В Казань с образовательным семинаром приехала московский нейропсихолог Валентина Паевская. Нейропсихологией девушка занимается уже 11 лет. Корреспонденту ИА «Татар-информ» Валентина рассказала об основных проблемах в воспитании детей, с которыми сталкиваются родители, которые обращаются к ней за помощью.
«Родители приходят ко мне не с проблемами, они приходят с вопросами. Потому что проблемы – это как-то слишком громко сказано», – начала разговор детский нейропсихолог Валентина Паевская.
От обычного детского психолога специалист отличается приставкой «нейро». Нейропсихолог, по словам Валентины, может вам объяснить, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, опираясь на развитие его головного мозга. Специалист озвучила несколько основных проблем, с которыми приходят к ней родители.
Приучение к горшку
«Родители считают, что хождение на горшок – это, когда они сказали: “Давай, сядем на горшок”. Это не считается истинным хождением на горшок. Дело в том, что родители заморачиваются по поводу горшка очень рано. На самом же деле процесс приучения к горшку – индивидуален. Одно могу сказать точно, приучать можно начинать не раньше года и восьми месяцев», – уверяет Валентина Паевская.
Истерики из-за «хочу»
«Мамы начинают торговаться. Нужно четко понимать, если вы сказали нет, и это ребенку не нужно, вы стоите на своем до конца. Это главный принцип. И все время, когда мне говорят: “Ну, он же плачет”. Я отвечаю: “Ребенок хочет выпить кипятка. Он плачет. Вы дадите ему выпить кипяток? Ребенок хочет взять острый нож в маленьком возрасте, он плачет, ему нужен этот острый нож, вы дадите ему его?” В чем разница между спором из-за шоколадки, которая не несет ничего полезного организму, и из-за острого ножа? Я разницы не вижу. Главное четко выстраивать границы. Если вы ребенку что-то можете дать, и вы считаете это безвредным, то вы это даете. А если вы сказали ему: “Нет”, то слезы ребенка не должны менять вашего решения», – объясняет нейропсихолог.
Мой ребенок врет…
«С себя надо начинать. Как правило, обман начинается с родителей, когда родитель обещает своему чаду в выходные, например, погулять. Наступают выходные, мама говорит малышу о плохой погоде на улице и переносит прогулку. Ребенок уже воспринимает это как ложь. Ребенок не осознает, что вы не погуляли с ним из-за каких-то обстоятельств. Для вашего малыша это выглядит, будто вы его обманули. И, как правило, на самом деле мы не обращаем внимание на то, как часто мы обманываем наших детей, говоря что-то с утра и не выполняя это вечером. И поэтому, вранье ребенка – это прямое следствие нашего поведения», – уверяет специалист.
Ребенка нужно пороть!
«Все психологии и нейропсихологи знают о серьезных последствиях, которые получила наше общество за счет этих наказаний. И все сексуальные девиации, связанные с БДСМ и с такой популярностью фильма “50 оттенков серого” рождаются из таких наказаний физических. Нужно помнить, что агрессия порождает агрессию. Ребенок, которого один раз ударили, 10 раз ударит кого-то на детской площадке или в саду. А если в семье двое детей, значит перенесет на другого ребенка. В каждом возрасте есть свой способ воздействия на ребенка», – рассказывает Валентина Паевская.
Агрессия – это плохо
«В каждом возрасте свой тип агрессии. Если для ребенка трех лет нормально драться, то для ребенка 7 лет драться не нормально. Он уже должен выражать свои эмоции словами. В определенном возрасте дети дерутся, потом в другом возрасте они обзываются. Потом они начинают ругаться матом, потом они начинают “троллить”, далее – стеб, а потом травля. В каждом возрасте будет своя агрессия, и мы уже смотрим, в какой ситуации находится ребенок», – отмечает специалист.
