Филармония в режиме нон-стоп

29.11.2017 22:23 12

Филармония в режиме нон-стоп

«Публика в нормальной культурной среде должна немножко задыхаться от нехватки времени, нехватки денег, от обилия художественных предложений»
Через неделю в Ново­сибирске стартует XII Международный Рождественский фестиваль искусств, на протяжении почти четверти века являющийся одним из главных брендов культурной столицы Сибири. Открывается он торжественно 7 декабря в ГКЗ имени А. М. Каца первым концертом музыкальной программы, о которой в контексте других филармонических событий мы попросили рассказать ее арт-директора, музыкального руководителя филармонии заслуженного деятеля искусств РФ Владимира КАЛУЖСКОГО.
Соединив традицию и новизну
— Владимир Михайлович, прошлый год для Новосибирской филармонии был юбилейным, праздновали 80-летие. А нынче какой девиз?
— Ну, такого звонкого тренда нынче у нас нет. Можно считать этот сезон годом интенсивных, активных будней. Если в прошлом сезоне все держалось на 80-летии, то в этом образовалась такая арка из трех фестивалей. Это проходящая раз в два года «Покровская осень», Рождественский и репинский фестивали искусств. Вот три кита, которые сезон во многом и определяют.
Причем особенность последних двух фестивалей в том, что в них участвуют наши гости, делая всякую информацию, подготовку и проведение их особенно напряженными и трепетными. Вообще, самое трудное, насколько я могу судить, это поддерживать традицию. Особенно Рождественского фестиваля. Нынче он двенадцатый — значит, ему 22 года. То есть за это время выросло новое поколение, очень многое изменилось: страна, культурная политика, международные отношения. Это все оказывает воздействие и на сам фестиваль.

