30 января 1928 года горкомхоз подписал договор «с инженером Гринвальдом на составление проекта постройки трамвая». Согласно договору, уточняет «Советская Сибирь» на следующий день, в № 26, инженер обязался выполнить работу к октябрю 1928 года. Проект трамвайной линии должен был быть составлен в соответствии со схемой планировки Новосибирска. Той самой, которую на момент заключения договора с Гринвальдом еще не утвердил крайком. Но Гринвальд входил в группу разработчиков генплана и был соавтором упомянутой схемы. То есть работа над проектами велась параллельно.
В этом же номере газета сообщила об удлинении автобусных маршрутов в краевом центре — более чем на шесть километров — и запуске на линии 13 дополнительных автобусов.
В 60-х годах прошлого века «Советская Сибирь» пестрила заголовками: «Новостройка на улице Северной», «Город поднимает этажи», «Идет тоннель под городом».
К 1960 году численность населения областного центра перевалила за 900 тысяч человек. Новосибирск стремительно рос. Началась работа над новым генеральным планом и схемой жилищного строительства. В их разработке принимали участие многие организации. «Советская Сибирь» сообщала читателям: в новосибирском Доме архитекторов обсуждали проект концертного зала филармонии, многие проекты разрабатывались в мастерской общественных зданий Сибирского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования.
— Самое главное для города — чтобы людям было удобно жить, — говорит Валентин Добрунов, конструктор, участник обсуждений. — В 1965 году меня перевели из Кузбасса, где я проектировал шахты, в Новосибирск. Здесь я стал заниматься архитектурой в зональном научно-исследовательском институте, который получил задание спроектировать школы и детские сады третьего поколения.
Какие объекты были построены в то время? Достаточно сказать, что только Валентин Добрунов стал автором целого ряда проектов: гостиницы «Турист» на площади Маркса («Советская Сибирь» рассказывала об этом в номере от 21 ноября 2018 года, в рубрике «Оживающая история». — Прим. ред.), здания облсовета на улице Кирова, гостиницы «Сибирь» и так далее.
— В 60-х годах город стал преображаться, — вспоминает наш собеседник. — На Красном проспекте выросли первые двенадцатиэтажные дома, первая девятиэтажка поднялась на Западном, тогда еще в поселке. Строители проводили новые трассы для жителей Заельцовского района. Одной из основных проблем был городской транспорт. Тогда, конечно, не было такого количества автомобилей, которые могли бы создавать на дорогах пробки, но существовали сложности с транспортными связями. Для решения этой проблемы была запроектирована система скоростных магистралей, расселение горожан планировалось так, чтобы число пассажирских перевозок от места жительства к месту работы свести к минимуму.
30 апреля 1968 года Совмин РСФСР утвердил проект генплана Новосибирска. Предполагалась компактная структура города с числом жителей 1,3 миллиона человек. Городская черта включала площадь в 47,7 тысячи гектаров. Считалось, что если ограничить рост Новосибирска, то это даст возможность развивать населенные пункты в радиусе 200 километров от областного центра, создавать новые города. Надо отдать должное проектировщикам: они хотели заполнять мегаполис не «муравейниками», а зелеными зонами…
Между тем
Первый генплан в истории Новосибирска, а точнее, схема планировки, в которой к 1970-м годам рост населения прогнозировался до 1,3 миллиона человек, была утверждена 90 лет назад, почти за тридцать лет до генплана 1968 года!
В январе 1928 года «Советская Сибирь» уведомила читателей, что городским подписчикам рассылается схема планировки «Большого Новосибирска» с пояснительной статьей профессора Коршунова. К сожалению, в оцифрованной подшивке «Совсибири» из архивов Новосибирской государственной областной научной библиотеки в указанном номере газеты приложения со схемой не оказалось. Мы воспользовались книгой «Годы свершений» новосибирских историков В. Козодоя, А. Осипова и А. Степанова, которые подробно рассказывают о создании генплана города в те годы.
«Работы по составлению генерального плана города возглавили в 1926 г. Б. А. Коршунов, как руководитель Московского планировочного бюро, профессор МВТУ Ю. К. Гринвальд — главный инженер городских железных дорог (Ленинград), и архитектор Д. Е. Бабенков. Проект из Москвы был доставлен в Новосибирск 18 января 1928 г. Для своего времени проект генерального плана Новосибирска был выполнен на высоком научном и архитектурно-планировочном уровне. Следует обратить внимание, что уже в нем были отражены особенности развития («Советская Сибирь», 1928, 31 января)… Коршунов придавал большое значение в плане жилищному строительству и инженерному оборудованию города. По его расчетам, стоимость необходимого для города жилищного фонда должна была в 2 раза превосходить стоимость промышленного и транспортного строительства города…
Исходя из анализа возможных перспектив развития города, Б. А. Коршунов принял следующую перспективную динамику роста населения Новосибирска по этапам: на 1942 г. — 500 тыс. жителей, на 1972 г. — 1,35 млн жителей.
Таким образом 90 лет назад, 29 июня 1929 г., президиум крайисполкома утвердил схему планировки Новосибирска».