда Стащак. — Значит, на очередь меня не поставили? Опять ничего? Сроков расселения я не знаю. Но дом может обрушиться, я этого боюсь! Стена уже с прогибом, и прогиб увеличивается. Это страшно.
Заявку надо подготовить
Чтобы узнать, какие меры приняла местная администрация, мы отправили запрос в Чумаковский сельсовет.
Нам ответили следующее. Информация о том, что дом признан аварийным, подлежащим сносу, направлена в министерство ЖКХ и энергетики региона официальным письмом от 4 июля 2019 года. Дом находится в непосредственном управлении, муниципальных квартир в этой двухэтажке нет. Некоторые квартиры пустуют. Чтобы определить их собственников, в Росреестр сделаны официальные запросы.
Так выглядела квартира Надежды Стащак в 2018 году: фотографии сделаны экспертом ООО «Жилкоммунпроект». Фото предоставлены Надеждой СТАЩАК
Специалисты регионального минЖКХ подтвердили: дом в селе Чумаково признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с постановлением администрации сельсовета. «Расселение указанного дома возможно в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах», утвержденной постановлением правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п... На 2019 и 2020 годы заявки от администрации Чумаковского сельсовета Куйбышевского района в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области не поступало», — прокомментировали представители министерства.
В сельсовете объяснили, что заявка — на этапе подготовки: «Администрацией Чумаковского сельсовета готовятся документы для подачи заявки в министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области для включения данного многоквартирного жилого дома в программу по переселению граждан из аварийного жилья».
В телефонной беседе с корреспондентом глава Чумаковского сельсовета Владимир Апонасенко уточнил: по поводу капремонтных «долгов» жильцам можно не беспокоиться, взносов с них уже не берут.
Нельзя играть с судьбой!
Если комиссия признала дом аварийным, а значительное число собственников не определено, орган местного самоуправления обязан предложить гражданам временное жилье в маневренном фонде, пояснил Сергей Аверьяскин, исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства по Новосибирской области НП «ЖКХ. Контроль-Новосибирск». По графику снос могут поставить на 2039, 2040 год или позже. Дом снесут, когда будут деньги и появится возможность это сделать, но подвергать людей опасности недопустимо, подчеркнул эксперт.
В Новосибирске тоже возникают ситуации, похожие на происходящее в Чумаково, добавляет Сергей Аверьяскин. Так, один из домов мегаполиса, кстати тоже находящийся в непосредственном управлении, недавно был признан аварийным. Гражданам назвали конкретную дату расселения и предложили поселиться в маневренном фонде — в Пашино и других районах города. Однако люди отказались, тем самым взяв ответственность на себя, и впоследствии суд признал, что муниципалитет действовал в рамках закона. Если бы никаких вариантов расселения людям не предложили, ответственность легла бы на руководителей муниципального образования. Таким образом, проследить за ситуацией и предложить вариант решения необходимо.
Что делать, если в населенном пункте нет свободного жилья, где можно было бы оперативно разместить жильцов аварийного дома? Нужно бить во все колокола, убежден Сергей Аверьяскин. Нужно обращаться к властям района и области. Например, искать возможность для расселения людей в райцентре.
— В любом случае муниципалитет не должен говорить гражданам: «Извините, дом признан аварийным, но у нас ничего нет», — резюмирует Сергей Аверьяскин и призывает не играть с судьбой, потому что беспечность может обернуться трагедией. — Тем более что речь идет о непосредственном управлении. Завтра жильцы наймут рабочего, который придет делать кровлю, фундамент — и развалит дом… Дом аварийный, к нему прикасаться нельзя. Никакой починки не может быть. Нужно расселять граждан. Когда дом еще не признан аварийным, можно признать ситуацию чрезвычайной, поднять вопрос о поддерживающем ремонте специализированными организациями. Но если дом опасный для проживания, в течение года нужно предоставлять маневренный фонд. Других вариантов нет.