Такая финансовая услуга, как автолизинг для частных лиц до сих пор не была представлена в России, однако на структуру продаж её возможное влияние очевидно. В развитых странах Европы и США на долю лизинга приходится до четверти всех продаж. У нас в России больше распространен автокредит, но зачастую даже купить авто в кредит по госпрограмме оказывается не очень выгодным. Поэтому для обычных покупателей привлекательнее лизинг.
Самый перспективный проект в этом направлении - Петербургский "КОНТРОЛ Лизинг". Услуга компании доступна в Петербурге и Москве, однако директор компании сообщил, что за ближайшие 5 лет представление проекта пройдёт в 25 городах. В следующем году услуга будет доступна в Казани, Екатеринбурге, Казани и Краснодаре. Интервью на эту тему дал Дмитрий Тимофеев, глава "КОНТРОЛ Лизинг".
Вопрос: почему такая перспективная, как показал западный опыт, программа не представлена у нас?
Ответ: Закон о законности передачи автомобиля в лизинг принят ещё два года назад, так, что эта схема, несмотря на уверения некоторых лизинговых компаний, совершенно легальна. Но для запуска такого проекта требуются огромные усилия, так что взяться за проект могут далеко не все, кто занимается лизингом. У компании должен быть запас ликвидности, или же специальные договоренности с банками.
Лизинговая компания приобретает автомобиль у дилера за 100% цены, определяет его остаточную стоимость, и вычитает её из долга клиента. То есть клиент оплачивает не всю стоимость автомобиля, а только часть. Оставшееся лизинговая компания вернёт только когда реализует автомобиль после окончания срока лизинга.
Вопрос: Откуда же черпаете свои средства вы?
Ответ: За счёт кредитных линий в нескольких крупных банках, открытых специально под эту программу.
Вопрос: В чём суть услуги и чем её отличие от взятия автомобиля в кредит?
Ответ: Продукт популярен, прежде всего, тем, что размер ежемесячного платежа невысок. Так как мы вычитаем остаточную стоимость из долга за автомобиль, платеж и становятся меньше в 1,5 - 3 раза в сравнении, например с автокредитом. Клиент, взявший кредит по окончании его срока имеет автомобиль на руках, и может купить за небольшие деньги даже самый безопасный седан , а после окончания лизингового срока - нет, хотя и возможность выкупа предусмотрена тоже. Но практика показывает, что как раз через 2-3 года любой автовладелец задумывается о смене машины, так как она морально устаревает и начинает требовать вложений. Если же клиент выбрал лизинг, ему не нужно думать о продаже или покупке новой. В лизинговой компании он просто меняет автомобиль на заранее выбранный - с номерами, и снова берёт его в лизинг.
Вопрос: В чём отличия автолизинга от автокредита с обратным выкупом?
Ответ: Похожая схема, однако при автолизинге машину выкупать совершенно не обязательно.