Три вагона сухого творога и 20 тысяч рублей от профессора

Три вагона сухого творога и 20 тысяч рублей от профессора

О чем писала «Советская Сибирь» во время ленинградской блокады

Сегодня в регионе стартует марафон, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Как жил осажденный город все 872 дня? Откроем подшивку областной газеты, которая была и остается летописцем минувшего века.
Как известно, длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (кольцо вражеских войск было прорвано 18 января 1943 года). «Советская Сибирь» сообщала сибирякам о каждом повороте событий: эвакуация, голод, героические бои, отважные солдаты, помощь новосибирцев Ленинграду. Газетные страницы вмещают много того, чего нет в учебниках истории...

Три вагона сухого творога и 20 тысяч рублей от профессора
Враг не пройдет
Благодаря «Советской Сибири», которая ежедневно публиковала не только местные и зарубежные новости, но и сводки с фронтов, читатель всегда точно знал, как далеко зашел фашист. Вот, например, сообщение от 10 сентября 1941 года: «В течение 9 сентября немецко-фашистские самолеты пытались несколько раз произвести налет на Ленинград, но каждый раз отгонялись нашей авиацией и огнем зенитной артиллерии». В № 219 от 16 сентября читаем: «На днях на подступах к Ленинграду прошел воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолетов. Фашисты, потерявшие в этом бою 17 бомбардировщиков, были отогнаны».

Три вагона сухого творога и 20 тысяч рублей от профессора
Заметка в номере № 221 от 18 сентября: «Германское информационное бюро распространило сообщение о том, будто во всех районах Ленинграда «по указанию политкомиссаров» производятся взрывы общественных зданий, что якобы уже разрушены вокзалы, почтамт, правительственные здания, школы, жилые дома и другие здания. Германское информационное бюро ссылается при этом на показания каких-то советских пленных. Это сообщение германского информационного бюро является гнусной ложью. Оно свидетельствует о том, что немцы, подготовляя в широких масштабах бомбардировку невоенных объектов Ленинграда, стремятся заранее снять с себя ответственность за подобные варварские действия. Однако этот жульнический маневр не введет никого в заблуждение. Весь мир прекрасно знает, что гитлеровские мерзавцы способны лишь на самые подлые дела».
В статье от 13 сентября (№ 217) под названием «Геройство красноармейца Овчаренко» описывается случай, который сегодня напоминает сцену из фильма: «Красноармеец-повозочный Овчаренко вез боеприпасы в свою пулеметную роту. Из-за поворота дороги вдруг вылетели навстречу две грузовые машины. Красноармеец Овчаренко не успел разглядеть, чьи это машины, как из первой на ходу выскочил немецкий офицер и направил на бойца револьвер. Офицер стащил Овчаренко с повозки и стал допрашивать, куда повозочный везет боеприпасы. Сделав вид, что он не понимает ломаной русской речи, Овчаренко с поднятыми вверх руками пятился назад, за повозку, где был прикреплен топор. Резким движением он выхватил топор и, взмахнув им, уложил фашиста. Пока немецкие солдаты, до того с любопытством наблюдавшие с машин за действиями своего начальника, соображали, что делать, Овчаренко вытащил две гранаты и одну за другой бросил в солдат. Броски были удачны. На месте осталось несколько фашистов, оставшиеся в живых бросились в лес. Герой-красноармеец Овчаренко, сняв с убитого офицера планшеты с документами, благополучно прибыл на позиции».
Писали и о пленных. «Пленные, захваченные еще 10–12 дней назад, рассказывали, что фашистские офицеры сулили своим солдатам легкую победу под Ленинградом и прельщали богатствами прекрасного города, обещали сытую и пьяную жизнь. Больше того, штурмовики одной из дивизий СС, прибывшие из тыла, были даже неприятно поражены, узнав, что под городом еще идут бои. Им сообщали, что Ленинград уже взят и остается лишь «навести порядок» — иными словами, пограбить. Приближение зимы пугает немецкого солдата. Он плохо одет, плохо обут и не приспособлен к зимним условиям. Большинство немецких солдат не имеют шинелей. Инициатива боевых действий на Ленинградском фронте постепенно переходит в наши руки. Оборонная промышленность города бесперебойно снабжает фронт всем, что ему необходимо. Враг еще силен, опасность велика, защитники города готовят свою победу», — сообщает генерал-майор В. Крылов в заметке «На подступах к Ленинграду» (№ 240 от 10 октября 1941 года).
Звезды тыла
Тем временем в тылу работают не покладая рук. «Советская Сибирь» пишет: «Рабочие и работницы закройного цеха Новосибирской обувной фабрики имени Кирова единодушно решили: ежедневно давать 600 пар обуви сверх плана для отправки ленинградцам». Или вот еще: «Для советских ученых нет более почетной задачи, чем помощь фронту. Ряд ученых Новосибирска работает на заводах». Передовые колхозы заканчивают молотьбу. «Военными темпами убирали урожай в соседнем колхозе «Ленинградец». Весь хлеб с 438 гектаров был скошен простыми машинами к 20 сентября, а спустя пятидневку и заскирдован», — сообщает газета.

