«Я звоню из операционной…»

«Я звоню из операционной…»

Медицинская служба, у которой есть крылья. Будни санитарной авиации Новосибирской области
Со следующего года наш регион присоединится к приоритетному федеральному проекту «Развитие санитарной авиации». Задача — обеспечить службу собственными вертолетами, которые будут доставлять пациентов в клиники. О том, что же это такое — санитарная авиация, как спасают больных, ответив на ночной звонок из отдаленного, утонувшего в снегах поселка, кто и как приходит на помощь — в материале «Советской Сибири».
История санитарной авиации началась задолго до того, как самолеты стали обыденным явлением. Первая транспортировка пациента по воздуху произошла в 1910 году. В 1933-м состоялось официальное рождение службы как подразделения гражданской авиации СССР в семи городах страны. В том числе в Новосибирске. Через пять лет станцию санитарной авиации передали медикам — в ведение Наркомздрава Советского Союза.
«Приходилось прыгать в снег»
В Новосибирске отделение обосновалось в областной клинической больнице, где продолжает работать и сейчас. До войны и сразу после нее медики, главным образом хирурги, вылетали в отдаленные районы области на двухместном У-2. Самолетик разгонялся по взлетной полосе городского аэропорта, а садился где придется, порой просто в поле. Оперировать приходилось в крайне сложных условиях — возможности транспортировки пациентов тогда были ограниченны. Позднее в распоряжении врачей появились вертолеты Ми-2 и Ми-4. В конце 60-х годов количество вылетов в районы достигало шести сотен в год.

«Я звоню из операционной…»

Фото предоставлено пресс-службой ГНОКБ

— На территории Новосибирской областной клинической больницы, на месте нынешнего центра нейрохирургии, находилась площадка, куда садились вертолеты в экстренных ситуациях, — рассказывает главный врач больницы, главный хирург Новосибирской области Анатолий Юданов, возглавлявший службу санавиации региона с 2001 по 2007 год. — До тех пор пока не появились приличные дороги, хорошо оснащенные реанимобили, мы много летали. У нас существовал договор с авиаотрядом Управления внутренних дел Новосибирска, и, когда возникала форс-мажорная ситуация, мы связывались с летчиками. Вылетали на Ми-8 или Ми-2 из городского аэропорта, реже с площадки на ОбьГЭС. А садились, как правило, просто на дорогу. Несколько раз вертолет не мог приземлиться, и я прыгал на крышу машины или в снег…
Стандартных ситуаций не бывает
Более десяти лет санавиацию, или, как ее официально называют, службу плановой и экстренной консультативной помощи ГНОКБ, возглавляет Евгений Васильев, врач анестезиолог-реаниматолог, главный специалист по оказанию плановой и экстренной консультативной помощи Новосибирской области.
— У нас ответственность большая — мы курируем тяжелых пациентов, когда у врачей в районных или городских больницах есть затруднения в отношении диагностики, лечения. Или когда необходимо доставить больного в Новосибирск для оказания специализированной помощи, — говорит Евгений Игоревич, встречая нас в отделении.
Здесь работает собственная круглосуточная диспетчерская служба. Оперативные дежурные принимают звонки и заносят информацию в компьютерную программу «Санавиа». Так же как диспетчеры скорой помощи. Только в санавиацию звонят не сами пациенты или их родственники, а врачи, когда им нужна помощь коллег. Позвонить могут даже из операционной, столкнувшись с такой-то нестандартной ситуацией. Поддержку им оказывает штат врачей практически всех специальностей. Сегодня их около 50 человек. Когда возникает необходимость, врачи санавиации отправляются в дорогу.
— В нашей практике нет ни одной стандартной ситуации. И ни одной некритической, — объясняет Евгений Васильев. — Если к нам обратились, значит что-то серьезное. Примеры? Ну, вот один из самых запомнившихся случаев. Несколько лет назад мы переправляли из Венгерово в Новосибирск троих детей, которые подожгли бочку с краской. Бочка взорвалась, и они получили сильнейшие ожоги тела площадью от 50 до 90 процентов. Договорились с МВД и на их вертолетах доставили детей в ожоговый центр ГНОКБ.

«Я звоню из операционной…»
Сегодня авиатранспорт привлекают только в крайних случаях. В распоряжении службы 10 реанимобилей, которые врачи называют реанимацией на колесах. Они оснащены аппаратом искусственной вентиляции легких, следящим оборудованием, дефибриллятором, дозатором лекарственных веществ, термосумками для перевозки крови и плазмы, носилками и щитами для транспортировки пациентов с переломом позвоночника, вакуумными матрасами. Есть и специальный реанимобиль для перевозки новорожденных с критически низкой массой тела.
— Вы обязательно напишите о водителях, — говорит Евгений Васильев, показывая машины. — Это особая каста людей, они в дороге отвечают за жизнь пациента и врачей. Преодолеть такие расстояния туда и обратно одному человеку довольно сложно. Плюс они знают все нюансы дороги, знают, где можно быстро проехать без тряски, а где нужно ехать потише. Не каждый сможет работать водителем реанимобиля.
Между жизнью и смертью
За свою долгую историю это направление медицинской помощи не раз менялось и реорганизовывалось. В 2002 году был создан филиал отделения в Куйбышеве, который взял на себя девять отдаленных от Новосибирска районов. Экстренных бросков из областного центра стало меньше. Сегодня районные больницы, за редким исключением, — это современные лечебные учреждения, где собственными силами могут оказать квалифицированную помощь. В 2007 году приказом был определен перечень ситуаций, при возникновении которых врачи ЦРБ и Новосибирска не просто могут, но и обязаны связаться со службой санавиации. И дальше курировать пациента уже совместно с ее специалистами.

«Я звоню из операционной…»

Фото Виктора БОРОВСКИХ

— Самые сильные впечатления — когда мы видим конечный результат своих усилий. Этот эффект в нашей работе острее проявляется, чем у многих других врачей, — делится руководитель санавиации Евгений Васильев. — Когда пациент поступает в тяжелом состоянии, а потом поправляется и его переводят в профильное отделение для дальнейшего лечения. Другими словами, когда он ушел с этой границы между жизнью и смертью.
МНЕНИЕ
Анатолий ЮДАНОВ, главный врач Государственной Новосибирской областной клинической больницы:
— Новый формат использования авиатранспорта надо будет продумать. Вероятно, это должна быть структура, которая работает не только на областную клиническую больницу, но и на скорую помощь, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

КСТАТИ
В ноябре глава региона Андрей Травников сообщил, что Новосибирская область войдет в федеральный проект по развитию санитарной авиации. Его главная цель — повысить доступность экстренной медицинской помощи для населения.

— Мы можем госпитализировать пациентов из районов области в самые лучшие клиники Новосибирска, но их доставку осуществляем вертолетами гражданского назначения, не оборудованными соответствующей медицинской техникой, — отметил губернатор.

Проект предусматривает приобретение для субъектов Российской Федерации новых медицинских вертолетов отечественного производства, оснащенных необходимым медоборудованием. Также запланировано строительство вертолетных площадок при медицинских организациях.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

На Вилоновской в Самаре произошла массовая авария Депутат Костромской области в Государственной думе получил новую должность Печальные фигуры костромских бурлаков могут оказаться на берегу Волги В Татарстане обновят правила о никахе и талаке «в соответствии с сегодняшними реалиями» В Самарской области коронавирусом заболели еще 49 человек

Последние новости