Зачем детям-инвалидам компьютер за полтора миллиона
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Водолей» находится в Первомайском районе, на улице Пихтовой. Открываешь дверь на задний двор, а там — новенькая детская площадка и сосны, сосны…
— Летом ходим все по ягоды-грибы, — улыбается заведующая отделением Елена Калабина. — У нас тут много черники растет. А воздух какой!
Как в Новосибирской области работают с детьми-инвалидами, смотрим на примерах.
В «Водолей» приводят и привозят детей с рождения и до 18 лет с врожденными патологиями — синдромом Дауна, аутизмом, сахарным диабетом, другими нарушениями, с приобретенной инвалидностью. Примерно 65 процентов обращающихся — дети-инвалиды по психическому заболеванию.
Мягкий, шершавый, колючий и гладкий
Елена Калабина показывает нам блок лекотеки — крохотный мир, наполненный разнообразными звуками, запахами, ощущениями, где можно полноценно не только заниматься, но и отдыхать, позабыв любые страхи. Сюда на занятия приходят дети от трех до семи лет, причем вместе с родителями. С семьей в лекотеке работают дефектолог, логопед, психолог.
— В этом возрасте ребенок познает мир лучше всего через игру, — комментирует Елена Калабина. — Мы «идем» за ребенком — куда он, туда и педагог. Но здесь важно организовать деятельность так, чтобы и ребенку было интересно, и ты свою задачу тоже мог выполнить.
На полу разложены в ряд разноцветные коврики из различных природных материалов. Здесь и гладкие камушки, и пластиковая травка. Для таких детей, как, например, незрячий Максим, это еще и один из способов обучения восприятию окружающего мира. А бывает он мягкий, шершавый, колючий, гладкий…
— Изначальное предназначение этих сенсорных дорожек — массирование различных областей стопы ребенка, развитие тактильных ощущений рук и ног. Потрогай руками, встань и ощути ногами, посиди и почувствуй коврик, — объясняет заведующая.
Прямо напротив — сенсорный коврик с объемными предметами. Тут тебе и морковка, и грибочки, и домик, и ежик, и дерево с яблочками — все на липучках, которые с треском лихо отрывает местный воспитанник Артемка.
Как «включить» аутиста
Тимофей, который у окна трудится над пазлами, не умеет говорить в привычном для нас с вами понимании: на любой вопрос он отвечает тем же самым вопросом. Ему 14 лет, и у него сложная форма аутизма. Однако он лучше нас с вами ориентируется в структуре многосоставного объекта, например прекрасно собирает пазлы.
— Вот, например, наш любимый город Новосибирск, здесь больше тысячи деталей, — показывает Елена Калабина на картину из пазлов, которая в рамке висит на стене. — Мы не решились ее разобрать, повесили сюда, на самое видное место! Пусть все любуются. Тимофей вырастет и уйдет от нас, а его картина останется нам на память. Как-то его мама задерживалась, мне пришлось остаться с ребенком, а Тима собирал очередной ряд мозаики. Я задумалась: как же он это делает? А он, оказывается, просто берет ту самую, нужную детальку и вставляет именно в тот ряд, в то место, где она и должна быть. И это потрясающе!
По словам заведующей, у таких детей, как Тимофей, есть все шансы адаптироваться, ведь в перспективе он способен решать сложные конструктивные задачи. Благодаря местным педагогам мальчик начал составлять буквы в слова, эти слова произносить, печатать на ноутбуке и... учиться в школе! Правда, по индивидуальному графику.
— К сожалению, аутизм — это такая сложная штука, которая если есть, то уже на всю жизнь. И задача педагогов и общества — научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, адаптировать его к социуму, чтобы он не был исключен из нашей жизни.
У Степана тоже аутизм, но местные педагоги открыли в нем талант к пению. Он уже даже выступал на разных сценах нашего города. Правда, Степа поет, только когда слышит музыку.
Чудо техники за 1,5 миллиона
В педагогическом блоке тем временем шьют, лепят и делают заготовки для подарков ветеранам к 9 Мая. Воспитанники центра с особой любовью готовят небольшие сувениры. Чуть дальше находятся музыкальный зал, логопедический кабинет, небольшой сухой бассейн с разноцветными шариками.
— Все у нас маленькое и скромненькое, зато уютно, — улыбается Елена Калабина. — А еще у нашего отделения есть медицинская лицензия — оказываем различную медицинскую помощь, вот, например, по физиотерапии. Дети приходят на реабилитацию, им почти всегда требуется массаж, и будет правильно подкрепить его еще и различными физиопроцедурами.
Есть в «Водолее» и совершеннейшая редкость для Новосибирска — компьютер, который управляется… взглядом. Стоит такое чудо техники почти полтора миллиона рублей и предназначено для обучения детей с тяжелыми нарушениями двигательных функций, которые в силу заболевания не могут говорить. Это устройство с синтезатором голоса способно обеспечить людям полноценную коммуникацию, обрести социальную свободу и повысить качество жизни.
— Летом мы приглашаем на реабилитацию детей-инвалидов с сохранным интеллектом, потому что им в течение учебного года сложно оторваться от учебы. А уже с сентября по май приходят дети с тяжелыми и множественными нарушениями, — говорит заведующая. — У нас в группе 14 человек, и по возрасту мы детей не делим, здесь старшие заботятся о младших. Живем большой семьей — такой у нас принцип и подход.
Не казенное
Семья Ирины восемь лет назад переехала на Первомайку и сразу же пришла в «Водолей». У Ирины двое детей — сын с синдромом Дауна и дочь, которая не слышит.
— Когда сынок еще маленький был, ходили сюда за помощью, нам здесь программу реабилитации расписывали. А старшая дочка в группу дневного пребывания ходила. Потом Сережа вырос. В обычный детский сад нас не взяли, поэтому мы ходим сюда как в группу детсада. Нам здесь очень нравится, специалисты очень хорошие, — говорит мама.
По словам Ирины, большую помощь в адаптации оказывает медсестра Ирина Захарова, которая ко всему прочему еще и составляет меню. А питание здесь четырехразовое и вовсе не привозное — в отделении готовят сами, и очень вкусно.
— Сережа аллергик, и ему составляют меню с учетом всех наших диагнозов. У нас в «Водолее» проблем не было ни разу. Дома Сережа однажды случайно выпил молока и начал задыхаться, здесь же ничего подобного никогда не происходит. И вообще, атмосфера тут домашняя. Есть недалеко еще один центр, вот там все больничное, казенное такое… А здесь благодаря воспитателям и персоналу чувствуешь себя как дома.
КСТАТИ
Чтобы попасть в «Водолей», нужно обратиться в районный отдел социальной поддержки населения и обосновать, что ваш ребенок нуждается в социальных услугах, а в качестве поставщика необходимых услуг выбрать именно это отделение реабилитации. В «Водолее» нам сообщили, что готовы помочь детям не только из Первомайского района.