Зависимость от компьютера и телевизора
«Давайте говорить откровенно – нормальный ребенок изначально не имеет свободного времени, если он развивается адекватно в соответствии своему возрасту. Потому что ему нужно учиться одеваться и раздеваться самостоятельно, кушать, потом научиться убирать за собой игрушки, правильно? Потом учится манипулировать ножницами, завязывать шнурки, складывать свою одежду, готовить свой портфельчик к школе. У нормального развивающегося ребенка не должно быть много свободного времени.
У меня два сына – 9 и 12 лет – у каждого из них при минимальной загрузке нет времени на компьютеры, потому что у них слишком много повседневных дел. Вот вы приходите с работы, вам что нужно сделать? Приготовить ужин, запустить стиральную машинку, приготовить вещи на завтра, пообщаться с ребенком, пообщаться с мужем… хотелось бы книжку почитать для себя, но время на это нет. Тоже самое происходит с нормально развивающимся ребенком – у нормального ребенка времени на компьютер не будет. У него будет его чуть-чуть. Если родители дают ребенку правильные мультики, правильные игры ставят на гаджеты – зависимости не возникает. Когда же мама решает все вопросы за ребенка – делает за него уроки, одевает в 5 лет, обувь на липучке в 6 лет. Понятное дело, что ребенок будет сидеть за гаджетами. Потому что он живет спокойной расслабленной жизнью, ему не надо трудиться, а когда он не трудится, у него возникает зависимость компьютерная», – рассказывает нейропсихолог.
Социальные сети под запретом
«Когда разрешать соцсети? Тогда, когда ребенок попросил. Вопрос, как вы это дадите. Завести страничку в социальной сети нужно до того, как ребенок поставит от вас пароль. Для того чтобы видеть, что там происходит, и иметь возможность вмешаться. Потому что в 13 лет бессмысленно уже ребенку что-то говорить, ведь он абсолютно спокойно ответит: “Я веду страничку так, как считаю нужным”. А соцсети надо ребенка учить вести, потому что фильтровать те гадости, которые они там обычно “постят” – это тоже навык. Это – современная жизнь, когда они будут уже взрослыми проходить собеседование на работу, первое, что будет работодатель делать – открывать его страничку в соцсети. Знаете, сейчас есть такая шутка – даже после нашей смерти наши внуки будут знать все наши косяки: как бабушка “тусила” на дискотеке. Поэтому, это – серьезная тема, на которую надо обращать внимание», – поделилась мнением Паевская.
Все лучшее – детям
«Не покупайте современные игрушки, вспомните ваше советское детство. Когда я захожу в магазин игрушек, я не вижу там ничего такого, что бы действительно могло дать то, что было в советском детстве — мозаики камушки. Это было самым полезным для детей – они двигались. А сейчас? Купили новомодный стульчик для кормления за 16 000 – затормозили развитие. Купили стульчик из “Икеи” за 1299 рублей – ускорили развитие, потому что сидеть на нем ребенку неудобно, ему хочется побыстрее стать взрослым. Чем круче вы покупаете коляску, тем дольше вы с ней ходите. Чем быстрее ребенок начинает двигаться сам, тем лучше развивается его мозг. Чем быстрее ребенок учится есть, чем быстрее он учится одеваться самостоятельно, тем быстрее он развивается. Основы развития, как известно, до трех лет. До этого момента стоит постараться избавить ребенка от всего современного. Правильная еда, никаких покупных сладостей – все убрать. Сейчас, к примеру, принято давать кашки перед сном, чтобы ребенок дольше спал. В итоге – дети едят ночью и не едят днем, потому что им не нужно столько еды. Родители переживают: “А почему ребенок днем не ест?” Я говорю: “Чем ночью кормите?” Все просто – он три раза ест углеводы, а ему нужен белок. Сейчас как: если мама не купила что-то новое, что-то крутое, то она себя чувствует плохой матерью – обделила ребенка. На самом деле надо действовать по другому принципу: я это не купила – я дала своему ребенку больше возможности для развития», – заключила специалист.
Источник: sntat.ru