Три вагона сухого творога и 20 тысяч рублей от профессора
«Патриоты-сибиряки протягивают руку братской помощи героическим защитникам Ленинграда. Колхозники артели «Новая жизнь» отправляют ленинградцам много хлеба, мяса, молока, рабочие энского завода объявили неделю усиленной помощи бойцам Ленинградского фронта, горняки шахты «Заминка» посылают в город Ленина первый эшелон угля, добытого сверх плана» (22 января 1943 года). Из областной газеты читатели узнают, что новосибирский трест Росглавмолоко отправил ленинградцам три вагона сухого творога и что «профессор Мыш внес 20 тысяч рублей».
«Наш священный долг — оказать особую помощь героическим защитникам Ленинграда, чтобы окончательно обезопасить город Ленина от фашистской чумы, утопить гитлеровцев в их собственной черной крови. Наш долг — дать еще больше вооружения, боеприпасов, продовольствия, обмундирования для красных воинов», — говорится в опубликованном в «Совсибири» обращении рабочих новосибирского завода.
Конвейер смерти
В конце января 1943 года газета сообщила долгожданную новость: блокада Ленинграда прорвана! «18 января 1943 года войска Ленинградского фронта и войска Волховского фронта соединились: прорвана блокада Ленинграда, длившаяся с сентября 1941 года. В начале войны немцы и финны готовились молниеносно захватить великий город. Они не раз назначали сроки его захвата еще в 1941 году. Они уверяли не раз, будто участь Ленинграда уже решена. Но взять штурмом Ленинград немецкие захватчики не смогли. Их планы провалились. Героические защитники Ленинграда отстояли город», — писала «Советская Сибирь» 19 января 1943 года.

Три вагона сухого творога и 20 тысяч рублей от профессора
Эти события совпали по времени с успехами советских войск под Сталинградом. Вести с фронта от 24 января 1943 года: «Недавно западнее Сталинграда был сбит немецкий самолет, в котором переправлялась почта. Письма, написанные немецкими солдатами в конце декабря, проникнуты отчаянием. Солдат Вильгельм Веттреге писал: «Сталинград, как конвейер смерти, пожирает наши полки и дивизии». Ефрейтор Йозеф Циммах писал родителям: «Сталинград — это сплошное кладбище немецких солдат. За чертой города могильщики не успевают рыть ямы и хоронить убитых».
В № 265 «Советской Сибири», вышедшем 31 декабря 1943 года, читаем: «Здравствуй, 1944-й! 1943 год был годом коренного перелома. 2 февраля 1943 года была завершена ликвидация окруженных под Сталинградом германских войск. Советское оружие одержало победу в величайшем из сражений истории. Уже сейчас мировая литература о Сталинграде составляет много томов. О городе-герое написаны поэмы в Мексике и Сирии. Само название «Сталинград» стало символом несгибаемой воли и мужества в борьбе с иноземными захватчиками, синонимом героизма для всех свободолюбивых народов. Но Сталинград был только началом. С ужасом и смятением смотрят гитлеровцы на листки календаря. Эти угнетатели народов знают, что сулит им новый год. Гитлеровская Германия встречает его в состоянии глубокого непреодолимого кризиса, военного и политического. Разбойничий фашистский блок распадается…»

ЦИФРЫ
128 тысяч эвакуированных ленинградцев нашли в Новосибирске второй дом. В 1941 году в Новосибирске проживало 450 тысяч человек, в 1945-м — 605 тысяч, то есть население выросло на 155 тысяч человек, и это с учетом не вернувшихся с фронта сибиряков. После войны многие ленинградцы, естественно, попытались возвратиться в родной город Петра, но некоторые из них, увидев свои разрушенные дома, снова уезжали в Сибирь. Подробнее читайте на сайте VN.ru

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Самарской области обнаружили еще один очаг африканской чумы свиней 25 апреля стадион «Самара Арена» введут в эксплуатацию Обводную дорогу Самары передали в федеральную собственность ОРВИ начинает косить костромичей Администрация Самары возьмет в долг 2 миллиарда рублей

Последние новости