Чтобы меньше стало рисков

Чтобы меньше стало рисков

Как работает система выбора организаций для проведения налоговых проверок?
Публичные слушания по теме «Риски совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений» прошли с участием врио заместителя председателя правительства Новосибирской области — министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко.
— При проведении финансовых проверок всегда существует некое внутреннее противоречие относительно того, что все-таки является большим результатом — суммы выявленных и доначисленных платежей или соблюдение социальной справедливости с точки зрения налогового вклада каждого члена нашего общества, — сказал Виталий Голубенко.
От каждого по справедливости
Выступающий подчеркнул, что 88 процентов расходных потребностей региона обеспечивается налоговой отдачей предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В области нет структурообразующих предприятий и очень высока доля субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам 2017 года валовой региональный продукт оценен в 2 триллиона 113 миллиардов рублей, а консолидированный бюджет Новосибирской области получает в виде налоговых и неналоговых доходов 137 миллиардов рублей. За счет этих средств выполняются запросы общества на повышение качества образования и здравоохранения, улучшение инфраструктуры и так далее. На сегодняшний день эти реальные потребности гораздо выше того, что возможно предоставить.
Виталий Голубенко напомнил: в 2014 и 2015 годах в области был предельный дефицит бюджета — более 10 миллиардов рублей.
— Сегодня эта проблема преодолена, — отметил врио зампредседателя правительства.
В области несколько лет не проводилась агрессивная политика по взысканию налоговой задолженности предприятий и организаций. За счет этого был получен общественный эффект взаимопонимания, который позволил за последние годы сохранить сумму недоимки в консолидированный бюджет области на стабильном уровне — 6 миллиардов рублей.
При этом предприятия с большими трудовыми коллективами гораздо прозрачнее для налоговых органов, они прикладывают больше усилий для выполнения своих обязательств, а мелкие компании, по количеству участников составляющие не меньшую общность, применяют механизмы «оптимизации налоговой нагрузки». Наилучшим способом, позволяющим не нарушать социальную справедливость в такой ситуации, по мнению Виталия Голубенко, является не тотальный налоговый контроль, а проверки тех сегментов хозяйственной деятельности, которые содержат признаки несоблюдения налогового законодательства.
— Это позволяет региональным органам власти принимать более объективные решения при формировании налоговой политики и предоставлении государственной поддержки и налоговых преференций, — акцентировал врио зампредседателя правительства.
Не наказание, а побуждение
Руководитель УФНС России по Новосибирской области Алексей Легостаев сообщил, что в течение последних двух лет система налогового контроля кардинально изменилась и сейчас налоговая служба проводит политику открытого диалога с налогоплательщиками. По его словам, она направлена на предупреждение налоговых правонарушений и уменьшение фискальных мер.
— Построена единая, открытая и понятная система отбора для включения налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок, основанная на риск-ориентированном подходе. Благодаря этому проверки проводятся в первую очередь в отношении налогоплательщиков, которые используют агрессивные схемы минимизации налогообложения на крупные суммы, — отметил Алексей Легостаев.
Он пояснил, что выездной налоговый контроль — крайняя мера реагирования на неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей. В основном органами проводится работа с целью побудить их добровольно уточнить обязательства.
Результатом такого подхода стало снижение количества выездных проверок с 541 в 2016 году до 439 в 2017-м. При этом повысилась их эффективность по взысканию — с 2 494 миллионов рублей в 2016 году до 3 100 миллионов в 2017-м.
«Климат-контроль» для налогоплательщиков
Как сообщила в своем докладе начальник отдела предпроверочного анализа УФНС России по Новосибирской области Наталия Боровлева, с учетом специфики нашего региона отраслями экономики с наибольшими налоговыми рисками считаются транспортные услуги, строительство и переработка сельскохозяйственного сырья. Основными схемами ухода от налогообложения являются минимизация НДС, выплата «серой» заработной платы, использование спецрежимов путем формального дробления бизнеса на несколько субъектов.
С 2016 года налоговые органы используют в своей работе автоматизированную систему, которая позволяет оперативно и регулярно анализировать налоговые риски организаций по совокупности сведений и определять претендентов на включение в план проверок.
С целью возможной оценки этих рисков самими налогоплательщиками в автоматическом режиме в самое ближайшее время планируется ввести в «личные кабинеты» налогоплательщиков сервис «Климат-контроль». На основании его показателей каждое предприятие сможет избежать проведения выездных проверок. Для этого нужно будет постоянно приводить свой налоговый учет в соответствие с нормами законодательства. Всего таких критериев двенадцать. Среди них налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли; рост расходов, опережающий рост доходов от реализации товаров (работ, услуг), и другие. Полный список критериев можно найти на сайте Федеральной налоговой службы России.
После выступлений докладчиков участники публичных слушаний воспользовались возможностью задать им вопросы. В разговоре были затронуты такие темы, как налоговая нагрузка, публичность оценки налоговых рисков, проведение тематических проверок.
Присутствовавшая на мероприятии член общественного совета при УФНС России по Новосибирской области Анна Черушникова предложила обращаться к ним с инициативными предложениями. Она пообещала, что общественный совет будет выносить поступающие вопросы на рассмотрение на своих заседаниях, а при необходимости обратится в органы законодательной и исполнительной власти региона.
В завершение Алексей Легостаев сказал, что эффективность контрольной работы налоговых органов напрямую связана с обеспечением поступлений в бюджет.
— Одна из наших главных задач — построение системы эффективного налогового контроля и, как результат, формирование честной конкурентной среды для законного и комфортного ведения бизнеса путем создания прозрачной налоговой среды в отраслях экономики, — подчеркнул он.
КОММЕНТАРИИ
Елена СТАВИЦКАЯ, директор ООО «АФ «Аудит про»:
— Сегодня были обозначены основные моменты налогового контроля, именно те актуальные вопросы, на которые нашим налогоплательщикам нужно обратить внимание. Я считаю, что это очень важно, потому что законов выходит много, ориентироваться в приоритетности контроля, который существует на данный момент, довольно сложно. И еще немаловажной стала информация об общественном совете. Да и в принципе позитивный тон, который обозначился на встрече, давал ощущение, что мы находимся все вместе в общей ситуации и нам совместно нужно решать возникающие проблемы.
Лариса МАЗУРИНА, директор ООО «Налоговый консультант»:
— В свете изменения законодательства по налогам и введения статьи 54, когда мы говорим о дроблении бизнеса, о необоснованной налоговой выгоде, нам нужно иметь непрерывную связь с налоговыми органами. И это мероприятие показало, что их представители открыты для обсуждения проблем, готовы к рассмотрению наших вопросов.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Самаре начали принимать наличные деньги на транспортные карты Как будет устроен сбор мусора в Самарской области после Нового года? Ветеринарная клиника “Леопольд” В Сокском заливе перевернулась лодка: утонул рыбак В Самаре будет ограничено движение транспорта по улице братьев Коростелевых

Последние новости