Чистенькая пошла? Нет? Значит, мы едем к вам

Чистенькая пошла? Нет? Значит, мы едем к вам

До декабря жителям сел, где есть проблемы с питьевой водой, можно ждать в гости представителей «Общероссийского народного фронта»

Свыше 3 миллиардов рублей в рамках федерального проекта выделено Новосибирской области на решение проблем с чистой водой. Чтобы получить максимальный эффект от финансовых вливаний, инвестиции решено пустить в основном на модернизацию систем водоснабжения крупных населенных пунктов. Ведь большая часть населения сосредоточена именно там. Но как быть жителям маленьких сел и деревень, которые в проект не попали?

Этот вопрос активисты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) обсуждали на минувшей неделе с представителями профильных министерств региона, Роспотребнадзора и депутатами. Дискуссия получилась жаркой, а предваряла ее необычная «презентация».

«Компот» в трубах и другие нюансы

Круглый стол был уставлен мутными бутылками с жидкостью компотного цвета. Оказалось, это образцы воды, привезенные из разных точек области: из Барабинска, Колывани, Кочек, Ордынского... Поскольку жалоб на качество водоснабжения и состояние водозаборных скважин поступает много, члены рабочей группы, эксперты тематических площадок ОНФ «Жилье и городская среда» и «Экология», регулярно выезжают для мониторинга ситуации. Так, за 2019 год активисты посетили 13 районов.

По сравнению с прозрачной питьевой водой мегаполиса «компот» из глубинки непригляден. Однако Сергей Аверьяскин, исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член штаба ОНФ в Новосибирской области, отметил: прозрачность — еще не гарант чистоты. Вода из реки может иметь некоторую цветность «по природе», но в то же время соответствовать требованиям СанПиН. Да, эту воду можно очистить, сделать «хрустальной», но при этом так «обогатить» химикатами, что она будет по меньшей мере неполезна.

Гельминты, марганец и мухи

Проблема мутной воды связана не только с отсутствием скважин. Есть села, где скважины действуют — они остались от фермерских хозяйств, хлебоприемных предприятий, — но вода, поднимаемая на поверхность, нуждается в очистке. Речь идет даже не о гельминтах, а о химическом составе. Сергей Аверьяскин напомнил о системе колонок, которая раньше работала на всех сельских улицах: вода там была хорошая, вкусная, но в ней можно было найти железо, марганец, бор и другие примеси. Сельчане редко обращали на это внимание, «пили да пили», но как это влияло на здоровье? Вопрос актуален по сей день.

Чтобы жители районов черпали чистую воду из скважин, установлены павильоны, но содержание их не всегда на уровне. Сергей Аверьяскин поделился впечатлениями от увиденного в Ордынском районе:

— Стоит павильон. Модуль. Рядом, метрах в ста, скважина. От нее маленькое ответвление, на один куб воды в час. Нечистоты, мухи… В павильон идут люди. На наших глазах подъехала телега, набитая флягами. Дама в галошах по грязи, иначе там нельзя, прошла в павильон, обтерла ноги, набрала воду.

О какой чистой воде может идти речь в такой санобстановке?

Отдельного внимания заслуживают водопроводы. После аварии, когда дефект устранен, должна проводиться санитарная обработка трубы. Всегда ли это делается? У общественников масса вопросов. Они справедливы в части того, что контроль должен быть жесткий. А где вы видели у сельской колонки график уборки помещения с автографами технички?

Нацпроект стартовал в Оби

Владимир Нормайкин, начальник управления систем жизнеобеспечения министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, напомнил, что в 2019 году федеральный проект «Чистая вода» стартовал по всей России. Сроки были сжатые, однако выручило то, что в нашем регионе уже была проектно-сметная документация, подготовленная заранее и прошедшая экспертизу, — на водовод в городе Оби. Это позволило региону приступить к выполнению программы одним из первых. О водоводе в Оби «Советская Сибирь» рассказывала в предыдущем номере.

Воплотить федеральный проект в жизнь позволит новый инструмент — региональная программа по повышению качества водоснабжения на территории Новосибирской области на период с 2019 по 2024 год. По плану к 2024 году доля населения региона, которое получает качественную питьевую воду из систем централизованного водоснабжения (проще говоря, из крана), вырастет до 91,8 процента. На 2018 год этот показатель, по данным мониторинга, достигал 86,7 процента.

Впрочем, чтобы оценить ситуацию правильно, нужно понимать, что это за цифры. Показатель обеспеченности чистой водой рассчитан для городского населения и централизованного водоснабжения, отметил Александр Молоко­едов, начальник отдела надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене Роспотребнадзора по Новосибирской области.

— Если возьмем население сельское, естественно, здесь не будет 87 процентов. Этот показатель гораздо ниже, — пояснил спикер.

Объем предстоящей работы колоссальный. Финансирование программы составит 3 миллиарда 6 миллионов 504 тысячи рублей — это средства федерального бюджета. Областная казна выделит 226,8 миллиона рублей. Перечень объектов сформирован и отражен в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ». В частности, обновление систем водоснабжения намечено в городах Оби, Барабинске, Карасуке, Каргате, Татарске, Тогучине; в рабочих поселках Коченево, Краснозерское, Маслянино, Ордынское, Сузун; в селах Венгерово, Кыштовка и Усть-Тарка. По данным Роспотребнадзора, вода требует очистки именно в этих населенных пунктах. Причем надо уделять внимание не только скважинам.

— Процент износа сетей очень велик, — подчеркнул Владимир Нормайкин. — Основное строительство всех коммунальных сетей осуществлялось в 70-е годы. Произошло ветшание, заиливание. Поэтому необходимы деньги еще и на реконструкцию сетей. Для справки, на сегодня у нас в наличии есть ПСД на 1 миллиард 348 миллионов рублей. Это только по сетям и очистным сооружениям. Общая средняя потребность на строительство и обновление системы водоснабжения области, по самым скромным подсчетам, в пределах 9 миллиардов рублей.

«Дорожную карту» надо уточнять

Представители ОНФ считают, что точной картины по качеству питьевой воды в области нет. Причем чем дальше населенный пункт от регионального центра, тем меньше сведений. Поэтому «фронтовики» решили отправиться в районы области для сбора проб, а представители Роспотребнадзора заверили, что готовы этот проект поддержать. Там, где модернизация уже выполнена, эксперты проверят, насколько стала чище питьевая вода. В тех районах, которые хотели попасть в программу, но не попали, ситуацию проанализируют. Как итог, будет составлен помуниципальный, по­адресный список проблемных точек.

К декабрю на основании этой «дорожной карты» ОНФ будет подавать общественные предложения губернатору Андрею Травникову. В частности, ставить вопрос о помощи муниципальным образованиям — о том, чтобы предусмотреть целевые деньги на участие в нацпроектах и подготовку проектно-сметной документации.

Обсуждать ситуацию крайне необходимо, резюмировал Сергей Аверьяскин. Ведь, если в селе элементарно нет чистой питьевой воды, о каком закреплении специалистов и развитии территории говорить?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Жители Самарской области предлагают квотирование рабочих мест для людей, оставшихся без крова В Самаре за проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях могут установить разные цены Цифра дня: 6 из 10 россиян сообщили, что руководитель никогда не повышает на них голос Начинают красить мост: откуда ржавчина? В Казани мужчина ограбил ювелирный магазин, чтобы оплатить ипотеку

Последние новости