Филармония в режиме нон-стоп
Если первые форумы искусств, в которых принимали участие такие артисты, как Зураб Соткилава, Ирина Архипова, Мария Биешу, музыкальные группы из США, демонстрировавшие соул, были действительно грандиозными событиями, то со временем все как-то успокоилось и видоизменилось. Например, сегодня стало сложнее привлекать зарубежных исполнителей, хотя в программе нынешнего фестиваля международный аспект вполне поддержан: в афише Швеция, Германия, Казахстан, а также Китай, появившийся у нас теперь в качестве постоянного участника. Самое сложное сейчас сохранять ощущение новизны и событийности. Но мы стараемся это делать по максимуму. А поскольку это фестиваль искусств, то в его программе несколько составляющих — музыкальная, театральная, а также выставочная. В каждую из них стремимся привнести возможное разнообразие — здесь должно быть высокое, смешное, серьезное, легкое и так далее. Причем охватывают программы фестиваля не только Новосибирск, но и область.
И на арене цирка
— Что еще кардинально изменилось за эти годы?
— Скажем так, среда обитания фестиваля. Потому что, когда он начинался, прибежищем музыкальной части был Дом политпросвещения со всеми его акустическими проблемами. Сейчас у нас есть два замечательных концертных зала. Кроме того, на фестивале этого года мы пока еще робко пробуем новое пространство. Так, 10 декабря эстрадный оркестр будет выступать на арене цирка. В камерном зале теперь есть орган, и 21 декабря мы приглашаем горожан на концерт лауреата международных конкурсов Алексея Шмитова (Москва), который исполнит музыку Баха, Видора, Дюпре, Йонгена.
— На фестивале — это видно невооруженным глазом — проходных программ нет, и хедлайнеров в академической музыке не принято выделять…
— Но какие-то точки, стягивающие этот каркас в единое целое, у нас существуют. Конечно же, кульминация — выступление дирижера Теодора Курентзиса с его оркестром MusicAeterna и исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. Среди сольных исполнителей — всемирно известный пианист Николай Луганский. Это знаковые вещи. Есть программы уникально экстравагантные, без которых не обойтись сегодня любому фестивалю. К примеру, выступление известного американского музыканта, джазового вокалиста Харрисона Янга с Биг-бэндом Владимира Толкачёва. Уникальный тромбонист, который выступал у нас на Транссибирском арт-фестивале, Элиас Файнгерш — королевский музыкант Швеции, названный критиками «золотым тромбоном Европы», сыграет впервые представляемую новосибирцам драму для тромбона с оркестром «Гамлет». Программа «Музыка ритма» — это одновременно парад и шоу молодых талантливых исполнителей на ударных. Ну и, наконец, собственно открытие фестиваля, когда будет звучать музыка Чайковского и Грига в исполнении нашего симфонического оркестра под управлением китайского дирижера с китайским солистом. Что, кроме прочего, является заявкой на гастроли в Китае, которые оркестр проведет в новогодние каникулы. Уверен, найдет на фестивале своих слушателей и выступление с Русским оркестром известной новосибирцам Альфии Каримовой (сопрано). Две интересные музыкальные премьеры включит программа концерта молодого талантливого виолончелиста Фёдора Амосова, который выступит с ансамблем солистов «Новосибирская камерата» под управлением маэстро Фабио Мастранжело. Безусловно, найдет свою публику искусство военного оркестра Министерства обороны России.
— Чем интересен военный оркестр?
— Я человек сугубо штатский, хотя в юности учился на военной кафедре и являюсь старшим лейтенантом запаса. Для меня саунд, то есть звучание, духового оркестра, в первую очередь военного, это какое-то очень сильное воспоминание из детства, из прошлого, потому что эта музыка обращена к жизни, которая не является повседневностью. Ведь духовой оркестр — в военном ли варианте или пожарном — часть некой особой садовой культуры, которая была очень сильно в России распространена. Отдых людей в парке, городском саду связан не столько с дискотекой и механическим звучанием, сколько с этим мягким и ненавязчивым, очень приятным звучанием духового оркестра, под которое выросло не одно поколение.
Когда у нас в городе располагался штаб военного округа, можно было изредка наблюдать под эту музыку развод военного караула. И это был завораживающий ритуал. Наблюдал я похожую церемонию в Вене перед императорским дворцом. Словом, духовые оркестры при всей официозности — это очень важная часть культуры, и коллектив, который приедет к нам в декабре, часть той же традиции, вышедшей на концертную эстраду. Он играет самую разную музыку, в нем собраны замечательные музыканты, и это тоже традиция военных оркестров.
Непровинциальный дух и ритм
— Владимир Михайлович, со времени проведения первых Рождественских фестивалей изменилась среда и многое другое. А публика изменилась?
— Безусловно, есть слушательские приоритеты. Это в первую очередь известные имена, это популярные жанры, и мы рассчитываем, что за оставшиеся до фестиваля дни каждый любитель музыки найдет в афише свои программы. Хотя билетов на некоторые концерты, я знаю, уже нет. А публика, она, конечно, изменилась. За 22 года, что прошли со времени проведения первого Рождественского фестиваля, пришло, а точнее сказать, выращено филармонией новое поколение.
Другое дело, что есть в городе концертная и есть театральная публика. Та, в свою очередь, делится на публику оперного театра, «Красного факела», «Глобуса», театра под руководством Афанасьева и так далее. Это разные публики. Насколько я помню, театральные спектакли первых фестивалей были очень востребованы всеми сегментами этой публики. Потому что существовал определенный голод на новые впечатления — гастролей не было, а «Золотая маска» уже существовала и информировала о том, что в этой сфере происходит много интересного.
Сейчас ситуация иная. Во-первых, очень много за эти годы новосибирцы посмотрели. Во-вторых, наши театры вышли в лидеры, среди них появились лауреаты и номинанты «Золотой маски». Что касается музыкальных программ, это известно всем — авторитет наших филармонических академических коллективов очень высок. Но должен сказать, и пусть это никого не обижает, что Рождественский фестиваль испытывает сегодня конкуренцию со стороны других новосибирских форумов искусств. Объективно сложнее стало поддерживать интерес к нему публики. В свое время он занял пустовавшую нишу, но постепенно рядом с ним стали возникать другие фестивали — музыкальные, театральные... Фестиваль является способом привлечь внимание публики, а также сконцентрировать усилия творческих коллективов вокруг отдельных тем.
Вот у нас в филармонии есть «Покровская осень», «Классика», наконец Транссибирский арт-фестиваль. Он как в сказке «Теремок», когда приходит медведь и говорит: «Я вас всех задавлю…» И всякий раз нам конкурировать с его программой сложно: там — эксклюзив! Мы знаем уже программу очередного — там такие имена, которые нам самим ни за что не поднять. Это музыканты, которые бы никогда не приехали сюда, если бы их не сагитировал и не привез Вадим Репин… И это очень хорошо! Публика в нормальной культурной среде должна немножко задыхаться от нехватки времени, нехватки денег, от обилия художественных предложений. Это настоящая жизнь крупного культурного центра, каким является Новосибирск. Потому что сидеть и ждать у моря погоды, когда раз в два года придет Рождественский фестиваль, было бы просто тоской…
— Провинциальной схемой и ритмом жизни…
— А тут просто зубчатость передач, как говорится… От одного значимого события к другому — ритм беспрерывного движения. На будущий год, в октябре 2018-го, мы, кстати, планируем появление еще одного небольшого фестиваля — имени Арнольда Михайловича Каца.
— И какова его концепция?
— Единственная концепция — это имя человека, который создал и полвека отдал Новосибирскому симфоническому оркестру, человека, которому мы обязаны появлением великолепного концертного зала. В основе — выступления симфонического оркестра и людей, которые так или иначе связаны с маэстро или учились у него.
— Рождественский фестиваль завершится 24 декабря. Что дальше? Каникулярная пауза?
— Нет. Филармоническая жизнь есть нечто постоянное и постоянно обновляющееся. Дальше мы переходим к концертам под названием «Новогодний фейерверк», где тоже есть свои сюрпризы. Например, своеобразный баттл между «Сибирским диксилендом» и ансамблем ранней музыки Insula Magica.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Пир в кабинете директора: костромич почувствовал себя королем, но напугал жену Александр Баландин поборется за должность главы Нефтегорского района Цифра дня: свыше 60,4 миллиона тестов на выявление коронавирусной инфекции проведено в России Костромичи о новогодних праздниках: сломанные ребра, отравление в ресторане и обиженная теща Клубы Костромской области раскритиковали за отсутствие света и звука

Последние новости